Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 15:53, реферат
В формировании культурной традиции Древнего Китая Конфуцию и его последователям принадлежит особая роль. В наши дни имя этого выдающегося человека воспринимается как символ великой традиции Китая. Конфуций (Кун-цзы), выдающийся философ Древнего Китая, заложивший основы целого направления в китайской философии - конфуцианства. Конфуций родился в знатной, но обедневшей семье.
Введение
В данной работе рассматривается тема «Учения Конфуция и его особенности»
В формировании культурной традиции Древнего Китая Конфуцию и его последователям принадлежит особая роль. В наши дни имя этого выдающегося человека воспринимается как символ великой традиции Китая. Конфуций (Кун-цзы), выдающийся философ Древнего Китая, заложивший основы целого направления в китайской философии - конфуцианства. Конфуций родился в знатной, но обедневшей семье. Конфуций жил в сложную эпоху политических конфликтов, борьбы за власть. После раскола империи Чжоу на большое количество царств обостряется борьба между царствами за гегемонию. Участились случаи отцеубийства, предательства. Старая родовая община уступала место более мелкой сельской, территориальной. Слабели патриархальные родовые узы, возрастали налоги, дольше нужно было отбывать военную повинность. Конфуций начал свою трудовую деятельность в возрасте 19 лет сторожем амбаров одного из правителей. В дальнейшем он служил у правителей различных царств. Но его административная деятельность в целом не увенчалась успехом хотя правители царств предлагали ему те или иные должности. Главная заслуга его в том, что он став учителем и полностью посвятив себя этой работе, принимал к себе в ученики людей из любых сословий. ("за связку вяленого мяса"), а количество его учеников и последователей насчитывает около трех тысяч. Многие из его учеников заняли впоследствии крупные должности в системе бюрократической олигархии. Основной пафос своего учения Конфуций направил на осуждение пороков существующего общества. Для разработки своих взглядов и реформ Конфуций нашел авторитеты в образцах глубокой древности. Его учение звало назад, к идеалам родового строя. После смерти Конфуция лишь через несколько веков учение обрело реальную силу и влияло почти на одну третью часть человечества на протяжении более чем 2300 лет. Идеи конфуцианства получили дальнейшее развитие в истории Китая, и в дальнейшем оно было признано государственной религией.
Социальный идеал Конфуция - "цзюнь-цзы" - человек, обладающий гуманностью (жэнь) и чувством долга (и). Гуманность предполагает сдержанность, ум, доброту, беспристрастие, чувство справедливости, любви к людям, нетерпимость эгоизма. По представлению Конфуция, древние мудрецы, герои и отдельные правители обладали гуманностью. Сам Конфуций относился очень сдержанно к попыткам объявить того или иного человека гуманным, не делая исключение даже для себя.
Помимо гуманности, "цзюнь-цзы" должен обладать чувством долга, моральным обязательством, которое человек сам на себя накладывает. Долг продиктован внутренними убеждением в том, что надо поступать так а не иначе. Человек должен быть верным и преданным, служить верой и правдой государю, отцу и старшему, стремиться к совершенствованию, всю жизнь учиться, стараясь постичь мудрость древних. Наиболее полно конфуцианский идеал человека складывается в произведении "Луньюй": "Благочестивый человек честен и искренен, прямодушен и бесстрастен. Он должен все видеть и понимать, в сомнении - справляться, в гневе - обдумывать поступки, в выгодном предприятии думать о честном. В юности он должен избегать вожделения, в зрелости - ссор, в старости - скряжничества. Он безмятежен и свободен; он безразличен к еде, богатству, жизненным удобствам и материальной выгоде. Постигнув истину утром, он может спокойно умереть вечером. Став Цзюнь-цзы - станешь живым примером для всех". Чем выше человек находился в сословной иерархии, в обществе, тем ближе он должен был подойти к идеалу "Цзюнь-цзы". Эти правила сохранились до наших дней в виде церемоний, подарков, нынешних проявлений учтивости, при этом предполагается что внутреннее состояние человека соответствует внешнему проявлению чувств, то, что ты должен думать, а не то, о чем думаешь на самом деле. Итак, если бы все придерживались этих правил, знали бы свои права и обязанности и делали то, что положено - в Поднебесной воцарились бы гармония и согласие. Особые обязательства возлагаются на правителей, это должен быть обязательно образованный человек с высокими моральными качествами привитыми исключительно обучением и воспитанием. Имея образование, ты получаешь "пропуск" наверх, выучившись, ты занимаешь любой пост. Таким образом правителями становились люди, отгороженные от других "стеной иероглифов
1. Жизненный путь Конфуция
Конфуций (Латинизированная форма китайского имени Кун Фуцзы (Кун-цзы, Кун Чжунни)- «Учитель Кун») родился в 551 г. до н.э. в небольшом царстве Лу в семье старого солдата, принадлежавшего к низшему слою служилой аристократии, не имевшей поместий и уделов. Рано потеряв отца, он провел свою юность в бедности, но сумел получить, по-видимому, благодаря заслугам отца и своему упорству, традиционное образование китайского аристократа, что предполагало знакомство с древними каноническими текстами и овладение «Шестью искусствами»:
Согласно традиции, он хорошо освоил все эти искусства, но предпочтение отдавал изучению ритуалов и практическому участию в них, чтению древних текстов, главным образом «Книги песен», «Книги истории» и «Книги перемен». О раннем периоде жизни Конфуция сведений практически не сохранилось. Основным источником знаний о жизни учителя Куна является текст «Суждения и беседы» («Лунь юй») и сочинение знаменитого китайского историографа Сыма Цзяня «Старинный род Конфуция».
В 19 лет, по окончании периода ученичества, он получает первую административную должность – смотрителя амбаров у богатого аристократов. Обладавший с юношеских лет стремлению к знаниям и честолюбием Конфуций постоянно упорно занимается самообразованием и начинает вести преподавательскую деятельность, одновременно он стремился принимать участие в торжественных ритуалах жертвоприношения. В 519 г. до н.э. он посещает тогдашнюю столицу царства Чжоу города Лои.
Этот город был в то время важнейшим культурным центром в Поднебесной, в котором сохранялись традиции, связанные с древними ритуалами Чжоу. При дворе чжоуского правителя было много знатоков культурных достижений (музыки, канонов и ритуалов) древнейших династий Ся, Шан-Инь и Чжоу.
Возвратившись из Лои, Конфуций продолжил свои ученые занятия. Увеличилось и число его учеников, среди которых были не только жители Лу, но и выходцы из других царств. Благодаря этому молва о Конфуции как об учителе, обладающем глубокими знаниями, и мудром воспитателе распространяется во многих краях Поднебесной.
К 30-ти годам Конфуций разрабатывает
основные положения своей социально-
В возрасте 54 лет Конфуций становится крупным политическим деятелем, являясь то правителем одного из уделов царства Лу, то начальником одного из уездов, то верховным судьей одного из уделов. В этот период оформляется его учение о благородном муже (цюнь-цзы) – великом человеке и добродетельном государе, основными качествами которого являются: человечность (любовь к людям), стремление управлять поданными не через насилие и страх, а с помощью справедливости и заботы о них. Правитель сам должен быть примером человеком долга (и), образцом верности, справедливости и честности.
Стремление Конфуция воплотить эти идеи на практике вызвало резкое недовольство правящей верхушки царства Лу. В результате он был вынужден отказаться от политической деятельности и покинуть родину. За этим последовала череда переездов в различные царства Поднебесной: Цзинь, Сун, Чэнь, Чу, Вэй .
В 484 году, когда Конфуций возвращается в Лу, ему более 60 лет. Он отказывается занять предложенный ему административный пост, посвящая себя работе с древними текстами и беседами с учениками. В заключительный период своей жизни Учитель Кун много времени уделяет изучению «Книги перемен», он завершает работу над летописью царства Лу «Весны и Осени» («Чунь цзю»).
На протяжении всей своей
жизни и деятельности просветителя,
политического деятеля и
В условиях кризиса и упадка
древней традиции Конфуций считал своей
главной задачей восстановление
и сохранение ее в прежнем качестве.
Являясь глубоким знатоком традиции
и обладая интуицией
2. Учение Конфуция
В эпоху Конфуция книжная
письменность еще только зарождалась.
Еще не были изобретены бумага, тушь,
кисть для написания
Конфуций не писал текстов. Точнее, он был автором всего одного «Весен и Осеней» («Чунь цзю») - летописи царства Лу, его родины, написанной им в конце жизни. Свои знания и суждения Учитель Кун предпочитал передавать ученикам в устной форме. При этом он строго придерживался в преподавании принципа, требующего от учителя не делать различия между учениками, исходя из происхождения.
Обучение, как правило, велось в форме беседы и диалога. Конфуций постоянно подчеркивал, что в этих беседах не стремится ставить выше учеников, и беседовал с ними, как с равными.
Учитель Кун считал, что
знания, не связанные с нравственным
совершенствованием, т.е. полученные, по
его словам, путем «действия наобум»,
не имеют смысла и приносят не пользу,
а вред. Поэтому лишение кого бы
ни было из жителей Поднебесной
Программа обучения строилась Конфуцием на основе его личного опыта и практически была аналогична тому пути, который в период ученичества прошел он сам. Она совершенствовалась по мере того, как Учитель в своем непрестанном стремлении осмыслить всю глубину идей совершенно мудрых правителей древности генерировал новые идеи и учения.
Главный канонический текст конфуцианской доктрины «Суждения и беседы» представляет собой запись его учениками бесед и суждений Учителя, в которых он излагает основы своего учения.
Учитель учил четырем вещам: пониманию книг, моральному поведению, преданности (государю) и правдивости.
Первая из них была связана с обучением посредством чтения и осмысления содержания древнейших памятников китайской письменности («Книга песен», «Книга истории», «Книга перемен»), которые, по мнению Конфуция, хранили культурный и нравственный опыт древнейшей эпохи «Трех династий». Своей главной задачей он считал передачу ученикам знания, связанного с изучением и осмыслением древней мудрости.
Вместе с тем, верность древней мудрости не должна сводится к бездумному повторению изученного. Такое повторение ценно лишь в случае, когда оно способствует совершенствованию морали и преодолению глубокого нравственного кризиса, в котором пребывал народ Поднебесной в эпоху разрозненных Царств. Обращение к древнейшим текстам способно помочь человеку направить «свою волю на достижение правильного пути», придерживаться принципов морали, поступать «в соответствии с человеколюбием».нфуций философский учение поведение
3. Учение о ритуале
Теме ритуала в «Суждениях и беседах» Конфуция отведено центральное место. Она присутствует в качестве постоянного рефрена, о чем ни говорил Учитель Кун со своими учениками. Для него верность древней традиции неотделима от ритуала.
Ритуал, как считал Конфуций, не может существовать, без определения моральных принципов. В беседе с одним из своих любимых учеников он убеждает его в том, что путь древних правителей был прекрасен прежде всего потому, что все «свои большие и малые дела они совершали в соответствии с ритуалом», использование ритуала ценно потому, что оно приводит людей к согласию.
Во времена Конфуция традиционные
формы ритуала, которые были связаны
с жертвоприношениями духам, хотя и
сохранились, но в значительной степени
приобрели характер формальной обрядовости.
Необходимость возродить
В отличие от своих предшественников Конфуций увидел в ритуале не только совокупность «данных от века» неизменных обрядовых форм, но развивающуюся культурную традицию, связывающую в единое духовное целое многие поколения Поднебесной в прошлом, настоящем и будущем.