Феномен страдания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 15:03, реферат

Краткое описание

Страдание - это форма активного напряжения всех физических и духовно-нравственных сил человека или совокупности индивидов, имеющая сопутствующие негативные свойства - боль, отчаяние, раздвоение, страсти, муки и т.д.
Страдание всегда было важнейшей частью духовной жизни любого общества.
На протяжении нескольких тысячелетий страдание является одной из величайших проблем человечества.

Содержание

1. Введение 3
2. Теоретические источники 5
3. Понимание феномена страдания 8
4. О страдании 9
5. Смысл и происхождение страдания 11
6. Вывод 14
7. Список литературы 15

Вложенные файлы: 1 файл

феномен страдния.docx

— 34.10 Кб (Скачать файл)

В мире возникла бы новая, отвратительная порода «человекообразных» — порода безразборчивых наслажденцев, пребывающих  на самом низком душевном уровне... Это  были бы неунывающие лентяи; ничем  не заинтересованные безответственные лодыри, без темперамента, без огня, без подъема и без полета; ничего и никого не любящие — ибо любовь есть прежде всего чувство лишенности и голода.

Страданием мы называем чувство  неудовольствия, которое мы испытываем в том случае, когда действительность не отвечает нашим желаниям. Под действительностью мы разумеем внешние обстоятельства, как бедность, болезнь, голод, холод и наши нравственные действия, наши поступки, которые нередко противоречат нашим высшим желаниям.

Источник страдания обычно заключается  в уклонении человека от законов  природы, как физической так и  духовной. Или наши желания дурны, противоречат действительности, природе  вещей, природе человека. Или наоборот, видимая действительность противоречит нашим хорошим желаниям, и мы страдаем, таким образом, из-за добра. Но это  потому, что самую действительность извратили дурные желания человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

Смысл и происхождение страдания

Жизненный опыт любого здорового человека разносторонен и многообразен, он неизбежно содержит в себе как  позитивные, так и негативные аспекты. Страдание, которое, как очевидно, относится  к негативному полюсу, имеет свою специфику; было бы неверно отождествлять  этот феномен с другими «отрицательными» переживаниями: огорчение, расстройство, неудовольствие, досада, печаль сами по себе не являются синонимами страдания. Иначе говоря, страдание – более широкое понятие; достаточно сильные отрицательные переживания могут вызывать страдание, а могут и не вызывать. Страдание, на мой взгляд – это реакция личности на негативные обстоятельства и переживания. Ниже я рассмотрю, что, на мой взгляд, обуславливает реакцию страдания. Теперь же рассмотрим его характеристики, позволяющие отличить страдание от отрицательных эмоций и переживаний, сопровождающих определенные жизненные обстоятельства.

Начнем с того, что страдание  переживается как сильное негативное состояние. Оно более глобально  и травматично, чем переживание, которое страданием не является. В  отличие от негативных эмоций, страдание проникает более глубоко и разрушает привычную картину мира. Страдание отличается также своей длительностью: негативные эмоции и состояния, не являющиеся страданием, как правило, не длятся очень долго и проходят спонтанно, в случае изменения жизненной ситуации. Страдание же может продолжаться в течение весьма значительного временного отрезка; для того, чтобы выйти из этого состояния, требуются определенные усилия личности, само по себе оно пройти не может.

Как уже вскользь было замечено, одни и те же обстоятельства могут вызывать страдания у одних людей и  не вызывать у других. Почему так  происходит?

Все мы живем в окружающем мире, но не все его аспекты одинаково  значимы для разных людей. Каждый человек сам выбирает, как ему  расставить приоритеты. Однако для  каждого из нас существует некая область, некий аспект бытия, наиболее важный для нас. Какие-то ценности имеют для человека решающее, первостепенное значение, являются смыслом всей его жизни, центром его мировоззрения. У разных людей эти ценности не совпадают. Назовем этот аспект бытия, являющийся основным, центральным, базовым для определенного человека, его точкой опоры .

Помимо точки опоры, вокруг которой  строится и на которую опирается  все мировоззрение человека, его система ценностей, существуют другие области бытия, которые символически можно расположить вокруг точки опоры. Они для человека важны и осмысленны, их значимость в системе мировоззрения наполняет его жизнь. Назовем такие ценности значимыми аспектами бытия.

Как уже было замечено, каждый человек  может выбирать разные ценности в  качестве точки опоры. То, какие именно ценности лягут в основу его мировоззрения, определяет уровень развития этого человека.

Точкой опоры могут быть материальные ценности: в таком случае, удовлетворение телесных потребностей станет важнейшей  целью в жизни человека, которой  будут подчиняться все его  стремления. У других людей точка опоры может лежать в области социальных аспектов жизни: например, центральными в жизни человека могут стать потребность в принятии другими людьми или стремление к власти. Есть люди, которые располагают точку опоры в морально-нравственных ценностях: справедливость, соответствие высоким моральным нормам – основной принцип их жизни. Есть, наконец, люди, которые помещают свою точку опоры в область духовных и религиозных ценностей.

Теперь мы подобрались вплотную к выявлению происхождения страдания. На мой взгляд, страдание возникает, когда рушится точка опоры человека, разрушается тот аспект жизни, те области бытия, на которых построено все мировоззрение человека. А поскольку точка опоры для всех разная, то и ситуации, вызывающие страдания, для каждого неодинаковы: для кого-то будет страданием разрушение материальных ценностей: например, банкротство, пропажа имущества, потеря привлекательности, а у кого-то в связи с этим возникнут отрицательные переживания, но страдать он НЕ БУДЕТ, поскольку его точка опоры, лежащая в сфере нравственных ценностей, добра и справедливости, при этом не пострадала.

Если точка опоры индивида остается сохранной, но при этом рушатся значимые для него аспекты бытия, то человек  может найти смысл в этом разрушении. Если же разрушается точка опоры, то для обретения смысла и прекращения страдания необходимо создать новую точку опоры на более высоком уровне развития, что требует определенной личностной работы.

Более низкие уровни развития человека имеют ограничения по сравнению  с более высокими: чем выше уровень  развития, тем больше аспектов бытия  замечаются человеком, становятся для  него значимыми, тем богаче и насыщеннее его жизнь. Кроме того, точка опоры  на высших уровнях более устойчива: разрушить материальные или социальные аспекты, а значит, и все мировоззрение человека на более низком уровне развития могут любые внешние обстоятельства, а колебания областей нравственного и духовного могут происходить в первую очередь по причинам, зависящим от самой личности.

Идеалом, то есть самым высоким  уровнем развития, на мой взгляд, является отсутствие всяких точек опоры, то есть полная свобода личности. При  этом все аспекты бытия становятся значимыми, все ценности организуются в иерархию, жизнь человека обретает максимальную полноту и свободу и его мировоззрение не зависит ни от каких влияний, человек волен сам, свободно его творить. Но, поскольку такой идеал вряд ли достижим, наиболее приближенным к нему можно считать помещение точки опоры на духовных ценностях.

На наш взгляд, в человеке не заложено никакой заранее определенной предзаданности, направленности развития; человек сам делает выбор, куда поставить свою точку опоры, куда ее переместить и перемещать ли. Взаимодействие с миром крайне важно для человека, определяет многие особенности его сущности, может пошатнуть точку опоры или способствовать ее переходу на более высокий уровень. Человек также волен сам выбирать между добром и злом. Он может установить точку опоры на каждом уровне как на «хорошем», так и на «плохом» полюсе; особенно это видно на социальном уровне: можно поставить точку опоры на аспектах принятия и общения, а можно и на контроле и доминировании над другими людьми. Только на нравственном и духовном уровне не существует такой дихотомии, т.к. если человек выбирает в качестве точки опоры безнравственность и преступность, он оказывается на более низком, материальном или социальном уровне.

 

Вывод

Опыт страдания, преобразованный  человеком в разумное и духовное целое, идентифицируется как культурологический текст в виде знаков и символов, что ведёт к межсубъектной  соотнесённости одних людей с другими, одного человека - со многими.

Счастье и страдание воспринимаются в своей совокупности и вместе с тем как уникальные явления, как культурные феномены.

Страдание представляет собой философское  понятие, обозначающее имманентное  человеку состояние сознания, а также акт и продукт самопознания.

В этическом аспекте страдание  определяется как амбивалентный  феномен, с одной стороны проявляющийся как продукт отчуждения, утраты целостности, создающий условия для актуализации морального зла, с другой стороны - как необходимый момент индивидуализации, позволяющий сформироваться личной моральной рефлексии.

Конструктивность и деструктивность  состояния страдания обусловливается  способом его сублимации: культурно-ориентированная, гармонизирующая сублимация, предстающая в ряде позитивных проявлений (творчество, труд, со-страдание, любовь-агапэ, духовность, дружба и т.д.) выявляет положительно-конструктивный характер переживания страдания; противоположный по значению процесс негативного страдания (насилие, терроризм, голод, войны, катастрофы, болезни и др.) демонстрирует его разрушительный потенциал.

Страдание и порождаемое им сострадание  являются такими мощными духовными  потенциями сознания, что от них  зависит не только социокультурная  эволюция, но и собственно природно-антропологическое  состояние человека и, в частности, его социально-гендерная идентификация.

Культурная амнезия и анестезия  не способствуют вниманию современного общества к страданию как школе  нравственного и общественного  развития, что в свою очередь, может  порождать этические сумерки, нравственную неопределённость, которая сегодня часто наблюдается в повседневном опыте и в состоянии культуры.

Список  литературы

  1. Токарев Д.А. Атрибутивная модель страдания // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – Челябинск: Типография ИИУМЦ «Образование», 2006. - № 6. – Ч. II. – С. 199-208.
  2. Ильин И. А. «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний» // Русский колокол, 2006г.
  3. Бердяев Н. А. Дух и реальность. 1-е издание. // Париж: YMCA-Press, 1937г., 175с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Феномен страдания