Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2014 в 20:39, реферат
Краткое описание
С помощью теоретического разума можно доказать, что Бог, свобода, бессмертие души есть, и что их нет. Когда теоретический разум впадает в агностицизм, тогда на помощь приходят моральное сознание, «практический разум», которые вселяют веру в эти непознаваемые вещи.
Содержание
Введение……………………………………………………………………….….2 1. Учение Канта о праве…………………………………… ……………….……5 2 Учение Канта о государстве……………………………………………...…….9 Заключение……………………………………………………………………….16 Список источников и литературы………………………………………………18
2 Учение Канта о государстве……………………………………………...…….9
Заключение……………………………………………………………………….16
Список источников
и литературы………………………………………………18
Введение
Иммануил Кант (1724 -
1804) - родоначальник классической немецкой
философии и основоположник одного из
крупнейших направлений в современной
теории права.
Учение Канта сложилось
в начале 70-х гг. XVIII в. в ходе предпринятого
им критического пересмотра предшествующей
философии.
Канта по праву называют
философом свободы. Квинтэссенцией этики
мыслителя является учение о том, что человек
- существо не только природное, но и свободное.
«Кант пролагает новые начала развития
и определяет направление юридико-политической
мысли XIX века», -- пишет П.И.Новгородцев.
Учение о праве и государстве Кант изложил
в работах: «Основы метафизики нравственности»
(1785); «Критика практического разума» (1788);
«К вечному миру» (1795) и «Метафизика нравов
в двух частях» (1797), где он с позиций «практического
разума» дает рационалистическое обоснование
данного учения.
Философские основы
политико-правового учения Канта содержатся
в работе «Критика практического разума»,
где он различает «вещи в себе» (сущность
вещи) и явления. По Канту, «вещь в себе»
непознаваема для теоретического разума.
Нельзя познать сущность Бога, свободы,
бессмертия души. Но то, что недоступно
для теоретического разума, находит познание
в моральном сознании. Когда мы пытаемся
познать сущность вещей, мы сталкиваемся
с неразрешимыми противоречиями (антиномиями).
С помощью теоретического
разума можно доказать, что Бог, свобода,
бессмертие души есть, и что их нет. Когда
теоретический разум впадает в агностицизм,
тогда на помощь приходят моральное сознание,
«практический разум», которые вселяют
веру в эти непознаваемые вещи.
В душе каждого человека,
по Канту, живет нравственный закон - закон
должного, который называется у него категорическим
императивом. Это - постулат морального
сознания, он никак и ниоткуда не выводится.
Учение Канта о государстве
и праве, таким образом, неразрывно связано
с его этическими воззрениями.
С концепцией Канта
о государстве и праве связана и его концепция
всемирной истории, в основе которой лежит
следующий постулат: поступай так, чтобы
всегда иметь перед собой человечество
как цель, и никогда не относись к человечеству
как к средству. Всемирная история представляется
Канту историей прогресса человеческого
рода. Кант исходит из идеи прогресса,
как и французские просветители. Он доказывает
идею прогресса через идею всемирной истории.
Субъектом прогрессивного развития выступает
человечество в целом. Прогресс осуществляется
как поступательное развитие человеческого
рода вплоть до достижения цели всемирной
истории - наисовершеннейшего государственного
устройства. В своей концепции всемирной
истории Кант исходит из идеи свободы
как сущности и как явления.
Все человеческие поступки
подчинены неким общим законам природы
и имеют определенные закономерности.
Данные закономерности выявляются во
всемирной истории, в процессе поступательного
движения, развития всего человеческого
рода. Все природные задатки человека
раскрываются в ходе всемирной истории,
и каждое новое достижение, все открытия,
задатки просвещения передаются от поколения
к поколению. История предстает как история
просвещенного разума в ходе исторического
совершенствования разума и развития
природных задатков человека.
По Канту, человек есть
не только разумное, но и деятельное существо.
Деятельностное начало человеку дано
от природы, так как от природы у него есть
свобода воли.
По природе своей человек
склонен, с одной стороны, к общению с себе
подобными, с другой - к изоляции от общества.
Отсюда, в человеке коренятся и доброе
начало, и радикально злое (эгоистичное,
по Гоббсу).
Кант дает теорию прогресса
иначе, чем просветители, которые рассматривали
прогресс как наличное данное, а не в исторической
перспективе. Каждый человек думает, что
он уникален, исключителен и поэтому может
нарушить категорический императив. Чтобы
этого не произошло, человек нуждается
в принуждении, т.е. в законе, который бы
усмирял тех, кто не желает соблюдать свободу
других.
Этот закон должен
быть справедлив, но поскольку он создан
человеком с присущими ему антиномиями,
то надо стремиться к наисовершеннейшему
государственному устройству. О таком
устройстве, о путях к его достижению Кант
говорит в своём учении о государстве
и праве.
Актуальность изучения воззрений
Канта на государство и право обусловлена
тем, что политико-правовые доктрины Канта
до сих пор остаются предметом пристального
внимания, изучения, дискуссий.
Объект исследования: учение И. Канта о государстве
и праве.
Предмет: особенности государственно
- правовых воззрений И. Канта.
Целью работы является: раскрыть
основные положения учения И. Канта о государстве
и праве.
Задачи:
1) раскрыть основные
политико-правовые взгляды Канта;
2) выявить основные
положения учения Канта о государстве.
1. Учение
Канта о праве
Кант различает три
правовые категории:
1) естественное
право, которое имеет своим источником
самоочевидные априорные принципы;
2) положительное
право, источником которого является
воля законодателя;
3) справедливость -
притязание, не предусмотренное
законом и потому не обеспеченное
принуждением.
Естественное право,
в свою очередь, распадается на две ветви:
частное право и право публичное. Первое
регулирует отношения индивидов как собственников.
Второе определяет взаимоотношения между
людьми, объединенными в союз граждан
(государство), как членами политического
целого. Под естественным правом Кант
подразумевает естественные, прирожденные
права личности. Кант, не останавливаясь
на достигнутом в правовой мысли, далее
развивал естественно-правовую интерпретацию
прав человека. Он ставит вопрос об основании
притязаний человека на признание своих
прав. Естественные права человека до
Канта просто декларировались, исходя
из факта самого человеческого существования.
Он создал свое учение о человеке и его
прирожденных правах. По Канту, как физическое
существо человек подчинен законам природы,
но как волевое существо он подчинен законам
морального мира. Эти законы Кант сформулировал
в своём категорическом императиве, в
котором заключена кантовская идея естественного
права, под власть которого должны поставить
себя каждое государство и издаваемые
им законы.
Самым ценным и существенным
во всей кантовской теории является принцип,
согласно которому каждое лицо обладает
совершенным достоинством, абсолютной
ценностью; личность не есть орудие осуществления
каких бы то ни было планов, даже благороднейших
планов общего блага. Человек - субъект
нравственного сознания, в корне отличный
от окружающей природы, - в своем поведении
должен руководствоваться велениями нравственного
закона. Закон этот априорен, не подвержен
влиянию никаких внешних обстоятельств
и потому безусловен. Положительное право, основанное
на воле законодателя, должно соответствовать
естественному праву, т.е. требованиям
категорического императива, и поддерживаться
силой принуждения. «Естественному праву в
состоянии гражданского устройства (т.
е. тому праву, которое можно для такого
устройства вывести из априорных принципов),
- отмечает Кант, - не могут нанести ущерб
статутарные законы гражданского устройства
и, таким образом, остается в силе правовой
принцип: “Тот, кто поступает согласно
максиме, по которой становится невозможно
иметь предмет моего произвола моим, наносит
мне ущерб; в самом деле, только гражданское
устройство есть правовое состояние, благодаря
которому каждому свое лишь гарантируется,
но в сущности не устанавливается и не
определяется». Справедливость Кант
связывает со свободой «Свобода (независимость
от принуждающего произвола другого),
поскольку она совместима со свободой
каждого другого, сообразной со всеобщим
законом, - утверждает Кант, - и есть это
единственное первоначальное право, присущее
каждому человеку в силу его принадлежности
к человеческому роду ».
Рассматривая соотношение
частного и публичного права, Кант выступает
как сторонник отграничения гражданского
общества от государства.
Частное право, по Канту,
- это отношения индивидов как частных
собственников. В сфере должного данные
отношения должны строиться на основе
свободы, равенства, независимости, так
как это вытекает из принципов естественного
права. Основным признаком права Кант
считает формальное равенство: в гражданском
обороте люди выступают как лица, формально
равные. Формальное равенство может быть
только в свободе. Не должно быть привилегий
в сфере права. «Будь человеком, действующим
по праву… Не поступай с кем-либо не по
праву». Он выступает против средневекового
неравенства, против права-привилегии.
Кант различает право
на вещь и вещное право: «Право на вещь -
это право частного пользования вещью,
которой я владею (первоначально или в
силу установления) совместно со всеми
другими... Под словами вещное право (ius
reale) подразумевается не только право на
вещь (ius in re), но и совокупность всех
законов, касающихся вещного мое и твое». Собственность (dominium),
по Канту, - это «внешний предмет, который
по своей субстанции есть чье-то свое, кому неотъемлемо
принадлежат все права на эту вещь (как
акциденции присущи субстанции), которой
собственник (dominus) может распоряжаться
по своему усмотрению (ius disponendi de re sua)».
В системе частного
права Кант выделяет личное право. «Владение
произволом другого как способность по
законам свободы определять этот произвол
моим произволом к тому или иному действию
(внешнее мое и твое в отношении
причинности другого) - это некое право (каковых
прав я могу иметь много по отношению к
одному и тому же лицу или к другим лицам);
совокупность же (система) законов, на
основании которых я могу находиться в
этом владении, - это само личное право,
которое бывает только одно». Вещно-личное
право как одна из трех разновидностей
частного права (вещное, личное), по Канту,
«представляет собой право владения внешним
предметом как вещью и пользования
им как лицом». Кант
И. Метафизика нравов в двух частях. Оно
регулирует также и отношения между мужем
и женой, родителями и детьми, господином
и рабом.
В числе других прав
в системе частного права Кант выделяет
брачное право, родительское право, право
хозяина дома, наследственное право и
др.
Кант считает, что частное
право соответствует естественному состоянию,
а гражданскому состоянию (status civilis) общества,
подчиняющегося распределяющей справедливости,
соответствует состояние публичного права.
Он утверждает, что «из частного права
в естественном состоянии вытекает постулат
публичного права: ты должен при отношениях
неизбежного сосуществования со всеми
другими людьми перейти из этого состояния
в состояние правовое, т.е. в состояние
распределяющей справедливости. - Основание
для этого можно аналитически вывести
из понятия права во внешних
взаимоотношениях в противоположность насилию (violentia)».
Публичное право регулирует отношения
лиц как граждан. По Канту, главным в этих
отношениях является право народа участвовать
в принятии конституции.
Право должно быть
общеобязательным, так как цель человека
- совместить свой произвол (свободу) с
произволом (свободой) других. Но для соблюдения
права необходимо принуждение, а осуществление
принуждения Кант связывает с государством.
Таким образом, Кант переходит от
нравственности к праву и от права к государству,
которое должно базироваться на требованиях
категорического императива и соответственно
на принципах права. Отсюда Кант выводит
идею правового государства.
2. Учение
Канта о государстве
«Государство (civitas),
- пишет Кант, - это объединение множества
людей, подчиненных правовым законам.
Поскольку эти законы необходимы как априорные
законы, то есть как законы, сами собой
вытекающие из понятий внешнего права
вообще (а не как законы статутарные), форма
государства есть форма государства вообще,
то есть государство в идее, такое, каким
оно должно быть в соответствии с чистыми
принципами права, причем идея эта служит
путеводной нитью (norma) для любого действительного
объединения в общность (следовательно,
во внутреннем)». Правовое государство
- такое государство, где соблюдены все
естественные права и где не пренебрегают
свободой, равенством и независимостью
воли отдельных индивидов, а значит, соблюдены
требования категорического императива.
У Канта нет термина "правовое государство",
но идея правового государства вытекая
из всей его правовой теории.
Кант представляет
государство как соединение множества
людей под властью правового закона. Наилучшим
государством он считает республику как
правовой союз (а не как форму правления).
Он ведет речь о правовом государстве
как о республике в духе еще цицероновской
традиции. Главная задача государства,
где суверенитет принадлежит народу, заключается,
по Канту, в том, чтобы охранять и гарантировать
права и свободы граждан. Идею народного
суверенитета Кант выводит из договорной
теории происхождения государства.
Анализируя происхождение
государства, Кант определяет его начало
как естественное состояние, лишенное
всякой гарантии законности. Нравственный
долг, чувство уважения к естественному
праву побуждают людей оставить это состояние
и перейти к гражданскому обществу. Переход
к последнему не носит характер случайности.
Акт, посредством которого изолированные
индивиды образуют народ и государство,
есть договор.
Кантовское толкование
природы этого договора тесно сопряжено
с идеями об автономии воли, об индивидах,
как моральных субъектах и т.п. Главное
условие заключаемого договора - обязательство
любой создаваемой организации внешнего
принуждения (монархической ли государственности,
политически объединившегося ли народа)
признавать в каждом индивиде лицо, которое
без всякого принуждения осознает долг
"не делать другого средством для достижения
своих целей" и способно данный долг
исполнить. "Общественный договор",
по Канту, заключают между собой морально
развитые люди. Поэтому государственной
власти запрещается обращаться с ними
как с существами, которые не ведают морального
закона, и не могут сами правильно выбрать
линию поведения. Согласно общественному
договору, заключаемому в целях взаимной
выгоды и в соответствии с категорическим
(моральным) императивом, все отдельные
лица, составляющие народ, отказываются
от своей внешней свободы, чтобы тотчас
же снова обрести ее, однако уже как членов
государства. От свободы беспорядочной,
необузданной переходят к свободе подлинной
во всем ее объеме в правовом состоянии.
Свобода в рамках правового состояния
предусматривает в первую очередь свободу
критики.
Кант различает гражданское
общество и государство. Исследуя причины
возникновения гражданского общества,
философ приходит к следующему выводу:
в естественном состоянии каждый индивид
не в состоянии обеспечить в полной мере
свои права, ибо по природе люди все разные.
И первое, что
«человек обязан решить, если
он не хочет отречься от
всех правовых понятий, - это следующее:
надо выйти из естественного
состояния, в котором каждый поступает
по собственному разумению, и
объединиться со всеми остальными
(а он не может избежать взаимодействия
с ними), с тем чтобы подчиниться
внешнему опирающемуся на публичное
право принуждению, то есть вступить
в состояние, в котором каждому
будет по закону определено
и достаточно сильной властью(не его
собственной, а внешней) предоставлено
то, что должно быть признано своим, то есть
он прежде всего должен вступить в гражданское
состояние». Государство, утверждает Кант,
должно строиться на основе взаимной ответственности
личности и государства. Государство и
гражданин - равные субъекты права. Деятельность
государства основана на правовых законах,
а эти законы, в свою очередь, должны соответствовать
правовым принципам, суть которых составляют
естественные права человека. Кант выделяет
права и свободы граждан как членов государства:
«Объединенные для законодательства члены
такого общества (societas civilis), т.е. государства,
называются гражданами (cives),
а неотъемлемые от их сущности (как таковой)
правовые атрибуты суть: основанная на
законе свобода каждого
не повиноваться иному закону, кроме того,
на который он дал свое согласие; гражданское равенство - признавать
стоящим выше себя только того в составе
народа, на кого он имеет моральную способность
налагать такие же правовые обязанности,
какие этот может налагать на него; атрибут
гражданской самостоятельности -
быть обязанным своим существованием
и содержанием не произволу кого-то другого
в составе народа, а своим собственным
правам и силам как члену общности, следовательно,
в правовых делах гражданская личность
не должна быть представлена никемдругим».Кант
в числе других гражданских прав выделяет
и избирательное право.