Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 18:29, реферат
В становлении и развитии философии в Древней Греции выдающееся место принадлежит Сократу (470—469 — 399 до н. э.). Сделав философию своей специальностью, а судя по дошедшим сведениям это так и было, поскольку кроме нескольких лет, проведенных в качестве воина, Сократ ничем другим не занимался, древнегреческий мыслитель тем не менее не оставил после своей кончины философских произведений. Объясняется это просто: свои идеи Сократ предпочитал высказывать в устной форме ученикам, слушателям и оппонентам.
1. Учение Сократа и его метод. Этика Сократа
В становлении
и развитии философии в Древней
Греции выдающееся место принадлежит
Сократу (470—469 — 399 до н. э.). Сделав философию
своей специальностью, а судя по
дошедшим сведениям это так и
было, поскольку кроме нескольких
лет, проведенных в качестве воина,
Сократ ничем другим не занимался, древнегреческий
мыслитель тем не менее не оставил
после своей кончины
Современников
поражало у Сократа многое: неординарная
наружность, образ жизни, высокая
нравственность, парадоксальность суждений
и глубина философского анализа.
Сократ является,
по существу, первым древнегреческим
философом, кто отходит от натурфилософского
истолкования мира и философски, то
есть путем рассуждений и
Анализируя проблемы человеческого бытия, Сократ внимание в своих речах и беседах уделял вопросам этики, то есть тем нормам, по которым человек должен жить в обществе. При этом способ доказательства и опровержения высказываемых суждений отличался у Сократа разносторонней и неотразимой формой воздействия.
В своей философской деятельности Сократ руководствовался двумя принципами, сформулированными оракулами: необходимостью каждому «познать самого себя» и тем, что «ни один человек ничего не знает достоверно и только истинный мудрец знает, что он ничего не знает».
По свидетельствам Ксенофонта и Платона, в своих беседах и речах Сократ мастерски владел иронией, ставя порой собеседников и слушателей, которые до встречи с Сократом считали себя образованными, в положение ничего не знающих и не понимающих людей.
Познание
самого себя, по Сократу, — это одновременно
поиск настоящего знания и того,
по каким принципам лучше жить,
то есть это поиск знания и добродетели.
По существу, он отождествляет знание
с добродетелью. Однако не ограничивает
сферу познания утверждением о том,
что ему нужно, или тем, что
должно быть, и в этом смысле знание
одновременно выступает как добродетель.
Это фундаментальный принцип
этической концепции и наиболее
полно он представлен в диалоге
Платона «Протагор». Невежество большинства
людей проявляется в том, что
знание и добродетель они
В свете сказанного становится ясным, что этическая концепция Сократа базируется не только, а возможно, не столько на нравственности, сколько на преодолении невежества и на знании. Его концепцию можно представить так: от невежества, через знание, к добродетели, а дальше — к совершенному человеку и ь добродетельным отношения между людьми.
Информация о работе Учение Сократа и его метод. Этика Сократа