Учение о государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 11:11, контрольная работа

Краткое описание

Целью работы является систематизированное изучение философских взглядов Платона. Для этого необходимо реализовать следующие задачи:
-Изучить учебную и научную литературу по избранной теме;
- рассмотреть учение об «идеях»;
- описать концепцию знания как анамнезиса или «воспоминания»;
- охарактеризовать платоновскую диалектику;
- рассмотреть учение Платона о государстве.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
1. УЧЕНИЕ ОБ «ИДЕЯХ»………………………………………….………..5
1.1. Жизнь Платона
1.2. Учение Платона об идеях
2. КОНЦЕПЦИЯ ЗНАНИЯ КАК АНАМНЕЗИСА, ИЛИ «ВОСПОМИНАНИЯ»……………………………………………………...14
3. ПЛАТОНОВСКАЯ ДИАЛЕКТИКА. СВЯЗЬ ИДЕАЛЬНОГО И ЧУВСТВЕННОГО МИРОВ………………………………………………..18
3.1. Диалектика Платона
3.2. Диалектика и чувственный мир
4.УЧЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕ…………………………………………….20
4.1. Учение Платона об обществе и государстве
4.2. Формы государства
4.3. Идеальное государство
4.4. Добродетели в государстве
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..…24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...26
ТЕСТЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ………………………………………….27

Вложенные файлы: 1 файл

контр платон боря.doc

— 132.00 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АГРОИНЖЕНЕРНАЯ АКАДЕМИЯ

 

 

 

 

 Факультет:___________________________________________________

 

   Кафедра: ___________________________________________________

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №

 

 

                    _______________________________________________________________

 

             _______________________________________________________________

 

                     _______________________________________________________________

 

                     _______________________________________________________________

 

                      Студент:___________________________________________________

 

Группа:____________________

 

 

 

                       Руководитель

                       должн., уч. степень, звание: _________________________

 

 

 

 

 

2013г.


Философия Платона

 

Оглавление

 

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3

1. УЧЕНИЕ ОБ «ИДЕЯХ»………………………………………….………..5

1.1. Жизнь Платона

1.2. Учение Платона об идеях

2. КОНЦЕПЦИЯ ЗНАНИЯ КАК АНАМНЕЗИСА, ИЛИ «ВОСПОМИНАНИЯ»……………………………………………………...14

3. ПЛАТОНОВСКАЯ ДИАЛЕКТИКА. СВЯЗЬ  ИДЕАЛЬНОГО И ЧУВСТВЕННОГО МИРОВ………………………………………………..18

3.1. Диалектика Платона

3.2. Диалектика и чувственный мир

4.УЧЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕ…………………………………………….20

4.1. Учение Платона об обществе и государстве

4.2. Формы государства

4.3. Идеальное государство

4.4. Добродетели в государстве

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..…24

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...26

ТЕСТЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ………………………………………….27

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Научный интерес античной, особенно греческой философии не ограничивается тем, что она служит особым предметом исторического исследования; он поддерживается также и тем продолжающимся значением, которое принадлежит содержанию мыслей античной философии, в силу ее положения в развитии духовной жизни Запада.

История античной философии есть, прежде всего, рассмотрение происхождения западной науки вообще. Но в, то, же время она также и история зарождения отдельных наук, потому что процесс дифференцирования идет дальше и в самой науке: с накоплением и органическим расчленением материала, наука, бывшая сначала простой и общей, которую греки называли философия, распадается на особенные науки, отдельные философии, которые и развиваются впоследствии более или менее независимо.

В эпоху Древней Греции жили и трудились многие философы: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Парменид, Платон, Пифагор, Аристотель и многие другие, о ком до нас дошли сведения. В этом списке ученик Платона Аристотель занимает одно из ведущих мест.

Платон – один из самых знаменитых персонажей древнегреческой философии. Это не означает, конечно, будто все античные авторы относятся к нему с безоговорочным пиететом. Однако не только его идеи, но прежде всего его личность стали предметом философских размышлений и споров - не только в древности, но и по сей день.

Совершенно особое, исключительное место среди учеников Сократа занимает Платон. Этим и обусловлена актуальность темы.

Именно с периода Античности берет начало Западная цивилизация. Античность заложила основные категории, которые в дальнейшем служили философии Европы.

Объектом исследования служит философия  Платона. Предмет данной работы – философское наследие Платона, ключевые положения его теории.

Целью работы является систематизированное изучение философских взглядов Платона. Для этого необходимо реализовать следующие задачи:

-Изучить учебную и научную литературу по избранной теме;

- рассмотреть учение об «идеях»;

- описать концепцию знания как анамнезиса или «воспоминания»;

- охарактеризовать платоновскую  диалектику;

- рассмотреть учение Платона  о государстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. УЧЕНИЕ ОБ «ИДЕЯХ»

1.1. Жизнь Платона

Платон родился в 427 году до н.э. в знатной семье на острове Эгина, недалеко от Афин. Со стороны отца, Аристона, род Платона восходит к последнему царю Аттики – Кодру; со стороны матери, Периктионы, - к семье родственников знаменитого законодателя Солона. Родственником матери был так же известный афинский политический деятель, впоследствии «тиран» Критий.

 Именно Критий ввел Платона  в круг учеников Сократа. Литературная  философская деятельность Платона  началась не очень рано.

 В 399 г. закончилось первое пребывание  философа в Афинах. Платон покидает родину на целых 12 лет. За это время странствий Платон посетил Египет, Южную Италию и Сицилию. До этого он был в Мегаре.

 Впечатления, вынесенные из  пребывания в Египте, оказались  важным этапом в формировании  научных, политических и политико-экономических воззрений Платона. Особенно длительным было пребывание Платона в Гелиополе – центре египетской религии и жреческой организации.

 Из Египта Платон прибыл  на Криены. Здесь он встретился  с видным греческим астрономом  и математиком Федром.

 Из Криен последовал переезд  в Южную Италию. Одной из задач  путешествия было ознакомление  с учением пифагорийцев и с  результатами их математических  исследований. После пребывания  в Южной Италии последовал  переезд Платона в Сицилию.

 В 387 г. до н.э., в сорокалетнем возрасте, Платон вернулся в Афины. По прибытии он основал в роще героя Академа свою школу, получившую название Академии. Впоследствии школа Платона стала крупным очагом развития греческой математики.

 

 В годы старости Платона, когда произошло его сближение с пифагорийцами, взгляд Платона на математику еще более укрепился.

 Платон совершил еще две  поездки в Сицилию.

 Остаток жизни Платон провел  в Афинах. Попытка вмешаться в  ход политических событий принесла  ему горькое разочарование. В  последнем крупном произведении Платона – «Законах» он отказывается от ряда взглядов в своих системах воспитания и политических воззрений.

 Умер Платон в возрасте 80-ти  лет в 347 г. до н.э.1

 

2.1. Учение Платона об  идеях

 

Основная часть философии Платона, давшая название целому направлению философии — это учение об идеях (эйдосах), о существовании двух миров: мира идей (эйдосов) и мира вещей, или форм. Идеи (эйдосы) являются прообразами вещей, их истоками. Идеи (эйдосы) лежат в основе всего множества вещей, образованных из бесформенной материи. Идеи — источник всего, сама же материя ничего не может породить.

Мир идей (эйдосов) существует вне времени и пространства. В этом мире есть определенная иерархия, на вершине которой стоит идея Блага, из которой проистекают все остальные. Благо тождественно абсолютной Красоте, но в то же время это Начало всех начал и Творец Вселенной. В мифе о пещере Благо изображается как Солнце, идеи символизируются теми существами и предметами, которые проходят перед пещерой, а сама пещера — образ материального мира с его иллюзиями.

Идея (эйдос) любой вещи или существа — это самое глубокое, сокровенное и существенное в нем. У человека роль идеи выполняет его бессмертная душа. Идеи (эйдосы) обладают качествами постоянства, единства и чистоты, а вещи — изменчивости, множественности и искаженности.

Душа человека представляется у Платона в образе колесницы с всадником и двумя лошадьми, белой и черной. Возница символизирует разумное начало в человеке, а кони: белый — благородные, высшие качества души, черный — страсти, желания и инстинктивное начало. Когда человек пребывает в ином мире, он (возница) получает возможность вместе с богами созерцать вечные истины. Когда же человек вновь рождается в мире материальном, то знание этих истин остается в его душе как воспоминание. Поэтому, согласно философии Платона, единственный для человека способ знать — это припоминать, находить в вещах чувственного мира «отблески» идей. Когда же человеку удается увидеть следы идей — через красоту, любовь или справедливые дела — то, по словам Платона, крылья души, когда-то утерянные ею, вновь начинают расти.2

И философия, и любовь дают возможность рождения чего-то прекрасного: от создания прекрасных вещей до прекрасных законов и справедливых идей.

Платон учит, что все мы можем выйти из «пещеры» к свету идей, поскольку способность видеть свет духовного Солнца (то есть созерцать истину и мыслить) есть в каждом, но, к сожалению, мы смотрим не в том направлении. Однако прекрасное, которое ищет Платон, не есть все лишь кажущееся. «Мы исследовали то, - поясняет Платон, - чем прекрасны все прекрасные предметы, подобно тому, что великое велико своим превосходством».

Каждому классу одноименных вещей чувственного мира соответствует в мире вещей, постигаемых умом, некая вечная, не возникающая и не погибающая, безотносительная причина того, что делает вещь именно вещью этого и никакого другого класса. Указать эту причину - значит указать в противоположность явлению истинную сущность вещи.

Теория «идей», или «форм» является частично логической и частично метафизической.

В последней книге «Государства» в качестве вступления к осуждению живописцев имеется весьма ясное изложение теории идей или форм.

Здесь Платон объясняет, что когда ряд индивидов имеет общее название, они имеют также общую «идею» или «форму». Например, хотя может быть много кроватей, существует лишь одна «идея», или «форма», кровати. Точно так же как отражение кровати в зеркале является лишь кажущимся, но не «реальным», так и разные отдельные кровати нереальны, являясь лишь копиями «идеи», которая представляет собой одну реальную кровать и создана Богом. Об этой одной кровати, созданной Богом, возможно знание, но в отношении многих кроватей, сделанных плотниками, может быть лишь мнение. Философа как такового будет интересовать лишь одна идеальная кровать, а не многие кровати, обнаруживаемые в чувственном мире. Он будет испытывать некоторое равнодушие к обыкновенным мирским делам. «Если ему свойственны возвышенные помыслы и охват мысленным взором целокупного времени и бытия, думаешь ли ты, что для такого человека много значит человеческая жизнь?».3

Платон пытается объяснить различие между ясным интеллектуальным созерцанием и неясным созерцанием чувственного восприятия посредством аналогии со зрительным ощущением. Зрение, говорит он, отличается от других чувств, поскольку оно требует наличия не только глаза и объекта, но также света. Мы видим ясно те предметы, которые освещает солнце, в сумерки мы видим неясно, а в полной темноте не видим ничего. Итак, мир идей - это то, что мы видим, когда предмет освещен солнцем, тогда как мир преходящих вещей - это неясный, сумеречный мир. Глаз подобен душе, а солнце, как источник света, - истине или благу. «...Так вот, то, что придает познаваемым вещам истинность, а человека наделяет способностью познавать, это ты и считай идеей блага - причиной знания и познаваемости истины».

В понятии об идеи у Платона сочетается то, что делает «идею»: 1) причиной, или источником бытия вещей, их свойств и их отношений; 2) образцом, взирая на который Демиург творит мир вещей;

3) цель, к которой как к верховному  благу стремится все существующее.

У самого Платона на первом плане стоит антологическое и телеологическое значение слова «идея». Но так как, по убеждению Платона, различию видов бытия строго соответствует различие видов познания «идее», т. е. истинно сущему бытию, соответствует понятие об этом бытии. Исследование «идеи» есть созерцание умом самих сущностей, а не одних лишь теней сущностей.

Итак, «идеи» Платона - зримые умом фигуры, или формы, вещей. Но сказать, что у Платона «идеи» - формы, еще совершенно недостаточно. «Идеи» - не только сами по себе существующие формы. Платон наделяет их целым рядом важных свойств - объективность бытия «идеи», ее безотносительности, независимости от всех чувственных определений, от всех условий и ограничений пространства, времени и т. д. «Идея» противопоставляется у Платона всем ее чувственным аналогам, подобиям и отображениям в мире вещей, воспринимаемых нами посредством чувств. Чувственные вещи необходимо изменчивы и преходящи, в них нет ничего прочного, устойчивого, тождественного, постоянного.4

Напротив, «идея» прекрасного, т. е. прекрасна сама по себе, истинно-сущее прекрасное, не подлежит - так утверждает Платон - никакому изменению или превращению, идея эта совершенно тождественна самой себе и есть сама сущность.

Платон характеризует сущность прекрасного, как безобразную, бесформенную. По разъяснению Платона, местопребывания «идеи» - не чувственно зримые, а «наднебесные места». Эти места «занимает бесцветная, бесформенная, неосязаемая сущность, подлинно существующая, зримая лишь кормчему души – разуму».

Только несовершенство нашего способа мышления, только привычка к чувственному восприятию внушает нам, по Платону, ошибочное представление, будто «идеи» находятся в каком-то пространстве подобно чувственным вещам, которые представляются нам как обособленные друг от друга. Согласно утверждению Платона, источник этой иллюзии - материя. Под «материей» Платон понимает, собственно говоря, не вещество, а постигаемый каким-то «незаконным рассуждением» род пространства, причину обособления единичных вещей чувственного мира. Взирая на этот род пространства, «мы точно грезим и полагаем, будто все существующее должно неизбежно должно находиться в каком-то месте и занимать какое-нибудь пространство, а то, что не находится на земле, ни на небе, то не существует».5

Форма, какой является «идея», по Платону, не чувственная. Только в несобственном, чрезвычайно неточном смысле к «идеям» Платона могут быть прилагаемы определения пространства, времени и числа. В отношении «идеи» они лишь метафоры, употребления. В строгом смысле слова «идеи», как их понимает Платон, запредельны по отношению к чувственному миру.

Информация о работе Учение о государстве