Философия Аристотеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 22:34, реферат

Краткое описание

Аристотель является самым универсальным мыслителем всех времен и народов. Вся современная философия, наука и культура, так или иначе, обязаны Аристотелю. Философская мысль Древней Греции достигла наибольшей высоты в творениях Аристотеля, воззрения которого, энциклопедически вобравшие в себя достижения античной науки, являют собой грандиозную систему конкретно-научного и собственно философского знания в его удивительной глубине, тонкости и масштабности. Образованное человечество училось, учится, и в веках будет учиться у него философской культуре.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Жизнь и творчество Аристотеля……………………………………………..4
Материя и форма (эйдос). Потенция и акт…………………………………..9
Бог как перводвигатель, как абсолютное начало всех начал……………...10
критика платоновской теории «идей». Логика…………………………….10
Аристотелевское учение о субстанциях…………………………………....14
Психология и этика Аристотеля…………………………………………….21
Об обществе и государстве………………………………………………….22
Космология и физика Аристотеля ………………………………………….25
Заключение………………………………………………………………………....28
Литература…………………………………………………………………………31

Вложенные файлы: 1 файл

филосовия Аристотеля реферат!!!!.doc

— 152.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Психология  и этика Аристотеля

   

       Аристотель – основатель не только науки логики, но и науки о психической деятельности. Его трактат «О душе» - одно из знаменитейших его сочинений. В нем рассматривается вопрос о душе, объясняются явления восприятия и памяти.

       В душе Аристотель видит высшую  деятельность человеческого тела, его «действительность», или «энтелехию» (осуществление).  В душе есть часть, не возникающая и не подлежащая гибели. Эта часть – ум (noys). За исключением ума, все остальные части души подлежат разрушению, так же как и тело. Впрочем, в суждениях Аристотеля о природе души и разума осталась неясность и недоговоренность, открывшая впоследствии возможность для различных толкований. Зато с полной ясностью Аристотель высказывает, по сути, материалистическое убеждение в независимости предмета от восприятия. Специальное исследование Аристотель посвятил объяснению памяти, в которой он видит воспроизведение представлений, существовавших ранее. Условие воспоминания – связи, посредством которых вместе с появлением одного предмета возникает представление о другом. Связи эти могут быть по порядку, по сходству, по противоположности и по смежности.

       В особую и притом значительную  проблему Аристотель выделяет  этику. Учение о нравственной  деятельности и о нравственных  доблестях строится у Аристотеля на основе его объективной телеологии, охватывающей весь мир и всю деятельность человека.  Цель, которой люди желают только ради нее самой, - высшее благо, блаженство, и раскрывает ее высшая руководящая наука – политика. Блаженство не может состоять ни в материальном богатстве, ни в наслаждении, ни даже в одной лишь добродетели. Дело (ergon) человека – разумная деятельность, а назначение совершенного человека – в прекрасном выполнении разумной деятельности, в согласии каждого дела с особой характеризующей его добродетелью. То, что существует в возможности, проявляет свою активность только на деле, и награда достается – как на олимпийских состязаниях – не тому, кто сильнее и красивее всех, а тому, кто победил в состязании.

       Центральное понятие этики Аристотеля – понятие середины (to meson), под которой Аристотель понимает умение, верно, ориентироваться – выбрать надлежащий поступок. Добродетель выбирает среднее между излишеством и недостатком. Но в хорошем, нельзя видеть просто середину: выбору подлежит не среднее из хорошего, а наилучшее из всего хорошего. Добродетели Аристотель разделил на два класса: этические, или добродетели характера, и дианоэтические, или интеллектуальные. Деятельность, сообразная с важнейшей добродетелью и присущая лучшей части души. Есть блаженство – подлинная цель человеческой жизни. Высшей доблестью, наиболее совершенным видом блаженства Аристотель провозглашает научное созерцание, созерцание истины: самодовлеющее, отрешенное от волнений и тревог практической жизни. Созерцательная деятельность разума, по Аристотелю, существует ради себя самой, не стремится ни к какой внешней цели и заключает в себе ей одной свойственное наслаждение. В этом идеале сказалось характерное для Греции IV в. до н.э. отделение умственного труда, составляющего привилегию свободных. Наивысшим образцом созерцательной деятельности Аристотель считал бога; бог для него совершеннейший философ, или мышление, мыслящее свою собственную деятельность.

 

 

Об  обществе и государстве

 

       Осуществив грандиозное обобщение социального и политического опыта эллинов, Аристотель разработал оригинальное социально-философское учение. При исследовании социально-политической жизни он исходил из принципа; «Как и всюду, наилучший способ теоретического построения состоял бы в рассмотрении первичного образования предметов».  Таким «образованием» он считал естественное стремление людей к совместной жизни и к политическому общению. По Аристотелю, человек – политическое существо, т.е. социальное, и он несет в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству» (Аристотель еще не отделял идею общества от идеи государства).  Человека отличает способность к интеллектуальной и нравственной жизни. Только человек способен к восприятию таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость. Первым результатом социальной жизни он считал образование семьи – муж и жена, родители и дети… Потребность во взаимном обмене привела к общению семей и селений. Так возникло государство. Отожествив общество с государством, Аристотель был вынужден заняться поисками элементов государства. Он понимал зависимость целей, интересов и характера деятельности людей от их имущественного положения и использовал этот критерий при характеристике различных слоев общества. По мысли Аристотеля, бедные и богатые «оказываются в государстве элементами, диаметрально противоположными друг другу, так что в зависимости от перевеса того или иного из элементов устанавливается и соответствующая форма государственного строя». Он выделил три главных слоя граждан: очень зажиточных, крайне неимущих и средних, стоящих между теми и другими. Аристотель враждебно относился к первым двум социальным группам. Он считал, что в основе жизни людей, обладающих чрезмерным богатством, лежит противоестественный род наживы имущества. В этом, по Аристотелю, проявляется не стремление к «благой жизни», а лишь стремление к жизни вообще. Поскольку жажда жизни неумна, то неуемно и стремление к средствам утомления этой жажды. Ставя все на службу чрезмерной личной наживы, «люди первой категории» попирают ногами общественные традиции и законы. Стремясь к власти, они сами не могут подчиняться, нарушая этим спокойствие государственной жизни. Почти все они высокомерны и надменны, склонны к роскоши и хвастовству. Государство же создается не ради того, чтобы жить вообще, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо. Согласно Аристотелю, государство возникает только тогда, когда создается общение ради благой жизни между семействами и родами, ради совершенной и достаточной для самой себя жизни. Совершенством же человека предполагается совершенный гражданин, а совершенством гражданина в свою очередь – совершенность государства. При этом природа государства стоит «впереди» семьи и индивида. Эта глубокая идея характеризуется так: совершенство гражданина обусловливается качеством общества, которому он принадлежит: кто желает создать совершенных людей, должен создать совершенных граждан, а кто хочет создать совершенных граждан,  должен создать совершенное государство. Будучи сторонником рабовладельческой системы, Аристотель тесно связывает рабство с вопросом собственности: в самой сути вещей коренится порядок, в силу которого уже с момента рождения некоторые существа предназначены к подчинению, другие же – к властвованию. Это общий закон природы – ему подчинены и одушевленные существа. По Аристотелю, кто по природе принадлежит не самому себе, а другому и при этом все-таки человек, тот по своей природе раб.

       Если экономический индивидуализм  берет верх и ставит под  угрозу интересы целого, государство должно вмешаться в эту область. Аристотель, анализируя проблемы экономики, показал роль денег в процессе обмена и вообще в коммерческой деятельности, что является гениальным вкладом в политическую экономию. Он выделял такие формы государственного правления, как монархия, аристократия и полития. Отклонение от монархии дает тиранию, отклонение от аристократии – олигархию, от политии – демократию. В основе всех общественных потрясений лежит имущественное неравенство. По Аристотелю, олигархия и демократия основывают свое притязание на власть в государстве на том, что имущественное благосостояние – удел немногих, а свободой пользуются все граждане. Олигархия защищает интересы имущих классов: общей же пользы ни одна из этих форм не имеет. Аристотель подчеркивал, что отношение между бедными и богатыми – отношение не просто различия, а противоположности. Наилучшее государство – это такое общество, которое достигается через посредство среднего элемента (под средним элементом Аристотель имеет в виду «средний" между рабовладельцами и рабами), и те государства имеют наилучший строй, где средний элемент представлен в большем числе, где он имеет большее значение сравнительно с обоими крайними элементами. Аристотель отмечал, что, когда в государстве много лиц лишено политических прав, когда в нем много бедняков. Тогда в таком государстве неизбежно бывают враждебно настроенные элементы. И в демократиях, и в олигархиях, и в монархиях, и при всякого рода другом государственном строе общим правилом должно служить следующее: ни одному человеку не следует давать возможности чрезмерно увеличивать свою политическую силу сверх надлежащей меры. Аристотель советовал наблюдать за правящими лицами, чтобы они не превращали государственную должность в источник личного обогащении.   

 

 

Космология  и физика Аристотеля

 

       Физика, космология Аристотеля ниже  достижений пифагорейской астрономии  и физики атомистов. Если атомисты  предполагали существование множества  миров, а пифагорейцы – движение  Земли вокруг центрального мирового  огня, то космология Аристотеля геоцентрическая, т.е. основывается на учении о центральном положении Земли в мире. По Аристотелю, шаровидная Земля есть неподвижный центр, вокруг которого происходит обращение Луны, Солнца, планет и неба звезд. Последний источник движения в мире, перводвигатель, по Аристотелю, бог.

       По учению Аристотеля, область  между орбитой Луны и Землей  есть область постоянной изменчивости, постоянных превращений и беспорядочных  неравномерных движений, а все  тела в этой области состоят  из четырех низших элементов: земли, воды, воздуха и огня. Как наиболее тяжелый элемент, Земля занимает центральное место. Над Землей располагаются оболочки воды, воздуха и огня. Напротив. Область между орбитой Луны и крайней сферой неподвижных звезд есть область равномерных движений, а сами звезды состоят из пятого, совершеннейшего элемента – эфира. Надлунный мир – область вечного, непреходящего, совершенного. Этому различию надлунной и подлунной частей мира соответствует различие происходящих в них движений. Первым и совершеннейшим видом движения Аристотель объявляет равномерное движение по кругу. В наиболее чистой форме оно проявляется в суточном вращении сферы звезд. Менее отчетливо проявляется оно в движении планет вокруг Земли, которое осложняется влиянием четырех земных элементов и потому неравномерно и петлеобразно. Второй вид движения – сверху вниз, к центру Земли. К этому движению стремятся все тела, и только применение силы способно временно задержать их падение к земному центру. Эти наиболее устаревшие части космологии Аристотеля – учение об иерархии надлунной и подлунной областей, о центральном положении Земли в мире и о ее неподвижности – были восприняты в дальнейшем средневековой философией и космологией.

       Один из важнейших элементов  физики Аристотеля – учение о целесообразности в природе. Хотя принцип целесообразности распространяется у Аристотеля на все бытие и даже возводится, в конечной инстанции, к богу, учение Аристотеля о целесообразности представляет собой новый шаг по сравнению с Платоном. Отмечая целесообразность природы в целом, Аристотель вразрез с учением Платона о сознательной целенаправляющей  душе мира выдвигает понятие внутренней и бессознательной целесообразности природы. Примеры целесообразности Аристотель усматривал в явлении роста организмов как закономерном процессе раскрытия внутренне присущих живым телам особенностей их строения, достигаемых ими в зрелом возрасте, в различных проявлениях целесообразно действующего инстинкта животных, взаимной приспособленности их организмов и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

       В заключении мне хотелось  бы сделать выводы:

В «Метафизике» Аристотель считал самоочевидным, что  «исследование начал умозаключения…есть дело философа, т.е. того, кто изучает  всякую сущность вообще, какова она  от природы,- это ясно». Там же Аристотель пишет: «Мудрость есть некоторая наука о началах». Для последующей  истории развития мысли важно то, что эти начала – не только чисто рациональные,  логические конструкты, но и исходное бытие, они обосновывают сами себя. Эти начала – пределы мысли и реальности одновременно. Исходное бытие «истинно через само себя». Тем самым эти начала суть исходные принципы, определения бытия, совпадение сущности и существования.

       Аристотель различает два уровня  философии. Первая философия занимается вопросами бытия как такового, бытия вообще, тогда как вторая философия, или физика, исследует бытие сущего, причастного к движению.  Проблема соотношения первой и второй философии,  как показала дальнейшая история мысли, не проста. Эти идеи оказали влияние на характер последующего развития философской мысли, особенно в Новое время.

       Античная философия в эпоху  Сократа, Платона и Аристотеля  получает свое наивысшее, классическое  развитие. Это этап расцвета греческого  типа философии, наиболее полная  реализация конструктивных возможностей спекулятивного разума.

       Итак, эволюция философской мысли  приводит к актуализации проблем,  касающихся природы бытия и  познания, усложнению постановки  вопросов и их решений, характера  их взаимодействия. Расширяется  проблемное поле философии. Характерно, что греческая философская мысль развивалась под влиянием осмысления не только и не столько социальной политики, сколько противоречий логического характера, осознания несовпадения явления и сущности, знания и мнения.

       Философия возникает лишь тогда, когда появляется личность, способная и имеющая возможность выйти за пределы непосредственно необходимого и задуматься свободно над непрактичными, но необходимыми для развития личности проблемами. Вот почему великие философы древности – Конфуций, Лао-Цзы, Сократ, Платон, Аристотель – не только носители тех или иных истин, но и воплощение мудрости и личностного начала.

       В лоне философии появились  первые ростки математики и  физики, астрономии и медицины, истории  и биологии. Но как философия способствовала появлению элементов научного знания, так и сами научные концепции оказали пользу философскому мышлению, выступая питательной средой для осмысления бытия.

       Человек – всегда тайна не  только для других, но и для  себя. Поэтому бытие человека включает в себя стремление познать себя. Познавая внешний мир, других людей. Человек познает себя. Отношение человека к другим, Космосу характеризует в первую очередь самого познающего человека, его интенции, ценностные установки и убеждения. В определенном смысле  человек – центр бытия, что и подчеркнули греки, предложившие максиму «Человек есть мера всех вещей».

       Аристотель подвел итог развитию  философской мысли с ее начала  в Древней Греции и до Платона  включительно, он создал дифференцированную систему знания, освоение которой продолжалось свыше полутора тысяч лет. Именно Аристотелю принадлежит систематизация знаний, основанная на двух принципах – предметном и целевом. Он делит науки на три большие группы: теоретические, которые имеют целью само знание и делятся первую философию, физику и математику; практические, цель которых – руководство человеческим поведением и в число которых входят этика, экономика и политика, и творческие, имеющие назначением достижение пользы и осуществление прекрасного: поэтика, риторика и искусство. Различные части и темы этой совокупности античных знаний разрабатываются после смерти Аристотеля в его школе – Ликее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. Спиркин А.С. Философия: Учебник. -  М.: Гардарики, 1999
  2. Краткий очерк истории философии. / Под ред. М.Т. Иовчука, Т.И. Ойзермана,     И.Я. Шипанова.  – М.:  Мысль, 1969
  3. Философия: Учебник.  / Под ред. О.А. Митрошенкова. -  М.: Гардарики, 2002
  4. Аристотель. Метафизика. Антология мировой философии. Т. 1. Ч. 1. Москва, 1969.
  5. Лосев А. Ф., Тахо-Годи А.А. Платон, Аристотель, М., 1993

Информация о работе Философия Аристотеля