Учение Платона о государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2014 в 22:21, реферат

Краткое описание

сего 9 лет не дожил Платон до Херонейской битвы и до
Панэллинского конгресса в Коринфе, означавшего конец политической
самостоятельности Греции.
Новой эпохой был эллинизм, период крупного рабовладения с его
огромными военно-монархическими империями, поглотившими старый
классический полис. Платон ничего не знал о наступающей огромной
эпохе. Но, как и все принципиальные люди его времени, он судорожно
искал выход из окружавших его социально-политических отношений.
Выходом для него оказалась утопия.

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство сельского хозяйства РФ.doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)

правления, которая, по мнению В.С. Нерсесянц, является «возможно,

самая выразительная во всей мировой литературе».

Для людей, живущих в условиях порочного государственного

строя, характерны, по мнению Платона, ошибочный выбор ценностей,

ненасытное стремление к ложно понятому и неверно осуществляемому

благу (в тимократии — безудержная страсть к военным успехам, в

олигархии — к богатству, в демократии - к безграничной свободе, в

тирании — к чрезмерному рабству). Именно это, согласно Платону, и

губит данный строй. Таким образом, каждая форма государства гибнет

из-за внутренних противоречий, присущих ее собственному принципу, и

злоупотреблений последним.

Выход из порочных состояний общества Платон видит в возврате к

изначальному строю — правлению мудрых.

Можно полностью согласиться с В.Н. Сафоновым, делающим

следующие выводы из диалога Платона «Государство»:

1. Государство у Платона стоит над гражданином и именно так он

понимает справедливость, то есть то, что хорошо для государства, то

хорошо и для гражданина.

2. Чрезмерная свобода в государстве  так же опасна, как и

чрезмерное подчинение граждан одному правителю. Первое ведет к

анархии, а второе — к тирании причем анархия чревата тиранией, так

как всякая крайность оборачивается своей противоположностью.

3. Очень важно, чтобы в государстве  было единство, которое

Платон понимал трояко: а) закону подчиняются все без исключения

граждане; б) не должно быть контраста между самыми бедными и самыми

богатыми; в) нельзя допускать разногласий между теми, кто

осуществляет управление государством.

4. Сословная (кастовая) структура общества  лучше всего

соответствует интересам государства и граждан, так как всем

гарантирует порядок, достаток, безопасность и процветание.

5. Двум высшим сословиям —  правителям и воинам — запрещается

иметь любую частную собственность, чтобы они все свои силы и время

отдавали служению государству, которое обеспечивает их всем

необходимым.

6. Платон был за полное равноправие  женщин и за общественное

воспитание детей.

7. Платоновская демократия —  это не иное, как анархия;

недостатки олигархии, замеченные Платоном, актуальны до сих пор,

лучшие формы правления — это монархия и аристократия, а самая худшая

— это тирания.

8. Исходными формами правления, из которых произошли все

другие, являются монархия и демократия, элементы которых должны

присутствовать в каждом государстве.

Субъектом свободы и высшего совершенства оказывается у Платона

не отдельная личность и даже не класс, а все общество, все

государство в целом. Платон приносит в жертву своему государству

человека, его счастье, его свободу и моральное совершенство. И прав

был Гегель, указав, что в «Государстве» Платона «все стороны, в

которых утверждает себя единичность как таковая, растворяются во

всеобщем, — все признаются лишь как всеобщие люди».

Начертанный проект наилучшей организации государства и

общества философ считает осуществимым только для греков: для других

народов он неприменим в силу их будто бы полной неспособности к

устройству разумного общественного порядка. Более того, с течением

времени Платон и сам охладевает к своей модели идеального

государства после неудачной попытки реализовать ее на практике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Заключение

Воззрение Платона на государство и на роль в нем личности

имеет все черты реакционной социальной утопии. Кого могла спасти в

те катастрофические времена такая утопия? Практически она имела

нулевое значение даже при сочувствии к намерениям Платона со стороны

некоторых государственных и общественных деятелей.

Платон был объявлен буржуазными историками предтечей теорий

социализма и коммунизма, что отрицалось советской наукой. То, что на

Западе называли платоновским коммунизмом, в СССР называли

коммунизмом потребления, в отличие от теории научного коммунизма, то

есть коммунизма производства. Коммунизм Платона - и исторически, и

политически не признавался советскими историками результатом

исследования, а более того, такая формула считалась публицистическим

мифом новейшего антикоммунизма.

Но в этой утопии есть и положительная черта. С редким

реализмом Платон понял характерную для античного полиса связь

единичного с целым, зависимость личности от более широкого целого,

обусловленность индивида государством. Поняв эту связь, Платон

превратил ее в норму задуманного им проекта идеального общественно-

политического устройства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Список использованной литературы

 

1. В.Ф.Асмус «Платон». М.: Мысль, 1975

2. А.Ф.Лосев, А.А.Тахо-Годи «Платон. Аристотель». Серия ЖЗЛ. М.:

«Молодая гвардия», 1993

3. Платон. Сочинения в 4-х томах. М.: Мысль, 1964

 


 



Информация о работе Учение Платона о государстве