Философия Аристотеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 10:08, контрольная работа

Краткое описание

Аристотель - величайший из древнегреческих философов, основоположник дуализма, «отец логики», ученик и решительный противник Платона.
Со времен жизни Аристотеля понятие философии претерпело самые разнообразные модификации. Сегодня оно определяется весьма противоречиво и спорно. Несмотря на то, что по отношению к философии, ее проблемам, предмету и методу единство кажется недостижимым, нельзя отрицать наличие в ней различных направлений и подходов или, используя модный после Т. Куна термин «парадигм», число которых не так уж велико.

Содержание

1. Основные онтологические и гносеологические положения философии Аристотеля..........................................................................
2. Учение Аристотеля о человеке и государстве.....................................
3. Сходство и различие учений Платона и Аристотеля о человеке и государстве..............................................................................................

Вложенные файлы: 1 файл

Философия.docx

— 31.09 Кб (Скачать файл)

Иными словами, государство Аристотель рассматривает достаточно реалистически: по его мнению, государственный деятель  не может ждать, пока наступят идеальные  политические условия, а должен, исходя из возможностей, наилучшим образом, в условиях лучшей конституции управлять  людьми- такими, каковы они есть, и прежде всего заботиться о физическом и моральном воспитании молодежи. Наилучшими государственными формами Аристотель считает монархию, аристократию, умеренную демократию, оборотной стороной которых являются тирания, олигархия, охлократия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сходство  и различие учений Платона и Аристотеля о человеке и государстве.

Рассмотрим, в чем же состоят  расхождения и сходства учений этих великих философов Античности.

Человек у Платона состоит из тела и души. Тело смертно – душа бессмертна. Тело живого существа создано  из частиц огня, земли, воды и воздуха. Эти частицы должны быть возвращены космосу. Назначение тела – быть временным  вместилищем и пристанищем души, рабом её. Высшей частью души является разум, затем идут воля и благородные  желания и, наконец, третья, самая  низшая часть души – влечения и  чувственность. В соответствии с  тем, какая из этих частей души преобладает, человек ориентируется либо на возвышенное  и благородное, либо на дурное и низкое. До попадания в тело, душа человека обитает на небе и некоторые из них созерцают мир идей. Попав  в тело, душа человека забывает о  своей занебесной отчизне. Но она способна к припоминанию её (анамнезис). Души, в которых преобладает разум, продвигаются наиболее далеко в процессе воспоминаний. Также Платон говорил о возможности переселения душ, которые могут переселяться в души как животных, так и растений.

Аристотель же утверждал, что человеческая душа делится на неразумную и разумную части. Разумная часть распадается на рассудок и разум, иначе на разум практический и разум теоретический. Неразумная часть – на растительную (растущую) и стремящуюся (воля), страстную, аффективную. У собственно разумной души имеются интеллектуальные (дианоэтические) добродетели: мудрость, разумность, благоразумие. Страстная часть души и практический разум берутся Аристотелем в единстве. Их добродетели – добродетели нрава и поведения названы этическими. При этом этические добродетели представляют собой не крайности, а середину между двумя пороками. Дианоэтические добродетели приобретаются путем обучения, этические – путём воспитания. “Каждый – виновник собственного характера”. У этически добродетельного человека страстная часть души повинуется практическому разуму, он в гармонии с самим собой и не знает укоров совести. У порочных людей одна часть души влечёт в одну сторону, другая – в другую, в их душах нет гармонии, их гнетёт раскаяние.

Как и Платон, Аристотель опровергает мнение, что душа - только гармония тела, то есть хотя и не сумма материальных частиц, но нечто проистекающее из их надлежащего сочетания, и в этом состоит сходство их учений.

Существует множество взглядов на понятие о государстве. В "Словаре  античности" читаем: "В качестве органа власти экономически господствующего  класса, государство возникло в процессе образования частной собственности. Эта ранняя форма эксплуатации первоначально  потребовала таких средств власти, которые смогли бы обеспечить порядок  и спокойствие угнетателей".  
Однако античные философы полагали иначе. Платон говорил о государстве не как об аппарате подавления, но как о некоем благе. "Когда люди отведали того и другого, то есть и поступали несправедливо, и страдали от несправедливости, тогда они нашли целесообразным договориться друг с другом, чтобы не творить несправедливости и не страдать от нее. Отсюда взяло свое начало законодательство и взаимный договор". Таким образом государство не карает, но помогает людям.

Платон также отводит много  места описанию сословия стражей, то есть тех самым сил, с помощью  которых должен обеспечиваться "порядок  и спокойствие угнетателей". Тем  не менее, солдаты нужны Платону  не для борьбы со своими же гражданами, но для защиты от внешних врагов. "Будущий страж нуждается еще  вот в чем: мало того, что он яростен  он должен по своей природе еще  и стремиться к мудрости". Мудрость дает ему понятие о том, что  справедливо, что нет. Воин сравнивается философом со сторожевой собакой, которая  обязательно должна различать своих  и чужих. Платон просто уверен, что  в идеальном государстве, воспроизведенным на страницах его трактата, невозможны будут волнения и классовые столкновения, которые заставят воинов выступить против своих же сограждан и сражаться с теми, кого они призваны защищать. Таким образом подлинное государство в понятии Платона настолько идеально, что карательные его функции отходит на второй, если не на третий план, в виду сознательности людей его населяющих.

Аристотель также представлял  государство как нечто прекрасное по своей сути. "Целью государства  является благая жизнь". Он исходил  из того понятия, что человек "существо политическое", стремящееся к  общению, а потому государство для  него необходимо как воздух. "Всякое государство представляет собой  своего рода общение, всякое же общение  организуется ради какого-либо блага. Больше других и к высшему из всех благ стремится то общение, которое  является наиболее важным из всех и  обнимает собой все остальные  общения. Это общение и называется государством или общением политическим”. Если разобрать данное определение, то мы несколько раз встретим слово "благо", но вообще не найдем упоминания о каком-либо подавлении и угнетении.

Таким образом, можно сделать вывод, что Аристотель и Платон, жившие во времена тяжелых кризисов власти, наступавших после периодов расцвета, были склонны рассматривать извращенное  устройство не как сущность государства, но как ее искажение. Изначально государство  для них являлось справедливым и  служило не как машина закрепощения, но как нечто, дающее благо всем гражданам. "Политика" Аристотеля в нашем  восприятии рецепт, выписанный на чудесное лекарство, которое излечивает все  пороки больного общества. Главный  же недостаток, низводящий на нет всю  работу, заключается в том, что  подобного лекарства вообще нет, равно как и нет идеального государства.

 

 

Список использованной литературы.

  1. Философия: учебник / В.Н. Лавриненко, Г.И. Иконникова, В.П. Ратников, В.В. Юдин; под ред. В.Н. Лавриненко. - 5-е изд. - М.: Юрайт, 2011.
  2. Аристотель. Сочинения в 4 т. – М.: Мысль, 1975-1981
  3. Асмус В.Ф. Античная философия. – М.: 2009
  4. Краткая философская энциклопедия, М., 1994
  5. ЛОСЕВ А. Ф., ТАХО-ГОДИ А.А. Платон, Аристотель, М., 1993
  6. История мировой философии. - М.: ACT. 2007.
  7. Словарь Античности. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://dictionary_of_ancient.academic.ru/ ( Дата обращения 19.10.13)

Информация о работе Философия Аристотеля