Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 15:22, реферат
Эдмунд Гуссерль (1859 - 1938) родился в Моравии, в еврейской семье, окончил гимназию в Австрии, затем учился в университетах Лейпцига, Берлина и Вены. В Вене у известного математика Карла Вейерштрасса защитил кандидатскую диссертацию по философским проблемам математики и через философию математики вышел к философии, сохранив на всю жизнь идеал и образец строгого математического познания. В наибольшей степени путь Гуссерля от математики к философии был определен влиянием австрийского психолога и философа Франца Брентано. Однако Гуссерль вскоре понял, что исследование понятий математики с психологической точки зрения обречено на неудачу. После защиты докторской диссертации и выхода на ее основе «Философии арифметики» Гуссерль публикует «Логические исследования», в которых решительно порывает с психологическим подходом.
Биография……………………....
Феноменология…………………………………….
Понятие "ноэма" и учение о феноменологической редукции.
Лозунг "Назад, к предметам!"…………………………………….
Сознание как ноэзис: смыслоформирование ………………….
Заключение…………………………………………………..
Список используемой литературы ….
О чем мы мыслим и говорим, когда мыслим и говорим о небытии? Гуссерль считает, что именно здесь-то и появляется чистое сознание предмета, поскольку самого предмета нет. Появляется сознание как смыслоформирование.
Итак, Гуссерль различил феномен сознания (или чистое сознание, сознание как таковое) и явление сознания (или являющееся сознание, проявление). Вслед за Гуссерлем можно различить, например, феномен добра (чистое добро, добро как таковое) и явление добра (проявление добра в поступке); феномен красоты (красота как таковая) и проявление красоты (искусстве, человеческом поступке) и т.д.
Феноменологическая редукция помогла выявить два аспекта сознания: сознание как ноэму (предметное содержание мысли) и сознание как ноэзис (смыслоформирование предмета).
Вещь у Гуссерля преобразуется из ноэматической в ноэтическую, из вещи, обладающей свойствами в процесс смыслопорождения вещи. Выдвижение на первый план смысловой (смыслоформирующей) связи субъекта и предмета - вот итог многолетних философских размышлений Гуссерля. В этом - смысл феноменологии, различившей явление сознания (содержание сознания, ноэма) и феномен сознания (смыслоформирование, ноэзис).
Ж.-П.Сартр, разбирая гуссерлево понятие "интенциональность", писал: сознание (субъект) и мир (объект) сосуществуют друг с другом, являясь внешними по отношению друг к другу. Сознание как интенция осуществляет "прорыв к .". Вы, например, видите дерево - на обочине дороги, в облаке пыли, одинокое и скрюченное на жаре. Сознание (дерева) вырывается из себя для того, чтобы убежать от себя; убежать к тому, что не есть ты сам. Не узнаете ли вы в этом описании, спрашивает Сартр, ваши стремления и ваши предчувствия? Если бы вы проникли "в" сознание, вы бы были подхвачены стремительным вихрем и снова выброшены наружу, к дереву, в самую пыль, ибо сознание не имеет "внутренности", оно существует только вне самого себя, и именно это абсолютное убегание, этот отказ быть субстанцией определяют его в качестве сознания.
Сартр цитирует слова Гуссерля: "Любое сознание есть сознание о чем-то" и продолжает словами М.Хайдеггера: бытие (бытие сознания) - это бытие-в-мире. Это - "бытие-в ." в смысле движения. Быть - это прорываться в мир, это исходить из небытия мира и сознания, чтобы внезапно прийти к сознанию-прорывающемуся-в-мир. И пусть сознание пытается восстановить себя, совпасть в конце концов с самим собой - взаперти, в тепле и уюте оно исчезает. Эту необходимость для сознания существовать как сознание о какой-либо отличной от него самой вещи Гуссерль и называет "интенциональностью".
Можно подытожить: дерево, о котором писал Сартр, может быть представлено, как минимум, двумя способами. Во-первых, и по-обыденному просто, о дереве можно иметь представление и наделить его некоторыми характеристиками. Это будет дерево - ноэма. Во-вторых, можно преобразовать дерево-ноэму в дерево-ноэзис, в интенциональность-к-дереву. И тогда можно увидеть как Я открываю для себя эту вещь - дерево. В конечном счете, все находится вне нас,- сказал бы Сартр, даже мы сами.
Чтобы говорить научно,т.е. говорить о бытии влогосе, надо сначала говорить о нем в эйдосе (смысле). Необходимо первоначальное разграничение как предметов вообще, так и сфер отдельных возможных знаний. Необходима эта первая встреча мыслящего сознания с мыслимым предметом, которая психологически должна выразиться в искательстве — иногда весьма затруднительном — подлинного смысла вещи, затуманенного и затерянного среди частностей ее проявления в разных местах и временах, искательстве при наличии разных выводов, случайных и неслучайных. Если видно издалека ту или иную вещь и не возможно различить ее деталей настолько, чтобы сказать, какая именно эта вещь, то необходимо или взять бинокль, или подойти ближе, или принять еще какие-либо другие меры, чтобы, наконец, увидеть предмет и назвать его. Мысль, приступая к той вещи, которая именуется как «слово», или, приступая к той вещи, которая именуется как «мысль», т.е. к самой себе (и в этом случае она сама для себя — объект, который ею ищется и формулируется), должна необходимым образом зафиксировать то, что она здесь видит, убедиться в том, что виденное здесь есть подлинное, некажущееся, и только тогда может начаться конструирование какой-нибудь теории или науки о мысли. Это первоначальное знание вещи как определенной осмысленности есть то, что надо назвать феноменологией. Нам надо знать, как живет и действует мысль и слово, наряду с прочими фактами. Еще не строя никаких теорий, мы начинаем всматриваться в то, что называется мыслью и словом. Мы сразу же видим, что звук слова есть нечто совсем иное, чем значение слова, что значение слова есть нечто совсем иное, чем предмет, к которому слово относится и т.д. Мы начинаем таким образом постепенно расчленять и описывать тот смутный и неясный предмет, который обычно именуется как «слово». Не строя никаких теорий о том, как фактически происходит и живет слово, как происходит и живет звуковая и незвуковая сторона слова, мы уже твердо знаем, что звук слова не есть значение слова, и какие бы теории потом ни строились о звуке или о значении, мы убеждаемся, что это различение должно остаться при всякой теории, и никакие факты не в силах ниспровергнуть этой простой феноменологической установки.
6.Заключение
В настоящее время феноменология – это философский метод, который не поддается определению. Утверждается, что она все еще находится в процессе поиска своего определения. Заключение мнений в скобки или откладывание суждений, которое Гуссерль постулировал, как суть редукции любого философского предмета, невозможно выполнить в том случае, если это просто упражнение для интеллекта практикующего. Один человек, обучавшийся вместе с Мартином Хайдеггером, который был студентом Гуссерля, рассказывал, что когда Гуссерлю задавали прагматический вопрос, как можно выполнить эту редукцию, то он отвечал, – «Как, черт побери, я могу это знать? Я ведь философ».
Современные
философы, которые переработали и
расширили параметры
С 1939 года в Бельгии, куда были вывезены основные рукописи Гуссерля и создан гуссерлевский архив, начинает издаваться "Гуссерлиана",- полное собрание сочинений философа с комметариями.
«Каждое переживание обладает своей собственной временностью». Э.Гуссерль.
«Тот
факт, что для меня существует природа,
мир культуры, человеческий мир с
его социальными формами и т.
Список используемого материала:
Выступление
«Только философское
исследование дополняет научные
работы естествоиспытателя и математика
и завершает действительно
Основатель современной
Публикацией своей двохтомнои работе «Логические исследования» Э. Гуссерль заявил о создании новейшего направления в философии - феноменологии.
Это произошло на рубеже веков. Все еще горько переживая боль утраты великого Ницше (умер в 1900 p.), Философская общественность как-то сразу поняла (а может почувствовала): на горизонте появилась новая философская звезда - Звезда Гуссерля, на философском небосклоне появилось новое направление - феноменология. Не покидая Ницше (и Дильтея), вслед за Гуссерлем в водоворот феноменологии бросились такие исследователи, как М. Хайдеггер, Н. Гартман, М. Шеллер, Ж.-П. Сартр. М. Мерло-Понти. Конечно, каждый из них создал собственное философское учение. Однако все они «вышли из Гуссерля», хотя и отрицали его исходные принципы.
Как писал позже Поль Рикер, «работа
Гуссерля относится к типу произведений,
которые не отличаются ясностью, где полно
таких размышлений, которые снова и снова
перечеркиваются и дают начало новым и
новым направлениям мысли. Вот почему
многие мыслители нашли свой путь именно
тогда, когда они отошли от учителя и в
то же время продолжали разрабатывать
ту или иную линию, которая была с таким
мастерство основана основателем феноменологии.
История большей степени является историей
гуссерлианських «ересей».
По предварительному замыслу, феноменологию
Э. Гуссерль создавал как научную теорию
научного знания. Однако со временем он
расширил диапазон задуманного.
Основная задача философии, как феноменологии. он видел теперь в способности раскрыть не мир науки, а «жизненный мир в целом», увидеть и пережить истины и обще-значимые идеи как целостность, взятую в виде непрерывного потока. «Идеальное бытие истины», считал Э. Гуссерль, означает две вещи: во-первых, что она (истина) обладает все общей обязательностью, сохраняет а себе «единство значений», во-вторых, что зоно обладает свойством самоочевидности есть свойством «самораскрытия», «самовыражения» и, благодаря этому, особой убедительностью.
Главным методом изучения
структуры «переживания», по мнению
ученого, является интеллектуальная интуиция,
«вглядування» в истину, сущность, идею.
Этот метод Э. Гуссерль назвал методом
«феноменологической редукции». Суть
последнего заключается в том, чтобы последовательно
искоренить «естественную установку»
и направить основное внимание на само
сознание, на ее «чистую структуру», освободив
сознание от всего эмпирического.
Феноменологическая редукция, за Гуссерлем,
включает в себя два главных этапа: первый
из них заключается в том, что все знания
о мире мы «в кавычки» как, собственно,
научное, в результате чего любая «субъективность»
«оседает на дно », второй этап« берет
в кавычки »все суждения и мысли человека
о сознании, о духовные процессы как феномены
человеческой культуры. В результате этих
двух этапов познания переходит на новую
позицию - трансцендентально-
Таким образом - Э. Гуссерль называет его «вхождения в сознание», в сферу психического - способен осуществить каждый, поскольку каждый может найти психическое в самом себе. Итак, суть нового метода - в «созерцании сущностей через феномены». Эта «конструкция» представляется Гуссерлю идеальной. Осталось только сконструировать структуру самого «феномена». За Гуссерлем, «феномен» имеет следующие составляющие: 1) языковая оболочка (речь, письмо, обозначение и т.д.) 2) психическое переживание (индивидуальные эмоции субъекта познания), 3) сами «смыслы» и «значения» выражений и познавательного переживания , 4) «предмет», что освещается через значение. Два первые элементы, подчеркивает Гуссерль, мало интересуют исследователя; основное внимание феноменолога сосредоточено на последних структурных элементах. Особую важность имеют «значение» и «предметы».
Суждения человека
о них включает в себя ее
(человека, вернее, его сознания) отношение
к ним. Как пишет Гуссерль, с
помощью высказываний исследователь "вступает
в отношения с предметом», формируя тем
самым последний элемент феномена - «предметность»
- отношение сознания к предмету. Как видим,
Гуссерля интересуют не предметы, как,
и не сознание, которая образуется в результате
их познания, а тип психологически эмоциональной
реакции сознания, переживает разнообразные
предметы.
Э. Гуссерль пытался преодолеть общее
настроение скептицизма, который доминировал
в то время в общественно-политической
мысли на Европейском континенте.
Он поставил задачу обоснования культуры. Для этого ученый обращается к интеллектуальной интуиции. Феноменология, по Э. Гуссерлем, - это «философская археология», ищущая скрытый и потерянный смысл. Результаты поиска необходимо внедрять в практику. Таким образом, жизнь, построенная на основе «феноменологической редукции». станет истинным. В этом разрезе феноменология выступает как средство не только познания истинного, но и построения нового мира как истинного мира.
В центре его, по Э. Гуссерлем, находиться человек. Идеи истинного познания и построения на его основе истинной жизни получили определенное развитие в дальнейших социально-философских изысканиях. Конечно, обоснованные Э. Гуссерлем предпосылки было значительно модифицированы. Наибольшее распространение они получили в контексте такого направления социальной философии, как экзистенциализм.
Феноменология - одно из важнейших направлений в философии XX века. Основатель этого направления - немецкий философ Эдмунд Гуссерль (1859-1938). Он был учеником немецкого философа Франца Брентано (1838-1917), разработавшего метод непосредственного описания психических явлений и вычленения их структур. Брентано также выдвинул идею интенциональности (направленности на другое) как отличительной особенности психических явлений. Эта идея стала ядром феноменологического подхода. Феноменология с самого начала формировалась не как замкнутая философская школа, а как широкое философское движение, в котором уже в ранний период возникают тенденции, несводимые к философии Гуссерля. Тем не менее ведущую роль в ее становлении сыграли именно работы Гуссерля, и прежде всего его двухтомный труд «Логические исследования» (1900- 1901), а также сочинение «Идеи чистой феноменологии и феноменологической философии» (1913). Феноменология получила широкое распространение в Европе и Америке, а также в Австралии, Японии и некоторых других странах Азии. Архивы Гуссерля находятся в Лувене (Бельгия, основной архив), Кёльне, Фрейбурге, Париже; исследовательские центры и феноменологические общества существуют во многих странах мира.
Информация о работе Феноменология, как философское направление 20-го века. Эдмунд Гуссерль