Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 16:49, реферат
Однажды друг философа Херефон посетил оракула в Дельфах, чтобы узнать ответ на вопрос: «Кто мудрее Сократа?». Ему пришлось подождать, пока пифия переадресует богу необычное послание. Наконец жрица произнесла: «На свете нет человека мудрее Сократа». Потрясенный Херефон бросился к Сократу, однако тот, выслушав друга, не возгордился, а задумался над тем, что на самом деле имел в виду Аполлон. «У меня не слишком много знаний, - размышлял он, – однако не в правилах богов говорить неправду…. Чтобы понять смысл слов Аполлона, я должен узнать, нет ли человека, который был бы умнее меня. Найдя его, я смогу оспорить предсказание».
ВВЕДЕНИЕ 3
Философ и его время: один против всех 4
В месяце фаргелион 4
«Я знаю только то, что ничего не знаю» 7
Создание семьи 8
«Познай самого себя» 9
Судьбоносная встреча 10
Диалоги Сократа 11
Философия в понимании Сократа 12
Особенности философии Сократа 15
Учение Сократа 20
Суд на Сократом 21
Посмертные легенды 21
После Сократа 22
Заключение 24
Список литературы 26
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Братский государственный университет»
Факультет экономики и управления
Кафедра Философии и Социологии
Реферат
на тему
«Учение Сократа»
Выполнил: Т.В. Гончарова
студент гр. МО-09
Проверил:
Ст. преподаватель Н.Н. Волкова
Братск 2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Философ и его время: один против всех 4
В месяце фаргелион 4
«Я знаю только то, что ничего не знаю» 7
Создание семьи 8
«Познай самого себя» 9
Судьбоносная встреча 10
Диалоги Сократа 11
Философия в понимании Сократа 12
Особенности философии Сократа 15
Учение Сократа 20
Суд на Сократом 21
Посмертные легенды 21
После Сократа 22
Заключение 24
Список литературы 26
Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя!
ВВЕДЕНИЕ
В данном реферате я бы хотела поставить перед собой цель подробно узнать и изучить учение Сократа – великого античного мудреца. Ему принадлежит выдающееся место в истории моральной философии и этики, логики, диалектики, политических и правовых учений. Влияние, оказанное им на прогресс человеческого познания, ощущается до наших дней. Он навсегда вошел в духовную культуру человечества. Из его мировоззрения родилась вся греческая философия.
Эта тема была выбрана мною потому, что я считаю её наиболее актуальной и интересной для написания реферата по философии. Актуальность данной темы обусловлена тем, что личность Сократа ещё не до конца изучена так же, как и его философия, поэтому данный реферат может быть пригоден для дальнейшего исследования этого вопроса.
Философия Сократа находилась между объективизмом досократики и субъективизмом софистики. Человеческая душа (сознание) подчинена своим собственным законам, которые отнюдь не произвольны, как хотели доказать софисты; самопознание имеет внутренний критерий истинности: если знание и добро тождественны, то, познавая себя, мы должны делаться лучше. Знаменитую дельфийскую максиму «Познай самого себя» Сократ понимал как призыв к моральному самосовершенствованию и в этом видел истинное религиозное благочестие.
Сократом интересовались и увлекались во все времена. От века к веку аудитория его собеседников изменялась, но не убывала. И сегодня она, несомненно, многолюднее, чем когда бы то ни было. Имя Сократа известно всем, поскольку его революционные идеи продолжают оказывать влияние на умы и сердца миллионов людей. При этом биография философа, которая, вне всякого сомнения, была богата событиями, очень мало изучена и основывается на легендах, предположениях и свидетельствах третьих лиц. Сократ не оставил никаких письменных трудов, но для всех последующих поколений он стал воплощением мудрости, поэтому интерес к личности этого человека не ослабевает.
В центре сократовской мысли – тема человека, проблемы жизни смерти, добра и зла, добродетелей и пороков, права и долга, свободы и ответственности, личности и общества. Сократ исходил из того, что счастье достигается путем самосовершенствования, а не накопления материальных богатств. Беседы Сократа – поучительный и авторитетный пример того, как можно ориентироваться в чаще этих вечно актуальных вопросов. Обращение к Сократу во все времена было попыткой понять себя и своё время. И мы, при всем своеобразии нашей эпохи и новизне задач, не исключение.
Поставленная передо мною цель требует решения следующих задач:
Для написания данного реферата в основном использовались учебные пособия, книги, а так же словари и справочники.
Философ и его время: один против всех
в месяце фаргелион
Родился Сократ в знаменитые Фаргелии – в месяце Фаргелион (май – июнь по современному календарю), в год архонта Апсефиона, на четвертом году 77-й Олимпиады (469 г. до н.э.) в семье каменотеса Софрониска и повитухи Фенареты.
Фаргелии были праздником рождения Аполлона и Артемиды. Рождение в такой день считалось событием символическим и знаменитым , и новорожденный, естественно, попадал под покровительство высокочтимого в Афинах светозарного Аполлона, бога муз, искусства, гармонии.
И жизнь Сократа, по тогдашним представлениям, не только началась, но и прошла под определившим его судьбу «знаком Аполлона». надпись на Дельфийском храме Аполлона – «Познай самого себя» - предопределила тот глубокий и стойкий интерес к философии, занятие которой Сократ расценивал как служение дельфийскому богу. Оракул Аполлона в Дельфах признал Сократа мудрейшим из греков. С именем Аполлона была связанна также и отсрочка казни Сократа на целый месяц.
Дельфийский оракул.
Жители Греции, когда у них возникали проблемы – деловые, бытовые, сердечные, - обращались за советом к дельфийскому оракулу. Люди шли в храм бога Аполлона, записывали свой вопрос на бумаге и отдавали ее жрецу. Жрец пересказывал содержание записки пифии, и та давала страждущему ответ от имени бога.
Однажды друг философа Херефон посетил оракула в Дельфах, чтобы узнать ответ на вопрос: «Кто мудрее Сократа?». Ему пришлось подождать, пока пифия переадресует богу необычное послание. Наконец жрица произнесла: «На свете нет человека мудрее Сократа». Потрясенный Херефон бросился к Сократу, однако тот, выслушав друга, не возгордился, а задумался над тем, что на самом деле имел в виду Аполлон. «У меня не слишком много знаний, - размышлял он, – однако не в правилах богов говорить неправду…. Чтобы понять смысл слов Аполлона, я должен узнать, нет ли человека, который был бы умнее меня. Найдя его, я смогу оспорить предсказание».
И тогда Сократ стал предлагать самые разные вопросы политикам. Художникам, музыкантам, писателям, известным людям и ученым, чтобы проверить глубину их знаний. В результате он понял одну вещь; «Все они действительно обладают большими познаниями. Однако, считая себя мудрецами, они не могут постигнуть суть вещей. Выходит, я действительно мудрее, чем они».
В дошедших до нас сведениях о
Сократе, правда, в ряде случаев дополнена
вымыслом. Они порой носят
Сократ привлекал внимание решительно всем: внешность и образом жизни, деятельностью и учением. В отличие от платных учителей мудрости (софистов), щеголявших в пышных одеждах, он всегда был одет скромно и нередко ходил босиком. По представлениям греков, столь высоко ценивших телесную красоту и уверенных в своей красоте, Сократ был безобразен: невысокого роста, приземистый, с отвисшим животом, короткой шеей, большой лысой головой и огромным выпуклым лбом. Смягчить впечатление от его некрасивой внешности не могла даже полная достоинства походка.
Для эллинского типа красоты характерны
правильные черты лица, прямой нос,
большие выразительные глаза. У
Сократа же был приплюснутый и
вздёрнутый нос с широкими ноздрями,
толстые чувственные губы, одутловатое
лицо. Глаза у Сократа были навыкате,
да и по всегдашней своей манере
смотрел он чуть исподлобья. Словом,
внешний вид Сократа
По словам красавца Алкивиада, Сократ похож на силена или сатира – волосатого похотливого демона, получеловека, полукозла, которого ваятели чаще всего изображают с дудочкой или флейтой в руках, делая эту фигурку полой внутри. Если же раскрыть этот силенообразный футляр, то внутри можно обнаружить изумительно прекрасные золотые изваяния богов. Таков и Сократ. Внешне он вылепленный силен, настоящий сатир Марсий. Мифологический Марсий потрясал и покорял игрой на флейте. Сократ же поражал и завораживал слушателей, когда начинал говорить и раскрывать свою душу.
Мало достоверных сведений о детстве и вообще первой половине жизни Сократа, когда он еще не приобрел широкую популярность среди афинян. Но кое-что все, же известно.
Сократ был в семье вторым ребенком. До своего брака с Софрониском Фенарета уже была замужем и родила сына Патрокла, старшего брата Сократа. Одна из биографических легенд сообщает, что Софрониск, по принятому тогда обыкновению, в связи с рождением Сократа обратился к оракулу с вопросом о характере обращения с сыном в воспитании его. Смысл божественного наставления был примерно таков: « Пусть сын делает то, что ему заблагорассудится; отец не должен его к чему-то вынуждать и от чего-то удерживать. Отцу лишь следует молиться Зевсу и Музам о благом исходе дела, предоставив сына свободному проявлению своих склонностей и влечений. В иных заботах его сын не нуждается, так как он уже имеет внутри себя на всю жизнь руководителя, который лучше тысячи учителей и воспитателей». Под внутренним руководителем при этом имелся в виду даймоний (демон) Сократа – его гений, внутренний оракул, голос, предостерегавший против дурных поступков. Уже на исходе своей жизни, представ перед судом, Сократ отзывался о своем демоне так: «Со мною приключается нечто божественное или чудесное…. Началось у меня это с детства: возникает какой-то голос, который всякий раз отклоняет меня от того, что я бываю, намерен делать, а склонять к чему-нибудь никогда не склоняет. Вот этот-то голос и возбраняет мне заниматься государственными делами».
«Я знаю только то, что ничего не знаю»
Произнеся эти слова, великий мудрец хотел сказать, что в мире есть много вещей, которые можно увидеть, но невозможно понять и объяснить, даже обладая всеми знаниями, накопленными человечеством. Люди обычно полагают, будто они что-то знают, а на самом деле их знания ничтожны. Сократ сделал вывод о том, что по-настоящему мудры только боги, а он сам. Зная о своем незнании, знает больше, чем все остальные, но сила человека в том, что он, осознавая, сколь малы и условны его познания, все равно стремится к мудрости.
К существующим философским школам он испытывал только презрение и впоследствии говорил, что его воззрения воспитала сама жизнь. Он считал этих философов ничем не лучше сумасшедших, которые сами не знают, чего они добиваются. Крылатая фраза «Я знаю только то, что ничего не знаю» означает не столько строгое к себе отношение, недооценку самого себя или необходимость более глубокого самопознания, сколько необходимость первоочередного познания, что такое Истина, Красота, Добродетель. Ответа на этот вопрос Сократ не нашел у современных ему школ и потому решил, что познание природы или метафизики не сможет улучшить жизнь людей, не разбирающихся в религиозно – нравственных проблемах, в которых по его мнению заключается моральные нормы.
Женись, несмотря ни на что. Если попадется хорошая жена - станешь исключением, если плохая - философом.
Создание семьи
Как смог Сократ прожить без работы двадцать лет, занимаясь изучением «собственного невежества»? некоторые ученые полагают, что он обучился мастерству каменотеса и скульптора у своего отца и занимался этой работой долгое время, прежде чем стал «чистым» мыслителем. Другая версия гласит, что Сократу удалось от отца наследство, позволившее вести более или менее основное существование. Согласно третьему предположению, Сократу помогали его друзья и ученики. Независимо от того, какое из этих мнений соответствует действительности, ясно одно: Сократ жил в постоянной нужде.
Женился Сократ поздно, в пятьдесят лет. Его жене Ксантиппе было не больше двадцати. Такая огромная разница в возрасте у супругов в то время была обычным делом. У Сократа и Ксантиппы было трое сыновей. К моменту смерти семидесятилетнего Сократа его старшему сыну было около восемнадцати лет.
Ксантиппа была родом из богатой семьи, об этом говорит ее имя. «Ксантиппа» означает «желтая лошадь», а слово «Гиппос» («лошадь») характерно для имен аристократов того времени. Кроме того. Их старший сын, Лампрокл, был назван в честь отца Ксантиппы, а эта традиция соблюдалась только в том случае, если у новорожденного был богатый знатный дед. Портрет Ксантиппы в диалоге Платона «Федон» и ее же портрет, данный Ксенофонтом в «Воспоминаниях о Сократе», рисуют образ верной и преданной жены. Правда, в «Пире» Ксенофонта Сократ говорит о том, что жить с такой женой ему непросто, а Элиан называет ее сварливой ревнивой мегерой. Имя «Ксантиппа» стало нарицательным – так называют ворчливую надоедливую жену.
«Познай самого себя»
Согласно приводимому
Сократовское проникновение в существо человеческих проблем требовало новых, истинных путей познания. Философский интерес Сократа к проблематике человека и человеческого познания знаменовал собой поворот от прежней натурфилософии к моральной философии. Человек и его место в мире стали центральной проблемой этики Сократа и главной темой всех его бесед. В этой связи Цицерон метко заметил, что Сократ спустил философию с неба на землю.
Во времена сократовской молодости
философия в Афинах была импортным
продуктом. Афиняне были сильны в
политике, искусстве, ремеслах, торговле,
военном и морском деле, но не
в философии. Своих философских
школ, течений или даже просто заметных
философов не имелось. Собственно первым
философом-афинянином был Архелай
– удачное для легенды
Однажды, даже получив пинок, Сократ и это стерпел, а когда кто-то подивился, он ответил: "Если бы меня лягнул осёл, разве стал бы я подавать на него в суд?
Судьбоносная встреча
Дата знакомства Сократа с его учителем Архелаем остается для историков предметом спора. Однако известно точно: Сократу было около 20 лет, когда он проявил интерес к изучению натурфилософии.
Юный Сократ испытал неуемную тягу к знаниям. Ему очень хотелось обрести мудрость, чтобы понять причины, по которым все вещи возникают, а затем постепенно видоизменяются и ветшают (умирают). Увлеченный разгадкой этого вопроса, Сократ полностью посвятил себя наукам. Однако он сомневался в том, что натурфилософия способна дать единственно верные и исчерпывающие ответы на все встающие перед ним вопросы.
Когда эти сомнения выросли в уверенность, Сократ некоторое время провел в раздумьях, а вскоре понял, что судьба подарила ему шанс вновь проверить возможность найти истину. Это произошло на публичном чтении книги Анаксагора – философа из Малой Азии, которой переехал в Афины около 461 года до н.э.