Учени об идеальном государстве Платона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 15:21, курсовая работа

Краткое описание

Древнегреческая философия была очень широкой наукой, объединявшей в себе практически все отрасли знания. Она включала в себя и то, что мы называем сейчас естествознанием, и собственно философскую проблематику, и весь комплекс современных гуманитарных наук - филологию, социологию, культурологию, политологию и т.д. Учение об идеальном государстве относится как раз к сфере политологии.

Содержание

1.Введение……………………………………………………………………….3
2.Идеальное государство Платона……………………………………………..4
3.Характеристика сословий…………………………………………………….9
4.Заключение…………………………………………………………………...15
5.Список литературы…………………………………………………………..16

Вложенные файлы: 1 файл

Философия - Реферат - Учени об идеальном государстве Платона - копия.doc

— 86.00 Кб (Скачать файл)

Московский  Государственный Университет

Путей и  Сообщения 
 
 
 
 

Курсовая  Работа

по дисциплине Философия 
 

Тема: «Учение об идеальном государстве Платона» 
 
 

Выполнила студентка 2 курса, группа «ЮТД-216»

Арибжанов Дамир 
 
 

Преподаватель --- 
 
 
 
 
 
 

Москва 2010 

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Введение……………………………………………………………………….3
  2. Идеальное государство Платона……………………………………………..4
  3. Характеристика сословий…………………………………………………….9
  4. Заключение…………………………………………………………………...15
  5. Список литературы…………………………………………………………..16
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Древнегреческая философия была очень широкой  наукой, объединявшей в себе практически  все отрасли знания. Она включала в себя и то, что мы называем сейчас естествознанием, и собственно философскую  проблематику, и весь комплекс современных  гуманитарных наук - филологию, социологию, культурологию, политологию и т.д. Учение об идеальном государстве относится как раз к сфере политологии. Древнегреческих философов, особенно в поздний период, куда больше интересовали проблемы человека, смысла его жизни, проблемы жизни общества, нежели естественнонаучная проблематика.

     Учение  Платона о государстве в общих  чертах впервые изложено им в известном диалоге - “Политик”. Этот диалог относится к раннему периоду деятельности Платона и представляет собой несовершенное развитие тех же мыслей, которые впоследствии легли в основание знаменитого диалога Платона - “Государство”. Этот последний принадлежит к более зрелой эпохе Платона и заключает в себе учение о государстве в его самой совершенной форме.

     В мировоззрении Платона важное место принадлежит его воззрениям на общество и государство. Его чрезвычайно занимал вопрос о том, каким должно быть совершенное общежитие и каким воспитанием люди должны быть подготовлены к устройству и сохранению такого общежития. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Идеальное государство Платона

     В своих воззрениях на государство Платон исходил из того, что существует идеальное государство, идеальный образец и его многократные повторения - искажения в реальном мире вещей.

     Наилучшее государство, по Платону, должно: во-первых, обладать силой собственной реорганизации и средствами ее защиты, достаточными для сдерживания и отражения врагов; во-вторых, осуществить систематическое и достаточное снабжение всех членов общества необходимыми для них материальными благами; в-третьих, контролировать и направлять развитие духовной деятельности и творчества.

      По  Платону, государственное устройство зависит от нравов людей, их душевного  склада или характера. Государство  является таковым, каковы составляющие его люди. Между складом характера и формой государственного устройства он усматривает прямое соответствие.

      Философ считает, что устройство совершенного государства может быть только одно. Все возможное же различие сводится лишь к числу правящих мудрецов (философов): если мудрец один - это царство. Если несколько - аристократия. Но это различие в действительности не имеет никакого значения, ведь, если правят на самом деле мудрейшие, то, сколько бы их ни было, они все равно будут править совершенно одинаково.

      Идеальному  типу Платон противопоставлял отрицательный тип общественного устройства, в котором главным двигателем поведения людей оказываются материальные заботы и стимулы. Платон считает, что все существующие государства принадлежат к отрицательному типу: «Каково бы ни было государство, в нем всегда есть два государства, враждебные друг другу: одно — государство богатых, другое — бедных».

     По  мнению Платона, существует три “хороших”  формы правления, основанные на законах, и три “плохих”, основанные на беззакониях. Три “хороших” формы правления в порядке их ухудшения - это монархия, аристократия и демократия. Три “плохих” формы правления - это тирания, олигархия и ещё одна форма правления, которой Платон не даёт специального названия, обычно её называют тимократией. Остальные формы правления являются последовательным отклонением от идеального государства.

     Аристократия - это правление лучших с одобрением народа. Властью обладает и правит тот, кто слывет доблестным и мудрым. В основе такой формы правления лежит равенство по рождению. По мнению Платона, на роль правителя идеально подходит лишь тот, кто добровольно не захочет быть правителем и заниматься исправлением чужих пороков. Наименее подходят люди, руководствующиеся честолюбием, деньгами, почетом.

     Чтобы достигнуть единомыслия и сплоченности двух высших сословий, образующих вместе класс стражей государства, Платон устанавливает для них общность имущества и быта. “Прежде всего, никто не должен обладать никакой частной собственностью, если в том нет крайней необходимости. Затем ни у кого не должно быть такого жилища или кладовой, куда не имел бы доступа всякий желающий”. Стражам запрещается иметь семью, для них вводится общность жен и детей.

     Гениально предугадав значение разделения труда в экономической жизни общества, Платон, тем не менее, выступал за ограничение хозяйственной активности и сохранение аграрно-замкнутого, “самодостаточного“  государства. Вырождение аристократии мудрых, по его словам, влечет за собой утверждение частной собственности и обращение в рабов свободных землевладельцев из третьего сословия. Так возникает тимократия (“тиме“- честь), господство сильнейших воинов. Государство с тимократическим правлением будет вечно воевать.

     Следующий вид государственного устройства - олигархия - появляется в результате скопления богатства у частных лиц. Этот строй основан на имущественном цензе. Власть захватывают немногие богатые, тогда как бедняки не участвуют в управлении. Олигархическое государство, раздираемое враждой богачей и бедняков, будет постоянно воевать само с собой.

     Следующей формой государственного правления, является демократия, которая логически вытекает из олигархии. Победа бедняков приводит к установлению демократии - власти народа. Здесь царят своеволие и безразличие. Наконец, чрезмерная свобода обращается в свою противоположность - чрезмерное рабство. Устанавливается тирания, наихудший вид государства. Власть тиранов держится на вероломстве и насилии. Главной причиной смены всех форм государства Платон считал порчу человеческих нравов. Выход из порочных состояний общества он связывал с возвратом к изначальному строю - правлению мудрых.

     В “Государстве” Платон предлагает новую модель управления. По мнению Платона, государство возникает  потому, что люди не в состоянии  удовлетворить свои потребности, и вынуждены обращаться к помощи других. По существу, здесь у Платона возникает идея разделения труда, которое должно контролировать государство. Итак, первая функция государства - контроль экономической жизни общества; вторая функция государства - защита страны от внешних и внутренних врагов; третья функция - поддержка идеалов справедливости и добра. В принципе, теория происхождения государства, основанная на разделении труда и необходимости появления такой специальности, как “правитель”, вполне соответствует современным представлениям.

     Платон  предлагает структурировать идеальное  государство на классы. Причём классы у Платона зависят не от экономического благосостояния людей или их происхождения, а от того, какая добродетель преобладает  в их душе. В зависимости от того, разумен ли человек, благоразумен или мужественен, он может быть воином, жрецом или земледельцем. Трём началам человеческой души (вожделение, пыл, рассудительность) соответствуют три класса в государстве: ремесленники; воины, стражники; правители-философы, а каждому типу души - своя добродетель: воздержанность, мужество, мудрость.

     Показательно, что тип души Платон соотносит  с профессией человека и его социальным положением. Разумеется, речь идёт лишь о свободных. Платон не говорит о  рабах и низших сословиях, или  почти не говорит.

     У Платона низшие сословия могут иметь  частную собственность и индивидуальную семью. В высших же сословиях частная  собственность как источник зла  упразднена. Упразднена и семья, поскольку  государство тщательно подбирает  пары для лучшего воспроизводства людей. Дети должны воспитываться отдельно от родителей в специальных интернатах, причём мальчики и девочки получают одинаковое воспитание.

     У Платона в идеальном государстве  личность полностью подчинена обществу. Государство предстаёт сплочённым единством безличных существ, исполняющих свои социальные функции безотносительно к своим личным интересам, запросам и потребностям. В этом государстве царит строгая цензура, цель которой - отбор лишь тех произведений искусства, которые способствуют развитию гражданских доблестей. Сплочённость государства может достигаться и убеждением, и силой.

     Платон  рисовал отвлечённый идеал. Идеальное государство должно представлять собой небольшой земледельческий полис. Земли нужно столько, чтобы она могла прокормить только членов полиса. Она делится по жребию на равные участки так, что каждый гражданин получает два участка - один в городе, а другой в сельской местности. Население живёт сельским хозяйством, которое осуществляется руками рабов.

     Всё население делится на классы уже по имущественному, а не по нравственному признаку. Владеть золотом и серебром запрещается. Торговлей и ремеслом могут заниматься лишь иностранцы. Все излишки производства сдаются государству, и этот продукт делится на три части: две непосредственно потребляются гражданами государства, а третья поступает на продажу и обменивается на предметы ремесла.

     Формой  государственного устройства является аристократия (в современных терминах - олигархия). Руководящие органы выборные. Это ареопаг и совет, в который  входят военачальники, попечители храмов, жрецы, надзиратели рынков, городские чиновники, надзиратели за финансами и сельским хозяйством. Суды также выборные, но над ними стоит специальная коллегия, активно использующая тайную полицию.

     Платон  полагает, что для сохранения блага государства хороши все средства. В его государстве царит жёсткая идеологическая диктатура. При этом Платон высказывает весьма мудрую мысль, что не следует ставить во главе государства добродетельного человека. Управление государством - грязное дело, поэтому лучше поручить его не вполне порядочному, но умелому человеку.

     Субъектом свободы и высшего совершенства оказывается у Платона не отдельная  личность и даже не класс, а все  общество, все государство в целом. Платон приносит в жертву своему государству человека, его счастье, его свободу и моральное совершенство. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Характеристика  сословий

     Сословное деление общества Платон объявляет  условием прочности государства. Самовольный  переход из низшего сословия в  высшие является величайшим преступлением, ибо каждый человек должен заниматься тем делом, которому он предназначен от природы.

     Так как вышеуказанные сословия вполне соответствуют трём сторонам человеческой души, то и добродетели, свойственные последним, переносятся у Платона равным образом на первые. Так, мудрость, есть добродетель правителей; мужество свойственно более всего сословию воинов, ограждающих общественную безопасность и благоденствие; рассудительность усматривается в подчинении народной толпы воле правителей и во взаимном согласии граждан; а справедливость – в том, что не только согласны между собой граждане, но и целые сословия строго исполняют свои обязанности и, таким образом, каждое из них всё более утверждается в свойственной себе добродетели.

     У Платона третье сословие (землевладельцев и ремесленников) является низшим, едва достойным названия граждан; оно погружено в материальную работу и назначено к удовлетворению низших потребностей человека.

     Третье  сословье, формально имеющее свою долю в процветании, лишено добродетели в собственном смысле этого слова, поскольку “мудрость” и “мужество” соотносятся с двумя внешними “классами”, в то время как низшему достается лишь система общих предписаний, требующих от него безоговорочного повиновения.

Информация о работе Учени об идеальном государстве Платона