Философия Аристотеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 14:15, реферат

Краткое описание

Его отец был придворный врач. В возрасте 17 лет он приехал в Афины, где на протяжении 20 лет посвятил себя знаниям. Он был учеником, а затем преподавателем платоновской Академии. Более того, его ранние философские идеи являются продолжением философии Платона. Однако, со временем Аристотель приобретает все большую свободу мышления и создает философскую концепцию, отличную от учения Платона. После смерти своего учителя Аристотель покинул Афины и много путешествовал по Греции, был в Египте, Италии. Аристотель на протяжении 3-х лет был учителем Александра Македонского, которому преподавал латынь, политические и общественные науки.

Вложенные файлы: 1 файл

Философия Аристотеля.docx

— 32.66 Кб (Скачать файл)

В "Метафизике" рассматриваются  также категории

  • материи и формы,
  • причины и следствия,
  • возможности и действительности
  • и некоторые др.

Давая определение каждой категории, Аристотель вводит совокупность сопутствующих  понятий, которые сильно обогатили  и структурировали философский  язык.

Спустя много веков немецкий философ Г.Гегель, представитель немецкой классической философии, продолжит труд Аристотеля по систематизации и структуризации философского языка. Однако основной "набор" философских категорий, понятий, терминов был создан Аристотелем и с тех пор подвергся несильным изменениям.

Этика. Центральное место в этике Аристотеля занимает учение о добродетелях. Этика Аристотеля теологична. Аристотель считал, что в человеке заложено стремление к высшему благу как конечной цели. Счастье человека - это и есть стремление к высшему благу.

Душа и тела соотносятся как  форма и материя. Душа придает  смысл жизни человеческому существованию. Душа есть целеполагающая причина тела, его энтелехия.

Высшее благо, к которому стремиться человек не существует отдельно от материи, как не может существовать идеальное отдельно от материи. Таким  образом, Аристотель считал, что высшее благо - это не абстрактная категория, подобная идеи красоты или блага  в философии Платона. Но это высшее благо воплощается в человеческих действиях и поступках. Высшее благо  для Аристотеля состоит в чувстве  глубокого удовлетворения, которое  человек получает в осознании  факта выполненного долга, осуществления  своего назначения.

Назначение человека Аристотель видел  в самосовершенствовании, подавлении чувственных влечений в своем  развитии. Исходя из учения о душе, чувственное  влечение связано с низшей частью души, а задача человека - это культивирование  разумной части души. Для того чтобы  вести правильный образ жизни  и следовать своему назначению человек  должен преодолеть стремления чувственной  части души. Человек должен ориентироваться  на приоритет разума над чувствами.

При этом Аристотель указывает, что  у человека должны быть положительные  нравственные представления, исходя из которых, он совершает свои поступки.

Аристотель выделял

  • мыслительные добродетели - мудрость, рассудительность, скромность
  • этические добродетели - умеренность, щедрость, праведность

Мыслительным добродетелям возможно обучать, этические добродетели должны вырабатываться за счет привычек.

Мудрость как добродетель хороша тем, что позволяет человеку поставить  правильную цель, рассудительность позволяет  найти средства к достижению цели, она предполагает изобретательность, находчивость. Аристотель говорит о  середине в поступках и делах  человека. Здесь мы видим принцип "меры", характерный для философии  античности.

Высшее благо, по мнению Аристотеля, достигается путем совершения правильных поступков. Следовательно, Аристотель видит назначение человека в разумной осмысленной деятельности.

Этическим идеалом Аристотеля, является мудрец, который ведет созерцательный образ жизни. Это жизнь, посвященная  философии и деятельности разума.

Теория государства. Политическое учение Аристотеля классово детерминировано. Аристотель последовательно защищает рабовладельческий строй. По мнению Аристотеля, одни люди изначально родились, чтобы быть рабами, другие - господами. Аристотель считал, что человек по своей природе существо социальное. Жизнь в обществе для человека - это естественное состояние.

Общество в государстве Аристотеля состоит из трех классов. Для благополучного существования государства особую важность имеет средний класс. Аристотель был не только сторонником рабства, но также и частной собственности  в отличие от Платона. Аристотель не отвергал семью, как Платон. Он считал, что семья необходима для существования  государства.

Аристотель ввел представление  о " классах " богатых и бедных, о формах государственного устройства. Аристотель выделял 6 основных форм развития государства, при этом три из них считал неприемлемыми.

Основные задачи, которые выделял  Аристотель:

  • Предотвращение накопления чрезмерного богатства
  • Предотвращение чрезмерного роста политической власти
  • Удержание рабов в повиновении

Самая лучшая форма государства - полития, это власть среднего класса. В идеальном государстве Аристотеля беднота и рабы считаются бесправными. Государство должно обеспечивать максимально возможную счастливую жизнь для рабовладельцев. Рабовладельцы должны участвовать в делах государства. При этом государство должно требовать от граждан определенных добродетелей:

  • Умственные
  • Этические
  • Трудовые

Общество в государстве Аристотеля дифференцировано, и это нормальный порядок вещей. Аристотель считал, что  некоторые люди рождены, чтобы быть рабами, это есть особенность их души.

Аристотелю принадлежат некоторые  идеи в отношении экономики - он выделил  понятия стоимости, определил функции  денег, выделил двойную природу  стоимости. Однако, эти и многие другие идеи в отношении общественного устройства и экономики скорее намечены, чем подробно разработаны в его трудах. Однако много веков спустя к этим идеям обратятся мыслители эпохи капитализма и доведут их до логического конца.

В целом философия Аристотеля явилась  общим энциклопедическим обобщением основных идей древнегреческой философии  конца классического периода. После  смерти философа Ликей, созданный Аристотелем, продолжал функционировать и принимать учеников, многие из которых стали последователями и систематизаторами идей своего великого учителя. Учеников Ликея называли перипатетиками, от слова "прогуливающиеся", так как они вели философские беседы, прогуливаясь, в садах и парках Ликея.

Платоновская академия и Ликей Аристотеля существовали еще несколько столетий вплоть до 529г., когда по приказу римского императора Юстиниана были закрыты.

***

Философия Аристотеля характеризует  зрелый этап античной философии, фактически знаменует собой вершину развития философии в Древней Греции. В  учении Аристотеля сочетается идеализм и материализм. Для Аристотеля важна  не сама идея, а ее текуче-сущностное становление, т.е. потенциальный переход  материи из возможности в действительность. Аристотель уделяет особое внимание движению. Таким образом, главной  категорией в философии Аристотеля становится не идея, как у Платона, но становление. Высшей идеальной категорией его философии является ум перво-двигатель - причинно целевая энергия космоса. Этот ум охватывает все, он мыслит все вещи, а значит и сам себя. Он сам является причинно своего существования. Это приближает учение Аристотеля к идеализму.

Его философская концепция содержит еще много противоречий и неточностей, который был неизбежен ввиду  ограниченности развития науки в  эпоху Античности. Однако, его учение - это наиболее систематизированное  доказательное и всеобъемлющее  учение в Античной философии.

После Аристотеля философия и другие науки медленно, но верно приходят в упадок, что предзнаменовало  не только конец античной философии, но и конец эпохи. Многие вопросы (вопросы движения, причинности, государства  и др), разработанные в философии Аристотеля и которые представляли собой вершину философского знания того времени, на многие века были забыты. Но в дальнейшем множество мыслителей и ученых разных времен возвращались к философской системе Аристотеля, как неисчерпаемого источника идей и знаний.

Глоссарий

  • Аристотель - (384 - 322 гг. до н.э.) один из наиболее известных древнегреческих мыслителей, философ и ученый, энциклопедист, основатель перипатетической школы. Ученик и критик Платона.
  • Ликей -(греч. Lykeion ) древнегреческая философская школа на окраине Афин, где был расположен храм Аполлона Ликейского. Ликей основан в 335 до н. э. Аристотелем, который преподавал в нем до 323.
  • Метафизика -(от греч. metaphysic - то, что после физики) - наука о сверхчувственных принципах и началах бытия. В истории философии под М. чаще всего понимается подлинная философия. Термин "М." впервые введен Андроником Родосским, систематизатором работ Аристотеля, объединившим под этим названием все его труды, выходящие за рамки естественно-научных сочинений антич. мыслителя.
  • Перепатетики - ученики Ликей, древнегреческой философской школы, которые имели обыкновение вести беседы, прогуливаясь по садам Ликея.
  • Формальная логика-наука, занимающаяся анализом структуры высказываний и доказательств, обращающая основное внимание на форму в отличии от содержания.

Информация о работе Философия Аристотеля