Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 10:08, контрольная работа
Аристотель - величайший из древнегреческих философов, основоположник дуализма, «отец логики», ученик и решительный противник Платона.
Со времен жизни Аристотеля понятие философии претерпело самые разнообразные модификации. Сегодня оно определяется весьма противоречиво и спорно. Несмотря на то, что по отношению к философии, ее проблемам, предмету и методу единство кажется недостижимым, нельзя отрицать наличие в ней различных направлений и подходов или, используя модный после Т. Куна термин «парадигм», число которых не так уж велико.
1. Основные онтологические и гносеологические положения философии Аристотеля..........................................................................
2. Учение Аристотеля о человеке и государстве.....................................
3. Сходство и различие учений Платона и Аристотеля о человеке и государстве..............................................................................................
Иными словами, государство Аристотель рассматривает достаточно реалистически: по его мнению, государственный деятель не может ждать, пока наступят идеальные политические условия, а должен, исходя из возможностей, наилучшим образом, в условиях лучшей конституции управлять людьми- такими, каковы они есть, и прежде всего заботиться о физическом и моральном воспитании молодежи. Наилучшими государственными формами Аристотель считает монархию, аристократию, умеренную демократию, оборотной стороной которых являются тирания, олигархия, охлократия.
Сходство и различие учений Платона и Аристотеля о человеке и государстве.
Рассмотрим, в чем же состоят расхождения и сходства учений этих великих философов Античности.
Человек у Платона состоит из
тела и души. Тело смертно – душа
бессмертна. Тело живого существа создано
из частиц огня, земли, воды и воздуха.
Эти частицы должны быть возвращены
космосу. Назначение тела – быть временным
вместилищем и пристанищем
Аристотель же утверждал, что человеческая душа делится на неразумную и разумную части. Разумная часть распадается на рассудок и разум, иначе на разум практический и разум теоретический. Неразумная часть – на растительную (растущую) и стремящуюся (воля), страстную, аффективную. У собственно разумной души имеются интеллектуальные (дианоэтические) добродетели: мудрость, разумность, благоразумие. Страстная часть души и практический разум берутся Аристотелем в единстве. Их добродетели – добродетели нрава и поведения названы этическими. При этом этические добродетели представляют собой не крайности, а середину между двумя пороками. Дианоэтические добродетели приобретаются путем обучения, этические – путём воспитания. “Каждый – виновник собственного характера”. У этически добродетельного человека страстная часть души повинуется практическому разуму, он в гармонии с самим собой и не знает укоров совести. У порочных людей одна часть души влечёт в одну сторону, другая – в другую, в их душах нет гармонии, их гнетёт раскаяние.
Как и Платон, Аристотель опровергает мнение, что душа - только гармония тела, то есть хотя и не сумма материальных частиц, но нечто проистекающее из их надлежащего сочетания, и в этом состоит сходство их учений.
Существует множество взглядов
на понятие о государстве. В "Словаре
античности" читаем: "В качестве
органа власти экономически господствующего
класса, государство возникло в процессе
образования частной
Однако античные философы полагали иначе.
Платон говорил о государстве не как об
аппарате подавления, но как о некоем благе.
"Когда люди отведали того и другого,
то есть и поступали несправедливо, и страдали
от несправедливости, тогда они нашли
целесообразным договориться друг с другом,
чтобы не творить несправедливости и не
страдать от нее. Отсюда взяло свое начало
законодательство и взаимный договор".
Таким образом государство не карает,
но помогает людям.
Платон также отводит много места описанию сословия стражей, то есть тех самым сил, с помощью которых должен обеспечиваться "порядок и спокойствие угнетателей". Тем не менее, солдаты нужны Платону не для борьбы со своими же гражданами, но для защиты от внешних врагов. "Будущий страж нуждается еще вот в чем: мало того, что он яростен он должен по своей природе еще и стремиться к мудрости". Мудрость дает ему понятие о том, что справедливо, что нет. Воин сравнивается философом со сторожевой собакой, которая обязательно должна различать своих и чужих. Платон просто уверен, что в идеальном государстве, воспроизведенным на страницах его трактата, невозможны будут волнения и классовые столкновения, которые заставят воинов выступить против своих же сограждан и сражаться с теми, кого они призваны защищать. Таким образом подлинное государство в понятии Платона настолько идеально, что карательные его функции отходит на второй, если не на третий план, в виду сознательности людей его населяющих.
Аристотель также представлял
государство как нечто
Таким образом, можно сделать вывод,
что Аристотель и Платон, жившие
во времена тяжелых кризисов власти,
наступавших после периодов расцвета,
были склонны рассматривать
Список использованной литературы.