Филисофия позитивизма О. Конта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 22:30, доклад

Краткое описание

Позитивизм — направление философии, сутью которого является стремление поставить философию на твердую научную основу. Позитивизм как течение философской мысли зародился в 30-е — 40-е гг. XIX столетия, прошел большую эволюцию (махизм, неопозитивизм, постпозитивизм и др.). Широко распространен и популярен в современную эпоху.
Основателем позитивизма считается Огюст Конт (1798 — 1857) - французский философ, ученик Сен-Симона. Также большой вклад в становление и развитие позитивизма внесли Джон Милль (1806 - 1873) и Герберт Спенсер (1820 - 1903).

Вложенные файлы: 1 файл

Философия позитивизма Огюста Конта.doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)

Конт предлагает признать, что наука  не нуждается в  какой-либо  стоящей  над

ней философии, а должна опираться  сама на себя. Но из этого не следует,  что

для адекватного  познания  действительности  достаточно  отдельных,  частных

научных дисциплин.  Существует   объективная   потребность   в   выявлении,

раскрытии связи между отдельными науками, в создании их системы.

  За общей наукой, раскрывающей  связь  отдельных  наук,  можно,  по  мнению

Конта, сохранить название «философия». Однако эта новая наука не  должна

иметь ничего общего с традиционной философией, так как  методы  исследования

старой и новой философии  принципиально отличаются друг от друга.  Построение

«новой философии» является естественным  продолжением  той  работы,  которая

совершается в специальных науках. Нет никаких ограничений  степени  общности

формулируемых в них закономерностей; более или  менее  общие  из  них  могут

раскрывать сами специальные науки, а исследованием  самых  общих  занимается

философия, связанная с чисто  научными  обобщениями  лишь  рядом  незаметных

переходов.  Таким  образом,  философия   сводится   к   общим   выводам   из

естественных и общественных наук.

         Не такова, говорит Конт,  традиционная  философская   «метафизика»,

проблемы которой не только не могут быть решены  научным  путем  (т.  е.  на

основании данных опыта и рационального  рассуждения), но не могут  быть  даже

поставлены, если следовать по  пути  конкретно-научного  обобщения.  Научная

философия, по мнению Конта, не имеет дела с «метафизическими» проблемами  и

поэтому отвергает как идеализм, так и материализм.  Пережитки  «метафизики»,

к которым относятся, по  мнению  Конта,  претензии  на  раскрытие  причин  и

сущностей, должны быть удалены и  из науки. К  таким  пережиткам  он  относит

претензии науки  на  раскрытие  причин  явлений  и  на  проникновение  в  их

сущность. Наука  не  объясняет,  а  лишь  описывает  явления  и,  формулируя

законы, отвечает не на вопрос  «почему»,  а  лишь  на  вопрос  «как».  Таким

образом, Конт  принципиально противопоставляет формулировку   законов   и

выявлению причинных зависимостей.  Первое  он  считает  неотъемлемой  чертой

науки, второе — пережитком «метафизики».

  Последовательное развитие этого  тезиса О. Конта ведет к «феноменализму» и

это означало бы не только «изгнание» из науки  причинности,  но  и  отрицание

возможности раскрытия объективных,  закономерных  связей,  т.  о.  признание

точки  зрения  субъективного  идеализма  Юма.  Желая   сохранить   связь   с

современной   научной   практикой,   Конт    делает    это    ценой    явной

непоследовательности.

   Он  сформировал  закон  трех  последовательных  стадий  интеллектуальной

эволюции  человека: теологической (до 1300г.), метафизической (до  1800г.)  и

позитивной. На первой, теологической  стадии  все  явления  объясняется   на

основе  религиозных  представлений,   вторая   -   метафизическая   заменяет

сверхъестественные  факторы  в  объяснении  природы  сущностями,  причинами.

Вторая стадия подготавливает третью –  позитивную,  для  которой  характерно

объединение теории и практики, человек  довольствуется  тем,  что  благодаря

наблюдению и эксперименту выделяет связи явлений и  на  основе  тех  связей,

которые  оказываются  постоянными,   формулирует   законы.   «Знать,   чтобы

предвидеть,  предвидеть,  чтобы  избегать»-  эти  слова   являются   девизом

позитивной науки.

 Так  же  Конт  утверждал:  основной  метод  науки   -   феноменологический

(описательное обобщение) заключается  в  постановке  эксперимента,  а  затем

попытки обобщить. Закон подчинения воображения  наблюдению.  Вся  информация

из наблюдения, т. е. должны  строиться  теоретические  конструкции,  которые

хоть не сейчас, но потом должны экспериментально подтверждаться.

  В процессе дальнейшего развития  позитивизма все  более   четко  выявлялась

его феноменалистическая,  субъективно-идеалистическая  тенденция,  роднившая

его  с  юмизмом.  Из  науки   постепенно   выбрасывалась   мировоззренческая

проблематика   и   ослаблялось   значение   элементов    естественнонаучного

материализма.  Об  этом  свидетельствуют   философские   учения   крупнейших

английских позитивистов XIX  в.—  Дж.  С.  Милля  и  Г.  Спенсера,  которые,

существенно отличаясь в деталях  от  концепции  О.  Конта,  вместе  с  тем  в

решении принципиальных философских  вопросов вплотную примыкали к ней.

  Герберт Спенсер, используя  в своих  «синтетических»   обобщениях  открытия

естествознания второй половины 19 в.,  объективной  реальности,  в  сущность

которой можно проникнуть лишь посредством  религии, а  не  с  помощью  науки.

Идея глобального  эволюционизма  (до  Дарвина).  Глобальный  эволюционизм  -

физико-механический закон: перемещения  в пространстве и во  времени  идут  в

определенном  направлении   от   гомогенного   (однородного)   состояния   к

разнородному, к большей степени  сложности, четкости и  выделенности.  Задача

позитивных наук - ответить, как  устроен этот мир.  На  вопрос,  почему  так?

наука  не  должна  отвечать.  Философия  становится  сводом   установленных,

опробованных научных истин. Философия  сводит знания  воедино  и  знакомит  с

ними  общественность.  Стандартная  концепция  науки.  Наука  -   постоянное

приращение научного знания. Последующая  теория включает  в  себя  предыдущую

как некое предельное место в  новой теории.

 Выделил три возможности  происхождение мира:

1. Мир сам по себе.

2. Кто-то создал.

3. Всегда есть и будет.

 Но , как он утверждает, все  эти три возможности никуда  не годятся: человек

не может понять как все  из ничего.  Это невозможно,  так как невозможно

представить (путает представление  с понятием).

 Его утверждения:

 Все наши знания ограничены  нашим опытом. Наш опыт имеет  дело  с  тем,  что

произошло, а не с тем, что существует.

 Наука имеет предел познания. Познаваемые явления: сходство и не сходство.

 Непознаваема конечная причина  мира, материя.

 Прогресс в обществе связан  с  прогрессирующим  разделением   общественного

труда .

 Позитивная философия отличается  от науки тем, что она закончена.

 Наука - это отдельные категории.

 Абстрактное знание - математика. Абстрактно-конкретные: физика, химия.

 Движение по линии наименьшего  сопротивления.

 Теория эволюции основана  на механике Ньютона.

 Эволюционный процесс движения  от однородного к разнородному  и от  хаоса  к

порядку от неопределенности к определенности). В конечном  итоге  в  системе

силы уравновешивают друг друга.

 Эволюционная стадия сменяется  стадией стабилизации.  Система   подвергается

воздействию других систем (  возмущение  (  развивается  деградация,  т.  к.

система замкнутая ( то цикличность.

Этапы развития позитивизма

Принято выделять четыре этапа развития позитивизма:

  1. Первый (классический) позитивизм. Основатель — Огюст Конт. Представители: Джон Стюарт Милль, Герберт Спенсер.
  2. Эмпириокритицизм. Представители: Эрнст Мах, Рихард Авенариус.
  3. Неопозитивизм или логический позитивизм. Представители: Готлоб Фреге, Бертран Рассел, Людвиг Виттгенштейн, Венский кружок, Львовско-Варшавская школа и др.
  4. Постпозитивизм. Представители: Карл Поппер, Томас Кун, Имре Лакатос, Пол Фейерабенд, Майкл Полани, Стивен Тулмин.

Основоположником позитивизма  является французский философ Огюст Конт (1830-е гг.). В программной книге «Дух позитивной философии» (1844) Конт представляет человечество как растущий организм, проходящий в своём развитии три стадии: детства, юношества и зрелости.

Стадии истории человечества с позиции позитивизма

  • Теологическая — люди в качестве объяснительной гипотезы используют понятие бога, которому предписывают первопричины явлений и которого облекают в человекоподобный образ. Сама теологическая стадия распадается на три ступени.
    • Фетишизм вызван тем, что фантазия человека ещё слишком слаба, чтобы выйти за пределы явлений, поэтому человек поклоняется фетишам — вещам, наделённым человеческим статусом.
    • Политеизм — люди начинают облекать первопричины в человеческие образы и измышлять богов.
    • Монотеизм характеризуется тем, что первопричины структурируются, среди них выделяются главные и второстепенные, пока, наконец, не открывается главная первопричина — Единый Бог. Эта ступень получает имя монотеизма.
  • Метафизическая — люди по-прежнему стремятся постичь начало и назначение вещей, но место богов занимают абстрактные сущности. Место Единого Бога занимает Природа, которую Конт определяет как «смутный эквивалент универсальной связи». Именно в языке позитивистов метафизика приобретает негативный оттенок, поскольку сущности и пресловутая природа вещей оказываются плодом беспочвенной фантазии, пусть даже она и выражена в строгой логической форме.
  • Позитивная — единственной формой знания становится научное знание. Человечество становится достаточно взрослым, чтобы мужественно признать относительность (релятивность) нашего познания. В этом аспекте позитивизм преодолевает характерный для Научной Революции эпохи барокко оптимизм. Второй важной чертой научного знания является эмпиризм — строгое подчинение воображения наблюдению. Здесь Конт повторяет идею Бэкона о том, что фундаментом знания должен стать проверенный опыт. Учёные должны искать не сущность явлений, а их отношение, выражаемое с помощью законов — постоянных отношений, существующих между фактами. Ещё одной чертой научного знания является прагматизм. Учёные перестают быть эрудитами и энциклопедистами. Одним словом, знание становится позитивным: полезным, точным, достоверным и утвердительным.

Идея эволюции с позиции позитивизма

Из эпохи барокко позитивисты заимствуют идею Кондорсе (1743—1794) о прогрессе — поступательном движении к одной определённой цели. Развитие человечества как прогресс, главную роль в котором играет наука. Прогресс связан с эволюцией, но не сводится к ней. Идея эволюции появляется в 50-е гг. XIX в. Одни считают, что идею эволюции раскрыл Чарльз Дарвин (1809—1882), другие полагают, что автором этой идеи был английский философ-позитивист Герберт Спенсер (1820—1903). Как бы то ни было, именно Спенсер раскрывает концепцию космической эволюции. Эволюция — это предельно общий закон развития природы и общества; то есть собственно, предмет философии. Суть этого закона в том, что развитие идёт путём ветвления, от однообразия к многообразию. За иллюстрациями Спенсер обращался к различным наукам — к астрономии, биологии и социологии. Однообразная космическая туманность порождает многообразие небесных тел Солнечной системы; однообразная протоплазма — многообразие мира живых существ; однообразная первобытная орда — многообразие форм государства. Кроме того, эволюция характеризуется переходом от хаоса к порядку и постепенным замедлением в результате рассеяния энергии. Идея эволюции оказалась чрезвычайно плодотворной. Её заимствовали как материалисты, так идеалисты и мистики.

 

Логи́ческий позитиви́зм (англ. Logical positivism) — (логический эмпиризм или неопозитивизм) является школой философии, которая включает в себя эмпиризм, идею о том, что для познания мира необходимы наблюдаемые доказательства, опирающийся на рационализм, основанный на математических и логико-лингвистических конструкциях в эпистемологии. Логический позитивизм утверждает, что мир познаваем, надо только избавиться от ненаблюдаемого[1].

Логический позитивизм еще часто называют логическим эмпиризмом. Он имеет своим предшественником Дэвида Юма, который отвергал претензии на знание таких метафизических вопросов, как существование Бога и бессмертие души, так как идеи, на которых эти претензии основываются, не могут быть прослежены к простым чувственным впечатлениям, являющимися их источником. Таким же образом члены Венского кружка отвергали как бессмысленные любые утверждения, которые не проверяемы эмпирически. Посредством этого критерия верифицируемости они считали, что метафизические утверждения бессмысленны.

 


Информация о работе Филисофия позитивизма О. Конта