Учение об идеях
Материальный мир, который нас
окружает и который мы познаем своими
чувствами, является, согласно Платону,
лишь "тенью" и произведен от мира
идей, т. е. материальный мир вторичен.
Все явления и предметы материального
мира преходящи, возникают, гибнут и изменяются
(и поэтому не могут быть подлинно сущими),
идеи являются неизменными, неподвижными
и вечными. За эти свойства Платон признает
их подлинным, действительным бытием и
возводит в ранг единственного предмета
подлинно истинного познания.
Платон объясняет, например,
подобие всех существующих в материальном
мире столов наличием идеи стола в мире
идей. Все существующие столы - лишь тень,
отблеск вечной и неизменной идеи стола
Это, как говорил В. И. Ленин, является переворачиванием
действительности. В действительности
идея стола возникает как абстракция,
как выражение определенного подобия
(т. е. абстрагирование от отличий) многих
отдельных, конкретных столов. Идею Платон
отрывает от реальных предметов (единичных),
абсолютизирует и провозглашает априорной
по отношению к ним же. Идеи суть подлинные
сущности, существуют вне материального
мира и не зависят от него, объективны
(ипостась понятий), материальный мир им
лишь подчинен. В этом - ядро объективного
идеализма Платона (и рационального объективного
идеализма вообще).
Учение о мировой
душе
Капитальной задачей натурфилософии
Платона явился вопрос: каким образом
идеи осуществляются, воплощаются в материи?
Разрешая эту задачу, Платон прибег к гипотезе
позднейших пифагорейцев – к учению о
Мировой Душе, посредствующей между миром
вечно-тожественных идей и видимым миром
генезиса. Рассматривая Вселенную как
живое, одушевленное существо, составленное
из материализовавшихся, воплотившихся
родов и видов или идей, он должен был уже
логически допустить посредствующее начало
между идеями и материей, начало, сродное
обоим этим первоначалам и как бы составленное
из них. Без гипотезы Мировой Души невозможно
объяснить воплощения идей, приобщения
вещей к идеям, устроения, образования
Вселенной.
В самом деле, умопостигаемые
идеи могут быть восприняты только разумным
существом или душою; иначе как через ее
посредство, как объяснить их видимое
воплощение в чувственных вещах? Далее,
астрономические и физические явления
подчиняются законам пифагорейской гармонии,
определяются математическими соотношениями.
Материя сама по себе не может объяснить
этих невещественных отношений: они должны
быть точно так же предзаложены в том разумном
начале, в той Мировой Душе, которая обусловливает
закономерность и целесообразность космического
строя.
Т. обр., гипотеза Мировой Души
представляется необходимым выводом,
к которому Платон естественно приходит
как из рассмотрения природы вещей, сообразно
предшествовавшим космологическим учениям,
так и из рассмотрения самих идей в их
отношении к природе. Уже пифагорейцы
признавали душу за гармонию и число, и
для Платона Мировая Душа была совершенной
гармонией и совершенным числом, которые
обусловливали мат. правильность мировых
явлений.
Существование Мировой Души
доказывается, во-первых, от идеи совершенства
целого. Бог создал мир сообразно идее
блага, следовательно, осуществил во всем
высшее совершенство, с которым нераздельна
разумность; но разумность немыслима без
души, следовательно, немыслим без души
и мир.
Второе доказательство – телеологическое.
Оно исходит от признания всеобщей разумности
в правильном движении небесных светил
и, наконец, в нашем собственном духе. Мы
видим, что все живые существа в мире обладают
сознанием: и, как тела их слагаются из
частиц тех стихий, которые наполняют
Вселенную, так и их разумность предполагает
некоторую общую разумную мировую стихию.
Наконец, третье доказательство,
вытекающее из рассмотрения природы движения
как у Анаксагора. Начало движения нематериально:
душа есть начало движения и источник
его.
Словом, душа признается как
необходимое посредствующее начало между
разумом и веществом, идеей и материей.
Душа есть основание всякого разумного
движения и тех образований, которые из
него получаются; она вместе с тем есть
и источник всякого познания. Соединяя
в себе начала идеальное и материальное,
она познает и то, и другое. Она бестелесна
и вместе с тем относится к материальному.
Она противополагается безграничному
множеству явлений как идеальное единство,
беспорядочному движению – как пребывающее
начало меры, закона, порядка. Но вместе
с тем она не изъята из изменяющегося множества
явлений и движения, но одушевляет мир.
Будучи душою мира, она протяженна и есть
причина движения. Поэтому во Вселенной,
в движении небесных тел соединены однообразие
и изменение, а в области познания – усмотрение
тожества и различия.
Учение об обществе
и государстве
В мировоззрении Платона важное
место принадлежит его взглядам на общество
и государство. Платон менее всего похож
на аполитического мыслителя, равнодушного
к явлениям общественной жизни и политическим
учреждениям. С философским идеализмом
в нем сочетается чрезвычайный интерес
к общественным отношениям. Его чрезвычайно
занимал вопрос о том, каким должно быть
совершенное общежитие и каким воспитанием
люди должны быть подготовлены к устройству
и сохранению такого общежития.
О тяготении Платона к разработке
вопросов общественного устройства хорошо
говорит в рецензии на русский перевод
«Поэтики» Аристотеля Н. Г. Чернышевский.
«Платона, — писал Чернышевский, — многие
считают каким-то греческим романтиком,
вздыхающим о неведомом и туманном, чудном
и прекрасном крае, стремящимся... далеко,
далеко от людей и земли... Платон был вовсе
не таков... он не был праздным мечтателем,
думал не. о звездных мирах, а о земле, не
о призраках, а о человеке. И прежде всего
Платон думал о том, что человек должен
быть гражданином государства...» [42. с.
263 — 264]. Не удивительно поэтому, что вопросам
общественно-политическим Платон посвятил
два наиболее обстоятельных своих произведения:
написанный в большей своей части в эпоху
зрелости, долго разрабатывавшийся трактат
«Государство (Politeia)» и произведение глубокой
старости «Законы». Оба они далеко не равноценны.
В «Государстве» учение об обществе разработано
в тесной связи с центральным учением
платоновского идеализма — с теорией
«идей» — и несет на себе печать ригоризма
и непреклонности: идеальное сурово противопоставлено
как образец и как норма должного эмпирической
действительности. В то же время, несмотря
на всю резкость этого противопоставления,
в «Государстве» запечатлено удивительное
знание и понимание столь резко критикуемой
и отрицаемой Платоном эмпирической действительности.
В сравнении с «Государством» «Законы»
— произведение гораздо более «компромиссное»,
в нем смягчен прежний, характерный для
«Государства», идеалистический ригоризм,
сделан ряд далеко идущих уступок требованиям
эмпирической реальности.
К обоим большим трактатам примыкают,
дополняя их, диалоги «Политик» и отчасти
«Критон».
В «Политике» Платон разделяет
сферу научного знания на предписывающую
цели и на теоретическую. 'В науку, предписывающую
цели, включается и наука государственного
человека, предмет которой — верховное
руководство государством, сходное по
своей природе с искусством пастуха.
Существующим, несовершенным
формам государственного общежития предшествовала,
по Платону, во времена глубокой древности,
в век правления Хроноса, совершенная
форма общежития. В те времена сами боги,
как божественные пастухи, управляли отдельными
областями, а в жизни общества наблюдалась
достаточность всего необходимого для
жизни, отсутствовали войны, разбои и раздоры.
Люди непосредственно рождались из земли,
не нуждались в жилищах и в постели, использовали
немалые часы досуга для занятий философией.
На этой стадии люди были свободны от обязанности
борьбы с природой, и их соединяли узы
дружбы.
Однако взять этот строй за
образец возможного наилучшего порядка
невозможно — этого не дозволяют материальные
условия существования: необходимость
самосохранения, борьба против природы
и против враждебных народов. Впрочем,
недостижимый образец минувшего золотого
века проливает свет на условия, в которых
приходится жить современному человеку:
вглядываясь в этот миновавший и невозвратный
строй, мы видим, в чем состоит зло, препятствующее
правильному устройству общества и порождаемое
нуждой, семейными отношениями, борьбой
между народами.
Первоначальный тип общежития
как тип идеальный нарисован Платоном
не только в «Государстве», но и в «Законах»,
где он изобразил уже не столь идиллические,
как в эру Хроноса, условия жизни людей,
спасшихся на вершинах гор во время потопа.
Идеальному типу Платон противопоставил
отрицательный тип общественного устройства.
В нем главным двигателем поведения людей
оказываются материальные заботы и стимулы.
По мнению Платона, все существующие государства
принадлежат к этому, отрицательному типу:
«Каково бы ни было государство,
в нем всегда есть два государства, враждебные
друг другу: одно — государства богатых,
другое — бедных» [Госуд., IV, 422 Е].
УЧЕНИЕ ПЛАТОНА О ГОСУДАРСТВЕ
В "Государстве"
Платон, конструируя идеальное, справедливое
государство, исходит из того соответствия,
которое, существует между космосом, государством
и отдельным человеком. "По самой идее
справедливости, - говорит Платон, справедливый
человек ни сколько не отличается от справедливого
государства, но, напротив, схож с ним".
В человеке
существуют три начала:
1. Разумное.
2. Яростное.
3. Вожделеющее
(биологическое).
Идеальным
человеком, по Платону, является тот человек,
у которого разумное начало преобладает.
В идеальном
государстве, как и в человеке, существует
три начала.
1. Совещательное
– правители (философы)
2. Защитное
– воины (стражи)
3. Деловое
– производители (ремесленники, земледельцы)
Разделение
труда.
Справедливость
состоит в том, чтобы каждое начало занималось
своим делом и не вмешивалось в дела других.
На это основывается наилучшее удовлетворение
потребностей (т.к. каждый человек будет
лучше заниматься одним делом, чем несколькими
одновременно).
Такое
разделение труда вытекает из природного
неравенства людей (миф о том, что при рождении
одним людям подмешивается золото, другим
– серебро и т.д. В мифе говорится, что
государство погибнет, если им будет управлять
железный или медный страж).
Кроме
того справедливость требует соответствующей
иерархической соподчиненности всех начал
во имя целого:
Философы
(правители)
Стражи
(воины)
Производители
Характеристика
сословий.
1. «Правители
(философы) – интеллектуальная элита общества.
По Платону, править должны знающие, и
править должны именно философы т.к. они
не могут совершать плохих поступков».
Существует диктатура правителей. Они
являются законодателями, решают все вопросы
государственной и общественной жизни,
занимаются науками и воспитанием. Власть
это обязанность.
В сословии
правителей отбираются дети наиболее
способные к умственному труду. Философы
обязательно должны пройти военную службу,
после которой они обучаются различным
наукам и только по достижении пятидесяти
лет становятся правителями.
2. Стражи
(воины). В сословие стражей отбираются
дети с хорошими физическими данными и
преобладающим яростным началом. Задача
стажей состоит в защите государства.
Стражам строго запрещается прикасаться
к деньгам, золоту, серебру и и меть какую-либо
собственность (даже жены и дети у них
должны быть общими).
3. Производители
(торговцы и ремесленники) не должне вмешиваться
в вопросы управления или иные сферы деятельности
государства. Их главной функцией является
обеспечение государства необходимыми
благами (пищей, орудиями труда и т.д.).
Функции
государства.
1. Социальная
функция (удовлетворение потребностей)
2. Защитная
функция.
3. Воспитательная
функция (человеку внушается, что интересы
государства выше интересов личности).
4. Духовная
функция (развитие философии и науки)
Платон
считал, что превыше всего благо государства,
а не отдельных личностей или социальных
слоев (главное, чтобы было счастливо все
государство в целом).
Идеальное
государство, в понимании Платона, - это
полис, т. е. небольшой город-государство.
Территория полиса не должна быть особо
обширной, поэтому завоевательные войны
им осуждаются. Войны могли вестись только
в целях защиты государства. Война, по
Платону, - главный источник частных и
общественных бед.
Оптимальной
формой правления Платон считал аристократию
(т.е. власть "лучших", управлять государством
должны знающие).
Следующей,
по предпочтительности, формой правления
является тимократия (т.е. власть воинов-сословия
стражей ). Она наиболее близка к аристократии.
Такой тип формы правления существовал
в Спарте. Вместо разумного начала в таком
государстве господствует яростный дух.
Такое государство будет вечно воевать.
Порча
поглощенного войной и раздорами тимократического
государства приводит в результате скопления
значительного богатства у частных лиц
к олигархии. Этот строй основан на имущественном
цензе; у власти стоят богатые, бедняки
не участвуют в управлении.
У неимущих
зреет ненависть против алчных богачей,
приводящая к перевороту в государстве
и установлению демократии. В целом демократию
Платон расценивает как строй приятный
и разнообразный, но не имеющий должного
управления. Равенство при демократии
уравнивает равных и не равных. Согласно
Платону, демократия опьяняется свободой
в неразбавленном виде, и из нее вырастает
ее продолжение и противоположность –
тирания (т.е. власть одного человека).
Черезмерная свобода превращается в черезмерное
рабствво. Тирания – наихудший вид формы
правления, где царят произвол, беззаконие
и насилие. Тирания является неустойчивой
формой правления, т.к. у нее отсутствует
социальная основа.
То,
что в прочном государственном строе считают
благом и к чему стремятся (в тимократии
– военные успехи, в олигархии – богатство,
в демократии – свобода), губит данный
строй. Другими словами, каждая форма государства
гибнет из-за внутренних противоречий,
присущих ее собственному принципу, и
злоупотреблений последним.
Таким
образом, Платон выделяет пять форм правления:
1. Аристократия
– наилучшая.
2. Тимократия.
3. Олигархия.
4. Демократия.
5. Тирания
– наихудшая.
Особенностью
этого учения является отсутствие монархии.
Собственность.
Платон
выступает против крайностей богатства
и бедности, за умеренность и средний достаток.
В идеальном государстве должен быть преодолен
раскол на богатых и бедных. Частной собственности
в идеальном государстве не должно быть
("Никто не может обладать частной собственностью
если в том нет крайней необходимости").
Затем ни у кого не должно быть такого
жилища или кладовой, куда не имел бы доступа
всякий желающий. Необходимые припасы
все получают от третьего сословия.
Особое
отношение к собственности должно быть
у стражей. Чтобы стражи постоянно были
на высоте своих задач, их быт и вся жизнь
организуется на началах солидарности,
общности, равенства и коллективизма.
Живут и питаются они сообща, как во время
походов.
Брак
и семья.
«Семьи,
в обычном смысле, для двух первых сословий
не существует. Решающее значение для
идеального государственного устройства,
по Платону, имеет введение для стажей
общности жен и детей. Детей воспитывает
государство».
Вопросы
регламентации брака, быта, собственности,
труда, да и всей жизни людей третьего
сословия Платон оставляет на усмотрение
властей идеального государства.
22. Учение
Платона о государстве
Вопросам упорядочения
общества Платон посвящает следующие
произведения: "Государство"("Политея")
и "Законы" ("Номой"),
Государство, по Платону,
возникает потому, что человек как индивид
не может обеспечить удовлетворение своих
главных потребностей. Платон не стремится
к познанию реального общественного процесса
и не занимается исследованием проблем
упорядочения общества. Он строит теорию идеального государства, которое
в большей или меньшей степени являлось
бы логическим следствием его системы
объективного идеализма. Идеальное государство
возникает как общество трех социальных
групп. Этими группами являются правители - философы,стратеги - воины,
задача которых стоять на страже безопасности
государства, ипроизводители-земледельцы
и ремесленники, которые обеспечивают
удовлетворение жизненных потребностей.
Эти три сословия соответствуют в принципе
трем частям души, о которых уже упоминалось
раньше. У философов преобладает разумная
часть души, у воинов определяющей частью
души является воля и благородная страсть,
у ремесленников и земледельцев преобладают
чувственность и влечения, которые должны,
однако, быть управляемыми, умеренными.
Трем основным сословиям
соответствуют также три из четырех основных
добродетелей.Мудрость является
добродетелью правителей и философов, храбрость - добродетель
воинов, аумеренность - добродетель
народа. Четвертая добродетель-справедливость-
не относится к отдельным сословиям, но
является "надсословной", некоей
"державной" добродетелью.
С позиции своего идеального
государства Платон классифицирует существующие
государственные формы на две большие
группы: приемлемые государственные формы
и регрессивные - упадочные. Первое место
в группе приемлемых государственных
форм, естественно, занимает Платоново
идеальное государство. Из существующих
государственных форм ближе всего к нему
стоит аристократия, а
именно аристократическая республика
(а не аристократическая монархия).
К упадочным, нисходящим
государственным формам он относит тимократию, которая,
хотя ее и нельзя отнести к приемлемым
формам, стоит к ним ближе всего. Это власть
нескольких личностей, основанная на военной
силе, т. е, на добродетелях средней части
души. В античной Греции этому типу наиболее
соответствовала аристократическая Спарта
V и IV вв. до н. э. Существенно ниже тимократии
стоит олигархия. Это
власть нескольких личностей, опирающаяся
на торговлю, ростовщичество, которые
тесно связаны с низкой, чувственной частью
души. Главным предметом раздражения Платона
являются демократия, в
которой он видит власть толпы, неблагородного
демоса, и тирания, которая
в античной Греции начиная с VI в. до н. э.
представляла диктатуру, направленную
против аристократии.
В социальных теориях
и воззрениях на государство на первый
план выступают, в частности, классовые
корни идеализма Платона.
Этика Платона построена,
исходя из идеалистического понимания
души. Ее основой является осознание врожденных
добродетелей, характерных для отдельных
общественных сословий. Соблюдение этих
добродетелей ведет к справедливости.
Кроме этого Платон подчеркивает значение набожности и
почитания богов. Важное место, которое
в Платоновых социальных концепциях занимает
религия, определено уже в его иерархии
идей, ибо идея набожности стоит весьма
близко к идее добра и красоты.
Социальной функции
и общественному призванию идеального
государства соответствует и предложенная
Платоном система воспитания. Она
направлена прежде всего на воспитание
стражей и правителей. Важное место в ней
занимает гимнастика - телесное воспитание.
Следующим элементом воспитания является
обучение чтению, письму и мусическим
предметам (до того уровня, который позволен
в области искусства идеальным государством).
Вся система завершается изучением арифметики,
геометрии, астрономии и теории музыки.
Это тот уровень образования, который
достаточен для воспитания стражей. Те
же, кто предопределен к тому, чтобы стать
правителями, должны изучать также философию,
и в частности "диалектику".
Этика Платона
Платон сумел выявить многие
острейшие философские проблемы. Одна
из них касается соотношения концепции
идей и этики. На вершине иерархии сократовских
и платоновских идей находится идея блага.
Но почему именно идея блага, а не идея,
например, красоты или истины? Платон рассуждает
таким образом: "…то, что придает познаваемым
вещам истинность, а человека наделяет
способностью познавать, то ты и считай
идеей блага, причиной знания и познаваемости
истины. Как ни прекрасно то и другое —
познание и истина, — но если идею блага
ты будешь считать чем-то еще более прекрасным,
ты будешь прав". Благо проявляется
в различных идеях: и в идее красоты, и
в идее истины. Иначе говоря, Платон ставит
этическое (т. е. идею блага) выше эстетического
(идеи красоты) и научно-познавательного
(идеи истины). Платон отлично сознает,
что этическое, эстетическое, познавательное,
политическое как-то соотносятся друг
с другом, одно определяет другое. Сознательный
выбор Платона известен: все самое лучшее
есть проявление идеи блага. Можно не соглашаться
с Платоном, но вряд ли приходится отрицать,
что Платону — именно благодаря предпочтительному
отношению среди других идей к идее блага
— удалось создать весьма сбалансированную
картину мироздания, где не только все
согласовано, но и находится в соответствии
с высокими принципами нравственности.
Попробуйте вопреки Платону на место идеи
блага поставить какую-либо политическую
идею, например идею власти. Сразу же картина
мироздания станет куда менее симпатичной.
Убежденный в том, что среди
идей доминирует идея блага, Платон, будучи
последовательным в своих рассуждениях,
каждую идею "нагружает" нравственным
содержанием. И, следует отметить, действует
в этом отношении довольно прямолинейно.
Идея оказывается одновременно идеалом,
образцом, да еще нравственным образцом.
С позиций современного философского
знания Платон излишне сближает идеи с
ценностями и идеалами. Ученый, математик,
физик используют идеи, но, возможно, не
обязательно они являются ценностно нагруженными,
тем более идеалами. С другой стороны,
человек определенным образом сепарирует
идеи, использует их в своей деятельности,
ему приходится иметь дело и с идеями-ценностями,
предельным случаем которых являются
идеалы. Во времена Платона развитого
учения о ценностях, т. е. аксиологии, не
было, поэтому неудивительно, что он некритически
объединяет идейное и ценностное. Но зато
Платон не допускает излишней изоляции
одного от другого, что весьма характерно
для современного научного, равно как
и для любого другого знания. Вновь мы
встречаемся с прелюбопытной ситуацией:
вроде бы Платон не прав в разрешении проблемы
соотношения идеи и идеала, но существенно,
что он как-то решает именно ту проблему,
которая представляет трудность для современных
исследователей.
Платон гениален в том, что он
плодотворнейшим образом возделывает
проблемное поле философии, осмысление
которого становится непременным делом
всякого образованного, тем более интеллигентного,
человека. Ныне, как и двадцать четыре
столетия назад, философия Платона стимулирует
развитие человека, общества. В этом, пожалуй,
состоит главная тайна многовековой значимости
философии Платона. В центре этой философии
находится учение об идеях. По большому
счету Платон не устарел, его философия
по-прежнему актуальна. Тот, кто достаточно
смел в использовании своего свободного
времени и способен часть его посвятить
изучению творчества Платона, будет стократно
вознагражден, наградой ему будет не только
общение с великим мыслителем, но и максимально
быстрое индивидуальное духовное развитие.
Закон и справедливость
в учении Платона
Несмотря на наличие огромной
платоноведческой литературы и доступность
текстов самого Платона правовое учение
великого философа в юридической литературе
не получило однозначного истолкования.
Платон предпринял грандиозный
(по охвату проблем и глубине их разработки)
опыт философской реконструкции единства
природы и закона, направленный прежде
всего против софистов. Поиск объективных
оснований этики вывел его далеко за пределы
собственно социальной сферы. Чтобы восстановить,
по крайней мере в теории, объективные
основы полисной организации, Платону
пришлось выстроить собственное учение
о бытии, теорию познания, учение о природе
человека, социальной связи между людьми
и т. д.
Соотношение закона и справедливости
— одна из принципиально важных тем философии
права со времени ее возникновения. Как
разрешается указанная проблема в творчестве
Платона? «Справедливость» — ключевое
понятие этики Платона. Ее рассмотрение
составляет центральную тему «Государства».
Справедливость есть одна из добродетелей.
Следует оговориться, что применение в
данном случае терминов «добродетель»,
а также «мужество», «рассудительность»
следует считать условным.[1] Несколько упрощая платоновское
понимание понятия «добродетель», можно
сказать, что оно обозначает совершенство,
максимальное соответствие каждой вещи
своему предназначению. В зависимости
от уровня указанного совершенства Платон
различает два вида человеческой «добродетели»
— обычную (гражданскую) и высшую (философскую).
Обычная (гражданская) добродетель
основана на представлении, на мнимой
истине, правильном мнении. Поэтому она
может быть ложной — вплоть до порочности.
Обычная добродетель является делом привычки,
«она рождается из повседневных обычаев
и занятий, без участия философии и ума»,
складывается из отдельных деяний, даже
противоречащих друг другу. В поведении
обычного человека добро может быть соединено
со злом (по ошибке зло может быть принято
за добро). Добрые деяния могут совершаться
не ради добра, а ради других целей.
Философская добродетель основана
на знании. Она «вытекает из понятийного
понимания, она сознает свои основания
и может отдать себе в этом отчет: ею руководит
разум».[2] Высшая «добродетель», по Платону,
соответствует созерцанию вечных идей
и носит название «мудрость». Добродетель
достается «по божественному уделу»".
Философская «добродетель труднодостижима,
и фактически добродетельные люди руководствуются
не этим точным знанием, а только правильным
мнением».[3]
Всего Платон выделяет четыре
добродетели — мудрость, мужество, рассудительность
и справедливость. Если мудрость (знание,
разум) так или иначе присутствует во всех
добродетелях, определяя их содержание,
то «дикайосине» завершает систему добродетелей,
определяя их гармоничное сочетание. В
этом смысле она может быть названа высшей
добродетелью в ряду других добродетелей.
Справедливость — всеобъемлющее этическое
понятие в системе Платона. Она представляет
собой высшую в ряду других добродетель
государства и отдельного человека, относится
к самому прекрасному из всех видов благ,
«который и сам по себе, и по своим последствиям
должен быть ценен человеку, если тот стремится
к счастью».
Раскрытие природы справедливости
осуществляется, прежде всего, на основе
критики неприемлемой для Платона позиции
софистов, выставляемой в платоновских
диалогах подчеркнуто индивидуалистической
и эгоистической, а также обыденного представления
о справедливости, как воздаяния каждому
надлежащего: друзьям — добро, врагам
— зло.