Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 20:47, контрольная работа
Философско-психологическое учение, метод исследования и врачевания психики человека, созданные 3. Фрейдом в конце XIX — начале XX в. и развиваемые его многочисленными последователями.
КЛАССИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ Фрейда создавался и развивался на протяжении нескольких десятилетий. Развитие психоанализа характеризовалось наличием трех основных этапов:
1) клинического (1896 — 1905), когда психоанализ был преимущественно новой психотерапией, дополненной специальными гипотезами и теориями;
2) психологического (1905 — 1913), когда психоанализ постепенно трансформировался главным образом в психоаналитическое учение о человеке;
3) философского (1913 — 1939), когда психоанализ обрел статус философско-психологического учения о человеке, культуре и обществе.
Учение о человеке и культуре в психоанализе
Философско-психологическое учение, метод исследования и врачевания психики человека, созданные 3. Фрейдом в конце XIX — начале XX в. и развиваемые его многочисленными последователями.
КЛАССИЧЕСКИЙ
ПСИХОАНАЛИЗ Фрейда создавался и
развивался на протяжении нескольких
десятилетий. Развитие психоанализа характеризовалось
наличием трех основных этапов:
1) клинического (1896 — 1905), когда психоанализ
был преимущественно новой психотерапией,
дополненной специальными гипотезами
и теориями;
2) психологического (1905 — 1913), когда психоанализ
постепенно трансформировался главным
образом в психоаналитическое учение
о человеке;
3) философского (1913 — 1939), когда психоанализ
обрел статус философско-психологического
учения о человеке, культуре и обществе.
Согласно установившейся
традиции, многочисленные учения, теории,
направления и школы, созданные
последователями 3. Фрейда в совокупности,
в общем обозначаются как постфрейдистские
(т. е. связанные с психоаналитическими
идеями 3. Фрейда, но созданные после его
классического психоанализа). Психоанализ
3. Фрейда и большинство постфрейдистских
учений обладают однотипной структурой.
В качестве основных элементов ее обычно
выделяют:
1) теоретический (философско-психологический)
психоанализ;
2) прикладной психоанализ (психоанализ
отдельных областей человеческой жизнедеятельности);
3) клинический (медицинский) психоанализ
как одну из областей современной психотерапии.
Основным объектом
исследования для Фрейда становится
специфическая форма
Человек, в понимании
З.Фрейда, это, прежде всего, природное
существо. Он полностью разделял теорию
Дарвина о происхождении
В представлении
Фрейда, структура личности состоит
из трех составляющих – Оно (бессознательное),
Я (сознание), Сверх-Я (неосознаваемые моральные
требования).
Оно характеризуется следующими особенностями.
Во-первых, является хранилищем психической
энергии инстинктов, во-вторых, имеет собственный
принцип деятельности, который Фрейд назвал
«принцип удовольствия».
но Фрейд считал
архаическим, то есть древним, бессознательным
базисом психики, доставшимся нам
от животных предков. В этой сфере
бессознательного есть очень мощный
первичный импульс – импульс
продолжения рода, с помощью которого
природа обеспечивала воспроизведение
новых поколений живых существ.
Со временем безграничную власть первичных
импульсов начинает жестко ограничивать
внешний мир. Под влиянием этого
мира в психике человека формируется
новый элемент – Я.
Я олицетворяет собой сознание, рациональность.
Эта инстанция развивается из Оно, по мере
того, как ребенок начинает осознавать
свою личность. Я выполняет три основных
функции: 1) руководит контактом с реальностью.
Именно Я воспринимает внешний мир: видит,
слышит и т. д.; 2) планирует деятельность
человека, руководствуясь «принципом
реальности»; 3) вытесняет желания и влечения
Оно, которые никак не согласуются с реальностью.
Вытесненный материал уходит из Я, но не
исчезает из психики, а становится бессознательной
ее частью. С точки зрения Фрейда, вытесненное
желание в дальнейшем будет проявлять
себя в сновидениях, оговорках, в каком-то
непонятном поступке или в болезненной
форме в виде невроза или психоза.
В структуре личности есть еще один важный
элемент – Сверх-Я. Формируется он под
воздействием нравственных требований
общества. Сверх-Я выступает судьей, который
четко следит и дает оценки всем желаниям
и поступкам человека. Наряду с совестью
и самонаблюдением, Сверх-Я наделено такой
функцией, как носитель идеала-Я. Этот
элемент представляет традиции народа,
включает ценности поколений.
В психоаналитической
философии отношения между
Взаимоотношения между Я и Сверх-Я оказываются
не менее сложными. Сверх-Я по отношению
к Я является своего рода моральным цензором,
гарантом неподчинения слабого Я силам
бессознательных влечений Оно.
По Фрейду, представления человека о свободе
воли иллюзорны, поскольку за волевыми
решениями и вообще сознательными актами
скрываются совсем иные – подлинные и
неосознаваемые – мотивы поступков. Истолкования
же собственных действий чаще всего оказываются
рационализациями, т.е. такими объяснениями,
которые человек «придумывает» и которые
вполне удовлетворяют его сознание.
Значительный мировоззренческий потенциал
психоаналитической философии связан,
прежде всего, с осмыслением взаимоотношений
между человеком и культурой. Фрейд утверждает,
что культура основывается на принуждении
и на подавлении инстинктивных импульсов,
потому неизбежно вызывает страдание.
Культура имеет мощные средства принуждения,
к ним относятся религия, нравственные
идеалы, произведения искусства и литературы.
Однако Фрейд считает, что уничтожить,
отказаться от них человек не имеет возможности,
поскольку они необходимы для организации
совместной жизни людей.
В работе «Неудовлетворенность культурой» Фрейд отмечал, что человек находится в сложном, противоречивом положении. С одной стороны, культура – источник его страданий, с другой – она необходимое условие жизни в обществе. Самым лучшим выходом из этого положения Фрейд считает увеличение культурной значимости научного знания. «Мы верим в то, что научная работа имеет возможность узнать кое-что о реальности мира, благодаря чему мы в состоянии увеличивать нашу мощь, уменьшать наши страдания и в соответствии с чем устраивать нашу жизнь». Именно наука, по мнению Фрейда, поможет человеку примириться с требованиями культуры. С помощью психоанализа человек научится управлять бессознательными импульсами и, значит, уменьшится «репрессивная» функция культуры. В связи с этим основную цель психоанализа Фрейд формулировал так: «Там, где было Оно, должно стать Я». На пути к этой цели произойдет также освобождение культуры от религиозных представлений, так как они «иллюзия» и не соответствуют реальности. Религию, утверждает Фрейд, нужно считать общечеловеческим неврозом, который будет преодолен в ходе развития человечества.
Размышления над
"несчастным сознанием" предполагали
дальнейшую работу по выявлению и раскрытию
внутренних коллизий и драм, разыгрывающихся
в глубинах человеческой психики. Именно
эту задачу и ставил Фрейд, который пришел
к выводу, что душевная жизнь человека
беспрерывно потрясается конфликтами,
которые требуют своего разрешения.
В традиционных
философских и психологических
учениях разрешение конфликтов между
человеком и окружающим его миром
не представлялось чем-то проблемно-неразрешимым.
Считалось, что в ходе эволюционного
развития у человека вырабатываются
и формируются защитные механизмы,
позволяющие ему
"Принцип удовольствия"
- внутренне присущая человеку
программа функционирования
"Принцип реальности"
заставляет человека считаться
с внешней необходимостью. Но
бессознательные влечения
Необходимо отметить, что во многом философская позиция Фрейда не однозначна. С одной стороны Фрейд верил в конечное торжество разума и науки, с другой стороны, рассуждал о безграничном могуществе бессознательного и инстинктов, трактовал их как первоисточник всех явлений культуры. Психоанализ Фрейда справедливо критикуют за преувеличение значения репрессивной (подавляющей) функции культуры, хотя оценка взаимоотношений культуры и личности как противоречивых не лишена оснований. В целом созданное Фрейдом учение показало, насколько сложным предметом философского исследования является человек.
В дальнейшем многие идеи Фрейда подверглись переосмыслению. Ряд сторонников Фрейда, первоначально разделявших его теоретические взгляды, не только высказали критические замечания по их поводу, но и стали создателями своих собственных теорий. В них психоанализ Фрейда трансформируется. Уменьшается роль биологического аспекта бытия человека, пересматривается содержание и функции бессознательного, рассматриваются такие важные явления человеческой жизни, как свобода воли, ответственность, смысл жизни, духовность. Наиболее значительный вклад в дальнейшее развитие психоаналитической философии внесли Карл Густав Юнг (1875–1961) и Эрих Фромм (1900–1980).
Информация о работе Учение о человеке и культуре в психоанализе