Учение о человеке и культуре в психоанализе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 20:47, контрольная работа

Краткое описание

Философско-психологическое учение, метод исследования и врачевания психики человека, созданные 3. Фрейдом в конце XIX — начале XX в. и развиваемые его многочисленными последователями.
КЛАССИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ Фрейда создавался и развивался на протяжении нескольких десятилетий. Развитие психоанализа характеризовалось наличием трех основных этапов:
1) клинического (1896 — 1905), когда психоанализ был преимущественно новой психотерапией, дополненной специальными гипотезами и теориями;
2) психологического (1905 — 1913), когда психоанализ постепенно трансформировался главным образом в психоаналитическое учение о человеке;
3) философского (1913 — 1939), когда психоанализ обрел статус философско-психологического учения о человеке, культуре и обществе.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (7).docx

— 19.24 Кб (Скачать файл)

Учение о  человеке и культуре в психоанализе

Философско-психологическое  учение, метод исследования и врачевания психики человека, созданные 3. Фрейдом  в конце XIX — начале XX в. и развиваемые его многочисленными последователями.

КЛАССИЧЕСКИЙ  ПСИХОАНАЛИЗ Фрейда создавался и  развивался на протяжении нескольких десятилетий. Развитие психоанализа характеризовалось наличием трех основных этапов:  
1) клинического (1896 — 1905), когда психоанализ был преимущественно новой психотерапией, дополненной специальными гипотезами и теориями;  
2) психологического (1905 — 1913), когда психоанализ постепенно трансформировался главным образом в психоаналитическое учение о человеке;  
3) философского (1913 — 1939), когда психоанализ обрел статус философско-психологического учения о человеке, культуре и обществе.

Согласно установившейся традиции, многочисленные учения, теории, направления и школы, созданные  последователями 3. Фрейда в совокупности, в общем обозначаются как постфрейдистские (т. е. связанные с психоаналитическими идеями 3. Фрейда, но созданные после его классического психоанализа). Психоанализ 3. Фрейда и большинство постфрейдистских учений обладают однотипной структурой. В качестве основных элементов ее обычно выделяют:  
1) теоретический (философско-психологический) психоанализ;  
2) прикладной психоанализ (психоанализ отдельных областей человеческой жизнедеятельности);  
3) клинический (медицинский) психоанализ как одну из областей современной психотерапии.

Основным объектом исследования для Фрейда становится специфическая форма реальности. Изучается не просто внутренний мир  человека, а та сфера психического, в рамках которой происходят наиболее существенные и значимые для человеческой жизнедеятельности процессы и изменения. Это психическое является для  Фрейда не меньшей реальностью, чем  объективно существующий мир. Изучение психически-реального, выявление закономерностей  человеческой психики, раскрытие внутренних коллизий и драм, разыгрывающихся  в глубинах человеческого бытия, - все это становится крайне важным для психоаналитического исследования.

Человек, в понимании  З.Фрейда, это, прежде всего, природное  существо. Он полностью разделял теорию Дарвина о происхождении человека из природного мира и полагал, что  специфика человеческого бытия  полностью исчерпывается биологическими аспектами его жизни. Инстинкты  действуют как на телесном, так и на психическом уровнях.

В представлении  Фрейда, структура личности состоит  из трех составляющих – Оно (бессознательное), Я (сознание), Сверх-Я (неосознаваемые моральные требования). 
Оно характеризуется следующими особенностями. Во-первых, является хранилищем психической энергии инстинктов, во-вторых, имеет собственный принцип деятельности, который Фрейд назвал «принцип удовольствия».

но Фрейд считал архаическим, то есть древним, бессознательным  базисом психики, доставшимся нам  от животных предков. В этой сфере  бессознательного есть очень мощный первичный импульс – импульс  продолжения рода, с помощью которого природа обеспечивала воспроизведение  новых поколений живых существ. Со временем безграничную власть первичных  импульсов начинает жестко ограничивать внешний мир. Под влиянием этого  мира в психике человека формируется  новый элемент – Я. 
Я олицетворяет собой сознание, рациональность. Эта инстанция развивается из Оно, по мере того, как ребенок начинает осознавать свою личность. Я выполняет три основных функции: 1) руководит контактом с реальностью. Именно Я воспринимает внешний мир: видит, слышит и т. д.; 2) планирует деятельность человека, руководствуясь «принципом реальности»; 3) вытесняет желания и влечения Оно, которые никак не согласуются с реальностью. Вытесненный материал уходит из Я, но не исчезает из психики, а становится бессознательной ее частью. С точки зрения Фрейда, вытесненное желание в дальнейшем будет проявлять себя в сновидениях, оговорках, в каком-то непонятном поступке или в болезненной форме в виде невроза или психоза. 
В структуре личности есть еще один важный элемент – Сверх-Я. Формируется он под воздействием нравственных требований общества. Сверх-Я выступает судьей, который четко следит и дает оценки всем желаниям и поступкам человека. Наряду с совестью и самонаблюдением, Сверх-Я наделено такой функцией, как носитель идеала-Я. Этот элемент представляет традиции народа, включает ценности поколений.

В психоаналитической философии отношения между этими  тремя элементами предстают как  весьма сложные и многообразные. Раскрывая взаимодействие Я и Оно, Фрейд использует в качестве аналогии образ всадника и коня. В своей работе «Я и Оно» он пишет: «В своем отношении к «Оно» «Я» похоже на всадника, который должен обуздать превосходящего его по силе коня; разница в том, что всадник пытается это собственными силами, а «Я» – заимствованными. Если всадник не хочет расстаться с конем, то ему не остается ничего другого, как вести коня туда, куда конь хочет; так и «Я» превращает волю «Оно» в действие, как будто бы это была его собственная воля». 
Взаимоотношения между Я и Сверх-Я оказываются не менее сложными. Сверх-Я по отношению к Я является своего рода моральным цензором, гарантом неподчинения слабого Я силам бессознательных влечений Оно. 
По Фрейду, представления человека о свободе воли иллюзорны, поскольку за волевыми решениями и вообще сознательными актами скрываются совсем иные – подлинные и неосознаваемые – мотивы поступков. Истолкования же собственных действий чаще всего оказываются рационализациями, т.е. такими объяснениями, которые человек «придумывает» и которые вполне удовлетворяют его сознание. 
Значительный мировоззренческий потенциал психоаналитической философии связан, прежде всего, с осмыслением взаимоотношений между человеком и культурой. Фрейд утверждает, что культура основывается на принуждении и на подавлении инстинктивных импульсов, потому неизбежно вызывает страдание. Культура имеет мощные средства принуждения, к ним относятся религия, нравственные идеалы, произведения искусства и литературы. Однако Фрейд считает, что уничтожить, отказаться от них человек не имеет возможности, поскольку они необходимы для организации совместной жизни людей.

В работе «Неудовлетворенность культурой» Фрейд отмечал, что человек  находится в сложном, противоречивом положении. С одной стороны, культура – источник его страданий, с другой – она необходимое условие  жизни в обществе. Самым лучшим выходом из этого положения Фрейд  считает увеличение культурной значимости научного знания. «Мы верим в то, что научная работа имеет возможность  узнать кое-что о реальности мира, благодаря чему мы в состоянии  увеличивать нашу мощь, уменьшать  наши страдания и в соответствии с чем устраивать нашу жизнь». Именно наука, по мнению Фрейда, поможет человеку примириться с требованиями культуры. С помощью психоанализа человек научится управлять бессознательными импульсами и, значит, уменьшится «репрессивная» функция культуры. В связи с этим основную цель психоанализа Фрейд формулировал так: «Там, где было Оно, должно стать Я». На пути к этой цели произойдет также освобождение культуры от религиозных представлений, так как они «иллюзия» и не соответствуют реальности. Религию, утверждает Фрейд, нужно считать общечеловеческим неврозом, который будет преодолен в ходе развития человечества.

Размышления над "несчастным сознанием" предполагали дальнейшую работу по выявлению и раскрытию внутренних коллизий и драм, разыгрывающихся в глубинах человеческой психики. Именно эту задачу и ставил Фрейд, который пришел к выводу, что душевная жизнь человека беспрерывно потрясается конфликтами, которые требуют своего разрешения.  

В традиционных философских и психологических  учениях разрешение конфликтов между  человеком и окружающим его миром  не представлялось чем-то проблемно-неразрешимым. Считалось, что в ходе эволюционного  развития у человека вырабатываются и формируются защитные механизмы, позволяющие ему приспосабливаться  к внешнему миру. Фрейд не отрицает таких возможностей разрешения конфликтов, или, точнее, предупреждения возникновения  их. В этой связи он выдвигает  представления о принципе удовольствия и принципе реальности, которыми человек  руководствуется в своей жизнедеятельности.   

"Принцип удовольствия" - внутренне присущая человеку  программа функционирования психических  процессов, в соответствии с  которой бессознательные влечения  автоматически направляются в  русло получения максимального  удовольствия. "Принцип реальности" - внешний корректив в протекании  психических процессов, обусловленный  необходимостью считаться с требованиями  окружения и задающий ориентиры  на поиск таких путей достижения  первоначальной цели, которые бы  застраховывали человека от различных  потрясений и перегрузок, связанных  с невозможностью непосредственного  и сиюминутного удовлетворения  влечений. Однако, считает Фрейд, эффективные по отношению к внешней реальности такие защитные механизмы не всегда способствуют разрешению глубинных конфликтов.  

"Принцип реальности" заставляет человека считаться  с внешней необходимостью. Но  бессознательные влечения оказывают  сопротивление реальному миру, противятся налагаемым извне ограничениям. Тем самым создается благодатная почва для возникновения внутрипсихических конфликтов. Правда, между сознанием и бессознательным находится страж, своего рода "цензура", пропускающая в сознание лишь некоторые представления о желаниях и вытесняющая, загоняющая в бессознательное все социально неприемлемые порывы. Но эти защитные механизмы порой создают лишь видимость разрешения внутрипсихических конфликтов, поскольку вытесненные в бессознательное желания могут в любой момент вырваться наружу, став причиной очередной человеческой драмы. 

Необходимо отметить, что во многом философская позиция  Фрейда не однозначна. С одной стороны  Фрейд верил в конечное торжество  разума и науки, с другой стороны, рассуждал о безграничном могуществе бессознательного и инстинктов, трактовал  их как первоисточник всех явлений  культуры. Психоанализ Фрейда справедливо  критикуют за преувеличение значения репрессивной (подавляющей) функции  культуры, хотя оценка взаимоотношений  культуры и личности как противоречивых не лишена оснований. В целом созданное  Фрейдом учение показало, насколько  сложным предметом философского исследования является человек.

В дальнейшем многие идеи Фрейда подверглись переосмыслению. Ряд сторонников Фрейда, первоначально  разделявших его теоретические  взгляды, не только высказали критические  замечания по их поводу, но и стали  создателями своих собственных  теорий. В них психоанализ Фрейда трансформируется. Уменьшается роль биологического аспекта бытия человека, пересматривается содержание и функции  бессознательного, рассматриваются  такие важные явления человеческой жизни, как свобода воли, ответственность, смысл жизни, духовность. Наиболее значительный вклад в дальнейшее развитие психоаналитической философии внесли Карл Густав Юнг (1875–1961) и Эрих Фромм (1900–1980).


Информация о работе Учение о человеке и культуре в психоанализе