Учение И. Канта о «категорическом императиве»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 20:25, реферат

Краткое описание

Иммануил Кант (1724-1804), родоначальник немецкой классической философии. Родился, учился и работал в Кенигсберге, где в 1755-1770 годах был доцентом, а в 1770-1796 годах - профессором университета. В 1796 году перестал читать лекции в университете, но продолжал научную деятельность почти до самой смерти 1804 году. В творчестве Канта выделяют 2 периода: «Докритический» (до 1770) и «критический»
Для докритического периода характерен интерес Канта к естественно-научным и натурфилософским темам. Кант писал работы по истории Земли, теории ветров, о причинах землетрясений и т.п. важнейшим трактом этого цикла стала « Всеобщая естественная история и теория неба» (1755).

Содержание

Философия Канта
Основные положение о «категорическом императиве»
Этика и проблема религии
Категорический императив

Вложенные файлы: 1 файл

философия.docx

— 54.04 Кб (Скачать файл)

ФГБОУ ВПО «Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологий имени К.И.Скрябина»

 

 

 

 

Кафедра философии и социально-гуманитарных наук

 

 

 

 

 

Реферат

по теме: «Учение И. Канта о «категорическом императиве»»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2013

Содержание

  1. Философия Канта
  2. Основные положение о «категорическом императиве»
  3. Этика и проблема религии
  4. Категорический императив

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Философия Канта

Иммануил Кант (1724-1804), родоначальник немецкой классической философии. Родился, учился и работал в Кенигсберге, где в 1755-1770 годах был доцентом, а в 1770-1796 годах - профессором университета. В 1796 году перестал читать лекции в университете, но продолжал научную деятельность почти до самой смерти 1804 году. В творчестве Канта выделяют 2 периода: «Докритический» (до 1770) и «критический»

Для докритического периода характерен интерес Канта к естественно-научным и натурфилософским темам. Кант писал работы по истории Земли, теории ветров, о причинах землетрясений и т.п. важнейшим трактом этого цикла стала « Всеобщая естественная история и теория неба» (1755).

Другим важнейшим направление теоретического изыскания Канта в докритический период была философская методика. Кант хотел отыскать способ превращение метафизики в точную науку. Но он не разделял популярного в то время мнения, что для достижения этой цели метафизика должна уподобиться математике. Кант доказал, что методы этих наук разняться. Математика конструктивна, метафизика – аналитична. Задача метафизики состоит в том, чтобы выявить элементарные понятия человеческого мышления. Иными словами, одной из главных проблем философии является вопрос о границах человеческого сознания. Об этом Кант заявляет в одной из наиболее влиятельных работ докритического периода «Грезы духовидца, поясненные грезами метафизики» (1766). И именно  эта тема выходит на первый план в сочинениях критического периода, прежде всего в знаменитой «Критике чистого разума» (1781).

2. Общие положения  о «категорическом императиве»

Человек по Канту, есть высшая ценность. У каждого человека есть свое достоинство. Он оберегает свое достоинство. Но он должен понимать, что достоинство другого человека есть, следовательно, тоже высшая ценность. Человек обладает свободой выбора поступка. Поступки людей оцениваются с позиций категорий добра и зла.

Исходя из этих двух положений (человек есть высшая ценность, а Бог есть символ нравственного идеала), Кант формулирует свой нравственный закон, который должен регулировать нравственные отношения между людьми. Этот закон носит название категорический императив (предписание). Суть его в следующем:

  1. Поступай так, чтобы правило твоей воли могло иметь силу принципа всеобщего законодательства; такое правило должно распространятся на всех, в том числе и на тебя;
  2. Относится к другим людям надо также, какого отношения ты ждешь к своей персоне;
  3. К человеку нельзя относится как к средству для решения своих интересов.

Такая трактовка нравственного закона ставит Канта в ряд великих гуманистов.

3. Этика и проблема религии

 

Реальность свободы не может быть продемонстрирована теоретическими средствами. Впрочем, Кант показывает, что она неизбежна в качестве практического допущения. И он подробно рассматривает эти вопросы в рамках своей практической философии, изложенной в «критике практического разума» (1788)

В «Критике практического разума» Кант излагает теорию этики. Практический разум в учении Канта — единственный источник принципов морального поведения; это разум, перерастающий в волю. Этика Канта автономна и априорна, она устремлена на должное, а не на сущее. Её автономность означает независимость моральных принципов от вне моральных доводов и оснований. Ориентиром для кантовской этики являются не фактические поступки людей, а нормы, вытекающие из «чистой» моральной воли. Это этика долга. В априоризме долга Кант ищет источник всеобщности моральных норм.

4. Категорический императив

Понятие морали Кант связывает с безусловным долженствованием, т.е. с ситуациями, когда мы сознаем, что должны поступать так-то и так-то, просто потому, что так надо, а не по каким-то другим причинам. В качестве безусловных, моральных требований возникают из разума, только не теоретического, а «практического», определяющего волю. Безусловность «категорического императива», выражающего моральный закон, означает бескорыстность нравственных мотивов и из независимость от эгоистичных стремлений, то есть возможность в любой ситуации действовать долгу.

Императив — правило, которое содержит «объективное принуждение к поступку». Нравственный закон — принуждение, необходимость действовать вопреки эмпирическим воздействиям. А значит, он приобретает форму принудительного веления — императива.

Гипотетические императивы (относительные или условные императивы) говорят о том, что поступки эффективны для достижения определённых целей (например, удовольствия или успеха).

Принципы морали восходят к одному верховному принципу — категорическому императиву, предписывающему поступки, которые хороши сами по себе, объективно, безотносительно к какой-либо иной, кроме самой нравственности, цели.

 

Категорический императив гласит:

  • « поступая так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства »

  • «поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своём лице, и в лице всякого другого также, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству»

  • «принцип воли каждого человека как воли, всеми своими максимами устанавливающей всеобщие законы»: следует «совершать всё, исходя из максимы своей воли как такой, которая могла бы также иметь предметом самое себя как волю, устанавливающую всеобщие законы».

Это три разных способа представлять один и тот же закон, и каждый из них объединяет в себе два других.

Существование человека «имеет в себе самом высшую цель…»; «… только нравственность и человечество, поскольку оно к ней способно, обладают достоинством», — пишет Кант.

Долг есть необходимость действия из уважения к нравственному закону.

В этическом учении человек рассматривается с двух точек зрения:

  • человек как явление;

  • человек как вещь в себе.

Поведение первого определено исключительно внешними обстоятельствами и подчиняется гипотетическому императиву. Поведение второго должно подчиняться категорическому императиву, высшему априорному моральному принципу. Таким образом, поведение может определяться и практическими интересами, и моральными принципами. Возникают две тенденции: стремление к счастью (удовлетворению некоторых материальных потребностей) и стремление к добродетели. Эти стремления могут противоречить друг другу, и так возникает «антиномия практического разума».

В качестве условий применимости категорического императива в мире явлений Кант выдвигает три постулата практического разума. Первый постулат требует полной автономии человеческой воли, её свободы. Этот постулат Кант выражает формулой: «Ты должен, значит ты можешь». Признавая, что без надежды на счастье у людей не хватило бы душевных сил исполнять свой долг вопреки внутренним и внешним препятствиям, Кант выдвигает второй постулат: «должно существовать «бессмертие души человека». Антиномию стремления к счастью и стремления к добродетели Кант, таким образом, разрешает путём перенесения надежд личности в сверхэмпирический мир. Для первого и второго постулатов нужен гарант, а им может быть только бог, значит, он должен существовать — таков третий постулат практического разума.

Автономность этики Канта означает зависимость религии от этики. Согласно Канту, «религия ничем не отличается от морали по своему содержанию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Список литературы:
    • А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина Философия, издательство Проспект, 2012
    • Суслова Л. А. Философия И. Канта (Методологический анализ), 1988
    • Нарский И. С. Иммануил Кант, 1976

Информация о работе Учение И. Канта о «категорическом императиве»