Учение Сократа и его метод. Этика Сократа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 18:29, реферат

Краткое описание

В становлении и развитии философии в Древней Греции выдающееся место принадлежит Сократу (470—469 — 399 до н. э.). Сделав философию своей специальностью, а судя по дошедшим сведениям это так и было, поскольку кроме нескольких лет, проведенных в качестве воина, Сократ ничем другим не занимался, древнегреческий мыслитель тем не менее не оставил после своей кончины философских произведений. Объясняется это просто: свои идеи Сократ предпочитал высказывать в устной форме ученикам, слушателям и оппонентам.

Вложенные файлы: 1 файл

сократ.docx

— 16.59 Кб (Скачать файл)

  1. Учение Сократа и его метод. Этика Сократа

В становлении  и развитии философии в Древней  Греции выдающееся место принадлежит  Сократу (470—469 — 399 до н. э.). Сделав философию  своей специальностью, а судя по дошедшим сведениям это так и  было, поскольку кроме нескольких лет, проведенных в качестве воина, Сократ ничем другим не занимался, древнегреческий  мыслитель тем не менее не оставил  после своей кончины философских  произведений. Объясняется это просто: свои идеи Сократ предпочитал высказывать  в устной форме ученикам, слушателям и оппонентам.

Современников поражало у Сократа многое: неординарная наружность, образ жизни, высокая  нравственность, парадоксальность суждений и глубина философского анализа.                                                          

Сократ является, по существу, первым древнегреческим  философом, кто отходит от натурфилософского  истолкования мира и философски, то есть путем рассуждений и умозаключений, пытается найти истину, ответы на поставленные им самим и его предшественниками-философами вопросы. Другими словами, предметом  его философских рассуждений  являются человеческое сознание, душа, человеческая жизнь в целом, а  не космос, не природа, как это было у его предшественников. И хотя он еще не дошел до платоновского  или аристотелевского понимания  философии, несомненно то, что он заложил основы их воззрений.

Анализируя  проблемы человеческого бытия, Сократ внимание в своих речах и беседах  уделял вопросам этики, то есть тем  нормам, по которым человек должен жить в обществе. При этом способ доказательства и опровержения высказываемых  суждений отличался у Сократа  разносторонней и неотразимой формой воздействия.

В своей философской  деятельности Сократ руководствовался двумя принципами, сформулированными  оракулами: необходимостью каждому  «познать самого себя» и тем, что  «ни один человек ничего не знает  достоверно и только истинный мудрец знает, что он ничего не знает».

По свидетельствам Ксенофонта и Платона, в своих беседах и речах Сократ мастерски владел иронией, ставя порой собеседников и слушателей, которые до встречи с Сократом считали себя образованными, в положение ничего не знающих и не понимающих людей.

Познание  самого себя, по Сократу, — это одновременно поиск настоящего знания и того, по каким принципам лучше жить, то есть это поиск знания и добродетели. По существу, он отождествляет знание с добродетелью. Однако не ограничивает сферу познания утверждением о том, что ему нужно, или тем, что  должно быть, и в этом смысле знание одновременно выступает как добродетель. Это фундаментальный принцип  этической концепции и наиболее полно он представлен в диалоге  Платона «Протагор». Невежество большинства  людей проявляется в том, что  знание и добродетель они рассматривают  как две различные субстанции, независимые друг от друга. Они считают, что знание не оказывает никакого влияния на поведение человека, и  человек нередко поступает не так, как того требует знание, а  в соответствии со своими чувственными импульсами. По Сократу, наука, а в  более узком смысле — знание, которая демонстрирует свою неспособность  влиять на человека особенно в моменты  воздействия чувственных импульсов, не может считаться наукой.

В свете сказанного становится ясным, что этическая  концепция Сократа базируется не только, а возможно, не столько на нравственности, сколько на преодолении  невежества и на знании. Его концепцию  можно представить так: от невежества, через знание, к добродетели, а  дальше — к совершенному человеку и  ь добродетельным отношения между людьми.


Информация о работе Учение Сократа и его метод. Этика Сократа