Учение И. Канта о «категорическом императиве»
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 20:25, реферат
Краткое описание
Иммануил Кант (1724-1804), родоначальник немецкой классической философии. Родился, учился и работал в Кенигсберге, где в 1755-1770 годах был доцентом, а в 1770-1796 годах - профессором университета. В 1796 году перестал читать лекции в университете, но продолжал научную деятельность почти до самой смерти 1804 году. В творчестве Канта выделяют 2 периода: «Докритический» (до 1770) и «критический»
Для докритического периода характерен интерес Канта к естественно-научным и натурфилософским темам. Кант писал работы по истории Земли, теории ветров, о причинах землетрясений и т.п. важнейшим трактом этого цикла стала « Всеобщая естественная история и теория неба» (1755).
Содержание
Философия Канта
Основные положение о «категорическом императиве»
Этика и проблема религии
Категорический императив
Вложенные файлы: 1 файл
ФГБОУ ВПО «Московская государственная
академия ветеринарной медицины и биотехнологий
имени К.И.Скрябина»
Кафедра философии и социально-гуманитарных
наук
Реферат
по теме: «Учение И. Канта
о «категорическом императиве»»
Москва 2013
Содержание
- Философия Канта
- Основные положение о «категорическом
императиве»
- Этика и проблема религии
- Категорический императив
1. Философия Канта
Иммануил Кант (1724-1804), родоначальник немецкой классической
философии. Родился, учился и работал в
Кенигсберге, где в 1755-1770 годах был доцентом,
а в 1770-1796 годах - профессором университета. В 1796 году перестал читать лекции
в университете, но продолжал научную
деятельность почти до самой смерти 1804
году. В творчестве Канта выделяют 2 периода:
«Докритический» (до 1770) и «критический»
Для докритического периода
характерен интерес Канта к естественно-научным
и натурфилософским темам. Кант писал
работы по истории Земли, теории ветров,
о причинах землетрясений и т.п. важнейшим
трактом этого цикла стала « Всеобщая
естественная история и теория неба» (1755).
Другим важнейшим направление
теоретического изыскания Канта в докритический
период была философская методика. Кант
хотел отыскать способ превращение метафизики
в точную науку. Но он не разделял популярного
в то время мнения, что для достижения
этой цели метафизика должна уподобиться
математике. Кант доказал, что методы этих
наук разняться. Математика конструктивна,
метафизика – аналитична. Задача метафизики
состоит в том, чтобы выявить элементарные
понятия человеческого мышления. Иными
словами, одной из главных проблем философии
является вопрос о границах человеческого
сознания. Об этом Кант заявляет в одной
из наиболее влиятельных работ докритического
периода «Грезы духовидца, поясненные
грезами метафизики» (1766). И именно
эта тема выходит на первый план в сочинениях
критического периода, прежде всего в
знаменитой «Критике чистого разума»
(1781).
2. Общие положения
о «категорическом императиве»
Человек по Канту, есть высшая
ценность. У каждого человека есть свое
достоинство. Он оберегает свое достоинство.
Но он должен понимать, что достоинство
другого человека есть, следовательно,
тоже высшая ценность. Человек обладает
свободой выбора поступка. Поступки людей
оцениваются с позиций категорий добра
и зла.
Исходя из этих двух положений
(человек есть высшая ценность, а Бог есть
символ нравственного идеала), Кант формулирует
свой нравственный закон, который должен
регулировать нравственные отношения
между людьми. Этот закон носит название
категорический императив (предписание).
Суть его в следующем:
- Поступай так, чтобы правило твоей
воли могло иметь силу принципа всеобщего
законодательства; такое правило должно
распространятся на всех, в том числе и
на тебя;
- Относится к другим людям надо также,
какого отношения ты ждешь к своей персоне;
- К человеку нельзя относится как
к средству для решения своих интересов.
Такая трактовка нравственного
закона ставит Канта в ряд великих гуманистов.
3. Этика и проблема религии
Реальность свободы не может быть продемонстрирована
теоретическими средствами. Впрочем, Кант
показывает, что она неизбежна в качестве
практического допущения. И он подробно
рассматривает эти вопросы в рамках своей
практической философии, изложенной в
«критике практического разума» (1788)
В «Критике практического разума» Кант излагает теорию этики. Практический
разум в учении Канта — единственный источник
принципов морального поведения; это разум,
перерастающий в волю. Этика Канта автономна
и априорна, она устремлена на должное,
а не на сущее. Её автономность означает
независимость моральных принципов от
вне моральных доводов и оснований. Ориентиром
для кантовской этики являются не фактические
поступки людей, а нормы, вытекающие из
«чистой» моральной воли. Это этика долга. В априоризме долга
Кант ищет источник всеобщности моральных
норм.
4. Категорический императив
Понятие морали Кант связывает с безусловным
долженствованием, т.е. с ситуациями, когда
мы сознаем, что должны поступать так-то
и так-то, просто потому, что так надо, а
не по каким-то другим причинам. В качестве
безусловных, моральных требований возникают
из разума, только не теоретического, а
«практического», определяющего волю.
Безусловность «категорического императива»,
выражающего моральный закон, означает
бескорыстность нравственных мотивов
и из независимость от эгоистичных стремлений,
то есть возможность в любой ситуации
действовать долгу.
Императив — правило, которое содержит
«объективное принуждение к поступку». Нравственный
закон — принуждение, необходимость действовать
вопреки эмпирическим воздействиям. А
значит, он приобретает форму принудительного
веления — императива.
Гипотетические императивы (относительные или условные императивы)
говорят о том, что поступки эффективны
для достижения определённых целей (например,
удовольствия или успеха).
Принципы морали восходят к одному верховному
принципу — категорическому императиву,
предписывающему поступки, которые хороши
сами по себе, объективно, безотносительно
к какой-либо иной, кроме самой нравственности,
цели.
Категорический императив гласит:
« поступая так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства »
«поступай так, чтобы ты всегда
относился к человечеству и в своём лице,
и в лице всякого другого также, как к цели,
и никогда не относился бы к нему только
как к средству»
«принцип воли каждого человека как воли, всеми своими максимами
устанавливающей всеобщие законы»: следует «совершать всё, исходя из
максимы своей воли как такой, которая
могла бы также иметь предметом самое
себя как волю, устанавливающую всеобщие
законы».
Это три разных способа представлять
один и тот же закон, и каждый из них объединяет
в себе два других.
Существование человека «имеет в себе
самом высшую цель…»; «… только нравственность
и человечество, поскольку оно к ней способно,
обладают достоинством», — пишет Кант.
Долг есть необходимость действия из
уважения к нравственному закону.
В этическом учении человек рассматривается
с двух точек зрения:
Поведение первого определено исключительно
внешними обстоятельствами и подчиняется
гипотетическому императиву. Поведение
второго должно подчиняться категорическому
императиву, высшему априорному моральному
принципу. Таким образом, поведение может
определяться и практическими интересами,
и моральными принципами. Возникают две
тенденции: стремление к счастью (удовлетворению
некоторых материальных потребностей)
и стремление к добродетели. Эти стремления
могут противоречить друг другу, и так
возникает «антиномия практического разума».
В качестве условий применимости категорического
императива в мире явлений Кант выдвигает
три постулата практического разума. Первый
постулат требует полной автономии человеческой
воли, её свободы. Этот постулат Кант выражает
формулой: «Ты должен, значит ты можешь».
Признавая, что без надежды на счастье
у людей не хватило бы душевных сил исполнять
свой долг вопреки внутренним и внешним
препятствиям, Кант выдвигает второй постулат:
«должно существовать «бессмертие души человека».
Антиномию стремления к счастью и стремления
к добродетели Кант, таким образом, разрешает
путём перенесения надежд личности в сверхэмпирический
мир. Для первого и второго постулатов
нужен гарант, а им может быть только бог,
значит, он должен существовать —
таков третий постулат практического
разума.
Автономность этики Канта означает зависимость
религии от этики. Согласно Канту, «религия
ничем не отличается от морали по своему
содержанию.
- Список литературы:
- А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина
Философия, издательство Проспект, 2012
- Суслова Л. А. Философия И. Канта (Методологический
анализ), 1988
- Нарский И. С. Иммануил Кант, 1976
Информация о работе Учение И. Канта о «категорическом императиве»