Учение о бытии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 18:54, реферат

Краткое описание

Бытие - одно из тех понятий, которые многими мыслителями прошлого и современности положены в основание философии. Философское понимание бытия близко к сокровенным глубинам человеческой жизни, к тем коренным вопросам, какие человек способен ставить перед собой в минуты высочайшего напряжения духовно-нравственных сил. Проблема бытия возникает тогда, когда естественное убеждение человека в том, что мир есть, имеется «здесь» и «теперь», наличествует и что при всех изменениях, совершающихся в природе и обществе, мир сохраняется как относительно стабильное целое, становится предметом сомнения и раздумий.

Содержание

Введение 3
Основные формы бытия 4
Бытие человека в мире вещей. 6
Реальное и кажущееся Бытие. 7
Пространство и время - форма бытия материи 8
Заключение 12
Список литературы 14

Вложенные файлы: 1 файл

К.Р ФИЛОСОФИЯ.docx

— 35.88 Кб (Скачать файл)

  Содержание

 

   Введение                                                                                                   3

  1. Основные формы бытия                                                              4
  2. Бытие человека в мире вещей.                                                          6                                                       
  3. Реальное и кажущееся Бытие.                                                      7
  4. Пространство и время - форма бытия материи                          8

   Заключение                                                                                                12

   Список литературы                                                                                   14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Введение

    Бытие - одно из тех понятий, которые многими мыслителями прошлого и современности положены в основание философии. Философское понимание бытия близко к сокровенным глубинам человеческой жизни, к тем коренным вопросам, какие человек способен ставить перед собой в минуты высочайшего напряжения духовно-нравственных сил. Проблема бытия возникает тогда, когда естественное убеждение человека в том, что мир есть, имеется «здесь» и «теперь», наличествует и что при всех изменениях, совершающихся в природе и обществе, мир сохраняется как относительно стабильное целое, становится предметом сомнения и раздумий. Природа, человек, мысли, идеи, общество равно существуют; различные по формам своего существования, они, прежде всего, благодаря своему существованию образуют целостное единство бесконечного, непреходящего мира. Иными словами, существование всего, что есть, было и будет в мире - предпосылка единства мира. А исследование бытия - только предпосылка осмысления единства мира.

    Впервые этот термин-термин «Бытие» ввёл античный философ Парменид. Определяя бытие как истинное сущее, Парменид учил, что оно не возникло, неуничтожимо, единственно, неподвижно, нескончаемо во времени.

    Бытие мира и бытие человека взаимосвязаны и эта взаимосвязь бытия мира и бытия человека осуществлена именно в мышлении, которое тем самым приобретает статус самостоятельной, как бы посредничающей между миром и человеком, реальности, но реальности при этом все же самым тесным образом связанной именно с глубинами существования человека.

    Бытие - философская категория, которая фиксирует существование и взаимосвязь предметов и явлений (людей, состояний, идей, мира в целом).

 

 

 

 

  1. Основные формы бытия

    Под бытием, в самом, широком, смысле этого слова имеется в виду предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Бытие, реальность как всеохватывающие понятия — это синонимы. Бытие есть все то, что есть — «вся видимая же, невидимая», как утверждается Символом веры. Это, материальные вещи, это, все процессы (физические, химические, геологические, биологические, социальные, психические, духовные), это их свойства, связи, отношения. Антитезой бытия является Ничто. Бытие, Ничто не могут существовать друг без друга: если их разделить так, чтобы они не могли переходить друг в друга, то все исчезло бы. Потому что перестало бы двигаться: сущее лишилось бы одного из своих фундаментальных, неотъемлемых атрибутов, без которого оно рассыпалось бы в «пыль небытия». Даже на поверхностный взгляд бытие не статично. Все конкретные формы существования материи как бы выплывают из небытия, становятся наличным бытием. 

   Оно представлено в нескольких формах.

1)Бытие вещей  и процессов.

В свою очередь  также может быть представлено в  двух формах:

а) бытие  вещей и состояний природы, которое  большинство людей воспринимают как объективную реальность, которая  существовала до них и от них не зависит. Это взгляд с позиции  материализма. б) бытие второй природы, цивилизации. Идеалистическая позиция. Это бытие двойственно, так как  с одной стороны, они сделаны  из тела природы, а с другой - в  них вложена сознание и душа человека.

2) Бытие человека.

   а) бытие человека в мире вещей (человек рассматривается как часть природы, как вещь);

   б) специфическое человеческое бытие (человек не как тело, а как индивидуум).

3) Бытие духовное, идеальное: 

   а) индивидуальное духовное (сознание индивида). Структура бессознательного: рефлексы, подсознание, интуиция.

   б) объективно-существующее духовное - то, что материализовано в культуре.

4) Бытие социальное:

   а) бытие человека;

   б) бытие человека в обществе.

   Несмотря на то, что о природе судят люди, «первая природа» существует до, вне и независимо от сознания человека. В универсуме природы человек - это только одно из наиболее поздних звеньев в бесконечной цепи единого бытия. Для природы «быть» вовсе не значит быть воспринимаемой человеком.

   Однако множество вещей произведены людьми. Это «вторая природа», которая соединяет в себе материал «первой природы» и знания и труд человека, поэтому это уже совершенно новая реальность - комплексная, культурно-цивилизационная.

   Анализируя «бытие человека», его надо отличать от «человеческого бытия». Бытие человека - это бытие его тела как одного из множеств других природных тел, подчиняющихся законам природы. Человеческое бытие - это бытие его тела вместе с духовным существом человека: чувствами, разумом, страстями, переживаниями.

   Индивидуализированное духовное бытие - это сознание и самосознание человека, то есть осознание человеком своих чувств, мыслей, своего положения в обществе, и также осознание своего тела (оценка тела, умение его изменить, оформить).

   Бытие объективированного духовного подразумевает совокупность идеалов, норм, ценностей, которые так или иначе воспроизводятся человеком и, вместе с тем, управляют его поведением, деятельностью.

Бытие социального, или общественное бытие - это: 1)материальная жизнь людей; 2) те условия, без которых  невозможно общественное производство: географическая среда, народонаселение; 3) материализация семейных, национальных и других отношений.

   Бытие общества означает, что общество является носителем жизненных потребностей людей и средством их удовлетворения, а также - это носитель (субъект) культуры, творчества во всех сферах жизни общества. Таким образом, проблема бытия - одна из самых главных в философии.

 

  1. Бытие человека в мире вещей.

    Бытие отдельного человека и человека в целом специфично и уникально. Однако в этом бытие есть стороны существования, общие и для человека и для любой переходящей вещи природы. Следовательно, оправдан подход материализма и естественных наук: «человек как вещь среди вещей и тело среди тел», но только если сущность человека не сводится к жизни и проявлениям его тела. Сущность - это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия.

    Тело человека - тело природы и это делает человека конечным, переходящим (смертным) существом. К бытию человеческого тела относится все то, что относится к диалектике бытия: возникновение - становление - гибель переходящих тел природы. Относится к телу человека и то, что оно, погибнув, не исчезает из бесконечной и непреходящей природы, а переходит в другое состояние первой природы. Проблема человеческого бытия включена в вопрос об эволюции природы и генезисе, возникновении самого человека.

     Человек существует как тело в мире вещей, следовательно, первичная предпосылка - существование тела (существование в соответствии с законами жизни, циклами развития и гибели организмов, с циклами природы) удовлетворение его человеческих потребностей (пища, защита от холода) без этого вообще невозможно человеческое существование.

   Материализм уделял большое внимание данному факту: Подтверждается идея первичности материального по отношению к духовному.

Отсюда вытекают важные следствия  относительно прав каждого отдельного человеческого существа (вылечивание, сохранения жизни, право иметь пищу, одежду, жилище).

   Подвластность человека законам жизни, и, прежде всего, наследственности.

Философия оправданно искала и ищет связь между телом человека и  психикой.

   Значит, бытие отдельного человека - диалектическое единство тела и духа:

Функционирование тела тесно связано  с работой мозга и нервной  системы, следовательно, с психикой, с духовной жизнью индивида.

   Работа духа зависит от здоровья тела человека.

Человек для самого себя не только первая, но и втора природа. Мысли и эмоции - важнейшая сторона целостного бытия человека.

   Существование человека как вещи в мире природы (мыслящей и чувствующей) - одна из первых предпосылок, побудивших людей к производству и общению (характерно для марксистской философии).

     Хотя бытие вещей совершенно непонятно, но есть один вид бытия, отлично нам знакомый - это наше собственное бытие. Здесь то и открывается доступ к бытию как таковому, он идет через наше существование. Но это существование нечто внутреннее и невыразимое в понятиях: “существование есть то, что никогда не становится объектом”, ибо мы никогда не можем взглянуть на себя со стороны.

 

  1.  Реальное и кажущееся Бытие.

  Реальное  Бытие, то есть само по себе, независимо от субъективного отражения, обозначается еще как ноуменальное бытие (ноумен- умопостигаемая сущность, от греческого «поите поп»), вещь сама по себе, «действительное».

  Кажущееся  Бытие, то есть такое бытие в плане существования, выражается термином феноменальное бытие (феномен – явление, данное в бытие), «иллюзорное», или просто «явление». Восприятие мира таким, каков он есть в ощущениях человека, заставляет нас с доверием относится к данным опыта.

   Но далее мы сталкиваемся с проблемами типа «геоцентрическая» система мира. Проблема кажущегося и действительности упирается в поиски критериев. Часть философов считает, что критерии не может быть найден. Он следует из рассуждений И.Канта: разум должен принимать на веру существование вещей вне нас. Аналогичный вывод сделал австрийский философ Л.Винтгенштейн (1889-1951), утверждавший, что признание некоторых «очевидных» вещей вроде того, что люди знают свое имя и своих родителей, есть уступка здравому смыслу, нужная для того, чтобы человек мы как-то жить отталкиваясь от «несомненных» вещей.

    Вместе с тем, нельзя не отметить, что познаваемость мира, как черта многих философских систем (гегелевский, марксистской и т.д.) означает, что, критерий – это практика. Самолет отрывается от земли и совершает перелет

через Северный полюс. Это есть подтверждение только того, что теоретики,

металлурги, физики, механики и другие ученые, верно  отразили законы сопромата, физики, аэродинамики в конструкции летательных аппаратов.

 

  1. Пространство и время - форма бытия материи

   Пространство и время неразрывно связаны друг с другом и с движением материи. Таким образом, пространство и время не существуют вне движения материи, как и оно - вне пространства и времени. Поэтому Ф.Энгельс утверждал: «Основные формы всякого бытия суть пространство и время...».

Бытие это  и есть материя. Основной признак  материи – неисчерпаемость, следовательно: бытие неисчерпаемо. Действительный принцип единства мира – мир материален, следовательно различные формы  материи связаны (жидкое, твердое, газообразное состояния), то есть одна форма бытия  может переходить в другую. Все  конкретные формы бытия, например, звезды, растения, животные, как бы возникают из небытия и становятся наличным актуальным бытием. Но бытие сущего приходит к концу и возвращается в небытие, утрачивая данную форму бытия.

    Переход в небытие есть уничтожение данного вида бытия и превращение, становление его в иной форме. Возникновение той или иной формы бытия есть результат перехода от одной формы бытия в другую. Какие бы формы бытия мы не рассматривали, все они имеют своим предельным основанием, своей субстанцией материю.

   Важнейший атрибут, способ существования материи включает в себя все процессы (всякое изменение и движение частиц, мышление, общение людей). Движение так же неисчерпаемо, как и материя. Бесконечное самодвижение материи – внутреннее движение перерастает во-внешнее. Движение – есть вечное изменение, взаимодействие материальных объектов и смена их состояний. Бесконечное движение мира – закон развития и вечности. Нет материи без движения. Движение абсолютно, так как покой относителен и являет собой одну из стадий движения (Земля, Луна, Солнце). Движение входит в структуру бытия основным компонентом. Формы движения различны.

   Бытие есть движение. Мир не может существовать без движения. Любой объект существует только потому, что в нем существует определенный тип движения. При прекращении движения объект распадается и переходит в другой объект, с другим типом движения.

Информация о работе Учение о бытии