Заключение
В заключении можно выделить
следующие основные положения философии
Августина Блаженного:
- ход истории, жизнь общества — это борьба двух противоположных царств — Земного (грешного) и Божественного;
- Земное царство воплощается в государственных учреждениях, власти, армии, бюрократии, законах, императоре;
- Божественное царство представлено священнослужителями — особыми людьми, наделенными благодатью и близкими к Богу, которые объединены в христианскую Церковь;
- Земное царство погрязло в грехах и язычестве и будет рано или поздно побеждено Божественным царством;
- в связи с тем, что большинство людей грешны и далеки от Бога, светская (государственная) власть необходима и будет существовать далее, но будет подчинена духовной власти;
- короли и императоры должны выражать волю христианской Церкви и подчиняться ей, а также непосредственно Папе Римскому;
- Церковь — единственная сила, способная объединить мир;
- бедность, зависимость от других (ростовщиков, землевладельцев и т. д.), подчинение не угодны Богу, но, пока эти явления существуют, с ними надо смириться и терпеть, надеяться на лучшее;
- высшее блаженство — счастье человека, которое понималось как углубление в себя, ученость, понимание истины;
- после смерти праведники в награду от Бога получают загробную жизнь.
Особое место в философии
Августина Блаженного занимают размышления
о Боге:
- Бог существует;
- главными доказательствами существования Бога являются его присутствие во всем, всемогущество и совершенство;
- все — материя, душа, пространство и время — является творениями Бога;
- Бог не только сотворил мир, но и продолжает творить в настоящее время, будет творить в будущем;
- знания (чувства, мысли, ощущения, опыт) реальны и самодостаточны (самодостоверны), однако высшее, истинное, неопровержимое знание достигается только при познании Бога.
Значение философии Августина
Блаженного в том, что им:
- уделено большое внимание проблеме истории;
- Церковь (часто подвластная государству и преследуемая в Римской империи) объявлена тоже властью наряду с государственной (а не элементом государства);
- обоснована идея господства Церкви над государством, а Римского Папы — над монархами — главная идея, за выдвижение которой и ее последующее воплощение в реальности католическая Церковь чтила и боготворила Августина Блаженного, особенно в средние века;
- выдвинута идея социального конформизма (смирение с бедностью и чужой властью), что также было крайне выгодно как Церкви, так и государству;
- воспевался человек, его красота, сила, совершенство, богоподобность (что также было редкостью для того времени и устраивало всех);
- одновременно человеку рекомендовалось умерщвлять плоть, развивать и возвышать дух, познавать Бога и полностью подчиняться Богу.
Список литературы
- Потемкин В. Введение в Августина / Августин Аврелий Об истинной религии. Теологический трактат. – Мн.: Харвест, 1999.
- Пол Стретен. Философы за 90 минут. Просто о сложном. http://psylib.org.ua/books/stret01/index.htm
- Якушев А. Философия. (Конспект лекций)
http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Jakushev/05.php
- Википедия. Аврелий Августин
http://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%E2%F0%E5%EB%E8%E9_%C0%E2%E3%F3%F1%F2%E8%ED
- Соколов В.В. Средневековая философия. – М., 1979.
- Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. – М., 1979.