Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2014 в 22:21, реферат
сего 9 лет не дожил Платон до Херонейской битвы и до
Панэллинского конгресса в Коринфе, означавшего конец политической
самостоятельности Греции.
Новой эпохой был эллинизм, период крупного рабовладения с его
огромными военно-монархическими империями, поглотившими старый
классический полис. Платон ничего не знал о наступающей огромной
эпохе. Но, как и все принципиальные люди его времени, он судорожно
искал выход из окружавших его социально-политических отношений.
Выходом для него оказалась утопия.
правления, которая, по мнению В.С. Нерсесянц, является «возможно,
самая выразительная во всей мировой литературе».
Для людей, живущих в условиях порочного государственного
строя, характерны, по мнению Платона, ошибочный выбор ценностей,
ненасытное стремление к ложно понятому и неверно осуществляемому
благу (в тимократии — безудержная страсть к военным успехам, в
олигархии — к богатству, в демократии - к безграничной свободе, в
тирании — к чрезмерному рабству). Именно это, согласно Платону, и
губит данный строй. Таким образом, каждая форма государства гибнет
из-за внутренних противоречий, присущих ее собственному принципу, и
злоупотреблений последним.
Выход из порочных состояний общества Платон видит в возврате к
изначальному строю — правлению мудрых.
Можно полностью согласиться с В.Н. Сафоновым, делающим
следующие выводы из диалога Платона «Государство»:
1. Государство у Платона стоит над гражданином и именно так он
понимает справедливость, то есть то, что хорошо для государства, то
хорошо и для гражданина.
2. Чрезмерная свобода в
чрезмерное подчинение граждан одному правителю. Первое ведет к
анархии, а второе — к тирании причем анархия чревата тиранией, так
как всякая крайность оборачивается своей противоположностью.
3. Очень важно, чтобы в государстве было единство, которое
Платон понимал трояко: а) закону подчиняются все без исключения
граждане; б) не должно быть контраста между самыми бедными и самыми
богатыми; в) нельзя допускать разногласий между теми, кто
осуществляет управление государством.
4. Сословная (кастовая) структура общества лучше всего
соответствует интересам государства и граждан, так как всем
гарантирует порядок, достаток, безопасность и процветание.
5. Двум высшим сословиям —
правителям и воинам —
иметь любую частную собственность, чтобы они все свои силы и время
отдавали служению государству, которое обеспечивает их всем
необходимым.
6. Платон был за полное
воспитание детей.
7. Платоновская демократия — это не иное, как анархия;
недостатки олигархии, замеченные Платоном, актуальны до сих пор,
лучшие формы правления — это монархия и аристократия, а самая худшая
— это тирания.
8. Исходными формами правления, из которых произошли все
другие, являются монархия и демократия, элементы которых должны
присутствовать в каждом государстве.
Субъектом свободы и высшего совершенства оказывается у Платона
не отдельная личность и даже не класс, а все общество, все
государство в целом. Платон приносит в жертву своему государству
человека, его счастье, его свободу и моральное совершенство. И прав
был Гегель, указав, что в «Государстве» Платона «все стороны, в
которых утверждает себя единичность как таковая, растворяются во
всеобщем, — все признаются лишь как всеобщие люди».
Начертанный проект наилучшей организации государства и
общества философ считает осуществимым только для греков: для других
народов он неприменим в силу их будто бы полной неспособности к
устройству разумного общественного порядка. Более того, с течением
времени Платон и сам охладевает к своей модели идеального
государства после неудачной попытки реализовать ее на практике.
Воззрение Платона на государство и на роль в нем личности
имеет все черты реакционной социальной утопии. Кого могла спасти в
те катастрофические времена такая утопия? Практически она имела
нулевое значение даже при сочувствии к намерениям Платона со стороны
некоторых государственных и общественных деятелей.
Платон был объявлен буржуазными историками предтечей теорий
социализма и коммунизма, что отрицалось советской наукой. То, что на
Западе называли платоновским коммунизмом, в СССР называли
коммунизмом потребления, в отличие от теории научного коммунизма, то
есть коммунизма производства. Коммунизм Платона - и исторически, и
политически не признавался советскими историками результатом
исследования, а более того, такая формула считалась публицистическим
мифом новейшего антикоммунизма.
Но в этой утопии есть и положительная черта. С редким
реализмом Платон понял характерную для античного полиса связь
единичного с целым, зависимость личности от более широкого целого,
обусловленность индивида государством. Поняв эту связь, Платон
превратил ее в норму задуманного им проекта идеального общественно-
политического устройства.
1. В.Ф.Асмус «Платон». М.: Мысль, 1975
2. А.Ф.Лосев, А.А.Тахо-Годи «Платон. Аристотель». Серия ЖЗЛ. М.:
«Молодая гвардия», 1993
3. Платон. Сочинения в 4-х томах. М.: Мысль, 1964