Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 16:39, доклад
Сущность мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия. Мировоззрение - совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека и вместе с тем жизненные позиции, программы поведения, действий людей. В мировоззрении в обобщенном виде представлены познавательная, ценностная и поведенческие подсистемы. Мировоззрение - сложное взаимодействие интеллектуальных и эмоциональных компонентов, мироощущения и миропонимания.
01.1. Сущность мировоззрения.
Исторические типы
философия.
Мировоззрение - совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое
общее видение, понимание мира, места в нем человека и вместе с тем жизненные
позиции, программы поведения, действий людей. В мировоззрении в обобщенном
виде представлены познавательная, ценностная и поведенческие подсистемы.
Мировоззрение - сложное взаимодействие интеллектуальных и эмоциональных
компонентов, мироощущения и миропонимания.
Мировоззрение - совокупность результатов метафизического мышления и
исследований, причем метафизика понимается как наука, которая объединят в
единое целое формы познания мира:
· различные естественные виды мировоззрения;
· философию стремящуюся к априорному знанию (знанию не зависящему от кол-ва
индуктивных исследований);
· результаты конкретных наук
Мифология - форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный
для ранних стадий общественного развития. Миф объединял в себе зачатки
знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусства,
философии.
Религия - мировоззрение, в котором освоение мира осуществляется через его
удвоение на посюсторонний - “земной”, естественный, воспринимаемый органами
чувств, и посюсторонний - “небесный”, сверхъестественный, сверхчувственный.
Вера - способ существования религиозного сознания, особое настроение,
переживание, характеризующие его внутреннее состояние. Культ - система
утвердившихся ритуалов, догматов.
Бог - высшее существо, достойное поклонению.
Философия - “любовь к мудрости” (Пифагор, 5 в до н.э.) - теоретически
сформулированное мировоззрение, система самых общих теоретических взглядов на
мир, место в нем человека, учение различных форм отношения человека к миру.
01.2. Понятие бытия и его развитие как исходной категории философии.
Специфика человеческого бытия.
Категория бытия, выступая предельно общей абстракцией, объединяет по признаку
существования самые различные явления, предметы и процессы: природные
объекты, их свойства, связи и отношения, человеческие коллективы и отдельных
людей, социальные институты, состояния человеческого сознания и т.д.
Парменид одним из первых в европейской мысли ввел и стал употреблять
философское понятие бытия в его общем, абстрактном значении. Он изображал его
в виде некоего самого большого шарообразного “футляра”, вмещающего все, что
существует в мире.
Демокрит утверждал, что бытие - это атомы.
Платон отрывал всеобщие связи мира от самого мира и превращал бытие в идею,
ведущую самостоятельную жизнь где-то “на хребте неба”.
Основные формы бытия:
1. бытие вещей (тел), процессов (природное бытие);
2. бытие человека;
3. бытие духовного (идеального);
4. бытие социального.
Бытие человека:
· бытие человека в мире вещей
· специфическое человеческое бытие
Бытие человека- бытие уникальное, однако есть стороны существования общие для
человека и природы. Человек существует как конкретный индивид; предпосылкой
его существования является жизнь его тела. Тело человека есть тело его
природы . Наличие тела делает его конечным, смертным. В человеческом бытие
первична предпосылка существования тела из чего следует его подвластность
законам наследственности и природы.
Особенность человеческого существования состоит в возникновении
специфической, уникальной для живой природы, “нежесткой” и неуниверсальной
детерминации бытия человека со стороны его тела. Нежесткость проявляется в
способности регулировать, контролировать свои фундаментальные потребности,
удовлетворяя их не в простом соответствии с повелениями природы, а в пределах
и формах, определяемых обществом, историей, собственной волей и сознанием.
Неуниверсальность же состоит в том, что многие действия человека регулируются
духовно-нравственными, социальными мотивами (жертвенные поступки).
02.1. Основной вопрос философии
и специфика философского
Основной вопрос философии - вопрос об отношении мышления к бытию,
рассматриваемый с двух сторон: во-первых, что является первичным - дух или
природа, материя или сознание - и, во-вторых, как относится знание о мире к
самому миру, или иначе, соответствует ли сознание бытию, способно ли оно
верно отражать мир.
Позиция, согласно которой мир объясняется, исходя из духа, сознания, получила
название идеализма. Философы, бравшие за основу миропонимания природу,
материю, объективную реальность, существующую независимо от человеческого
сознания, примыкали к различным школам материализма.
Из многообразия отношений “мир -- человек” можно выделить три основных типа:
познавательные, практические и ценностные отношения.
Кант сформулировал три вопроса, имеющие, по его убеждению, принципиальное
значение для философии: что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу
надеяться? Эти три вопроса и отражают три указанных типа отношений человека к
миру.
В отличие от других видов теоретического познания философия выступает как
универсальное знание.
Аристотель: специальные науки заняты изучением конкретных видов бытия,
философия же берет на себя познавание самых общих принципов, начал всего
сущего.
Кант: задача философии в синтезе разнообразных человеческих знаний.
Содержание понятий “индивид”, “индивидуальность” и “личность” в
философии. Личность и ее социальные роли в обществе.
Индивид (individuum - неделимый): 1). Единичный, отдельный объект, выделенный
из определенного вида, рода или класса объектов. 2). Единичный представитель
человеческого рода, отдельно взятый человек безотносительно к его реальным
антропологическим и социальным особенностям. Родившийся ребенок - индивид, но
он не есть еще человеческая индивидуальность.
Индивидуальность - неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности
в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная форма
общественной жизни человека.
Индивид становится индивидуальностью по мере того, как перестает быть только
“единицей” человеческого рода и приобретает относительную самостоятельность
своего бытия в обществе, становится личностью.
Личность социальна по своей сущности и индивидуальна по способу своего
существования. Индивидуальность выражает собственный мир индивида, его особый
жизненный путь, который по своему содержанию определяется социальными
условиями, а по происхождению, структуре и форме носит индивидуальный
характер. Сущность индивидуальности раскрывается в самобытности конкретного
индивида, его способности быть самим собой в рамках социальной системы.
Важная роль природных задатков, врожденных особенностей в развитии
индивидуальности опосредствована социальными факторами. Индивидуальность -
это единство уникальных и универсальных свойств человека, целостная система,
формирующаяся в процессе диалектического взаимодействия его качеств - общих,
типических, особенных и единичных.
Личность - человеческий индивид в аспекте его социальных качеств,
формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности и
общественных отношений. Хотя природную основу личности образуют ее
биологические особенности, все же определяющими факторами развития являются
не ее природные качества, а качества социально значимые - взгляды,
способности, потребности, интересы, мораль и т.д. Социальные качества
личности проявляются в ее действиях, поступках, в ее отношении к другим
людям. По этим проявляющимся вовне поступкам можно в известной степени судить
о внутреннем мире человека, его духовных и нравственных качествах. Это
создает возможность не только объективного познания социальных качеств
личности, но и формирующего воздействия на них.
Милетская школа о “первоосновах бытия”.
Спецификой греческой философии является стремление понять сущность природы,
космоса, мира в целом. Не случайно первых греческих философов - Фалеса,
Анаксимандра, Анаксимена, представителей т.н. милетской школы (6 век до н.э.)
называли физиками (physis - природа). Направленность их интересов
определялась в первую очередь характером греческой мифологии, которая была
религией природы и одним из важнейших вопросов в которой был вопрос о
происхождении мира. Но между мифологией и философией было существенное
различие. Миф повествовал о том, кто родил все сущее, а философия спрашивала,
из чего оно произошло.
У Фалеса это - вода, у Анаксимена - воздух, у Анаксимандра - апейрон
(“беспредельное”).
Само же первоначало
его понимает современная физика или химия, а нечто такое, из чего возникает
живая природа и все населяющие ее одушевленные существа. Поэтому вода или
воздух - это своего рода метафоры, они имеют и прямое, и переносное,
символическое значение.
У первых “физиков” философия мыслится как наука о причинах и началах всего
сущего. На место мифологического порождения у философов становится причина.