Философия Аристотеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 18:29, контрольная работа

Краткое описание

Греческая философия вырастает на почве замкнутой в себе национальной культуры, она есть чистый продукт греческого духа. Она начинается с обособления потребности к познанию, вращается исключительно около свободного от побочных целей стремления к знанию и оканчивается в лице Аристотеля частью всеобщей теории науки (логикой), частью начертанием развившейся отсюда системы наук

Содержание

Введение………………………………………………………………….2
1. Основные онтологические и гносеологические положения философии Аристотеля………………………………………………………3
2. Учения Аристотеля о человеке и государстве…………………….8
3. Сходства и различия учений Платона и Аристотеля о человеке и государстве…………………………………………10
Заключение……………………………………………..
Список использованной литературы………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

контр.docx

— 40.66 Кб (Скачать файл)

Говоря о наилучшем политическом устройстве Аристотель не относит к этим формам идеальное государство Платона. Он считает, что благо целого у Платона не предполагает блага его частей. "Если воины лишены счастья, то кто же будет счастлив?” Частная собственность, которую Платон осуждал, представлялась Аристотелю основой общественного устройства.

Иными словами, государство Аристотель рассматривает достаточно реалистически: по его мнению, государственный деятель не может ждать, пока наступят идеальные политические условия, а должен, исходя из возможностей, наилучшим образом, в условиях лучшей конституции управлять людьми- такими, каковы они есть, и прежде всего заботиться о физическом и моральном воспитании молодежи. Наилучшими государственными формами Аристотель считает монархию, аристократию, умеренную демократию, оборотной стороной которых являются тирания, олигархия, охлократия.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сходства и различия учений Платона и Аристотеля о человеке и государстве.

Человек у Платона состоит из тела и души. Тело смертно – душа бессмертна. Тело живого существа создано из частиц огня, земли, воды и воздуха. Эти частицы должны быть возвращены космосу. Назначение тела – быть временным вместилищем и пристанищем души, рабом её. Высшей частью души является разум, затем идут воля и благородные желания и, наконец, третья, самая низшая часть души – влечения и чувственность. В соответствии с тем, какая из этих частей души преобладает, человек ориентируется либо на возвышенное и благородное, либо на дурное и низкое. До попадания в тело, душа человека обитает на небе и некоторые из них созерцают мир идей. Попав в тело, душа человека забывает о своей занебесной отчизне. Но она способна к припоминанию её (анамнезис). Души, в которых преобладает разум, продвигаются наиболее далеко в процессе воспоминаний. Также Платон говорил о возможности переселения душ, которые могут переселяться в души как животных, так и растений.

Аристотель же утверждал, что человеческая душа делится на неразумную и разумную части. Разумная часть распадается на рассудок и разум, иначе на разум практический и разум теоретический. Неразумная часть – на растительную (растущую) и стремящуюся (воля), страстную, аффективную. У собственно разумной души имеются интеллектуальные (дианоэтические) добродетели: мудрость, разумность, благоразумие. Страстная часть души и практический разум берутся Аристотелем в единстве. Их добродетели – добродетели нрава и поведения названы этическими. При этом этические добродетели представляют собой не крайности, а середину между двумя пороками. Дианоэтические добродетели приобретаются путем обучения, этические – путём воспитания. "Каждый – виновник собственного характера”. У этически добродетельного человека страстная часть души повинуется практическому разуму, он в гармонии с самим собой и не знает укоров совести. У порочных людей одна часть души влечёт в одну сторону, другая – в другую, в их душах нет гармонии, их гнетёт раскаяние.

Как и Платон, Аристотель опровергает мнение, что душа — только гармония тела, то есть хотя и не сумма материальных частиц, но нечто проистекающее из их надлежащего сочетания, и в этом состоит сходство их учений.

Существует множество взглядов на понятие о государстве. В "Словаре античности" читаем: "В качестве органа власти экономически господствующего класса, государство возникло в процессе образования частной собственности. Эта ранняя форма эксплуатации первоначально потребовала таких средств власти, которые смогли бы обеспечить порядок и спокойствие угнетателей".

Однако античные философы полагали иначе. Платон говорил о государстве не как об аппарате подавления, но как о некоем благе. "Когда люди отведали того и другого, то есть и поступали несправедливо, и страдали от несправедливости, тогда они <..>нашли целесообразным договориться друг с другом, чтобы не творить несправедливости и не страдать от нее. Отсюда взяло свое начало законодательство и взаимный договор". Таким образом государство не карает, но помогает людям. Платон также отводит много места описанию сословия стражей, то есть тех самым сил, с помощью которых должен обеспечиваться "порядок и спокойствие угнетателей". Тем не менее, солдаты нужны Платону не для борьбы со своими же гражданами, но для защиты от внешних врагов. "Будущий страж нуждается еще вот в чем: мало того, что он яростен он должен по своей природе еще и стремиться к мудрости". Мудрость дает ему понятие о том, что справедливо, что нет. Воин сравнивается философом со сторожевой собакой, которая обязательно должна различать своих и чужих. Платон просто уверен, что в идеальном государстве, воспроизведенным на страницах его трактата, невозможны будут волнения и классовые столкновения, которые заставят воинов выступить против своих же сограждан и сражаться с теми, кого они призваны защищать. Таким образом подлинное государство в понятии Платона настолько идеально, что карательные его функции отходит на второй, если не на третий план, в виду сознательности людей его населяющих.

Аристотель также представлял государство как нечто прекрасное по своей сути. "Целью государства является благая жизнь". Он исходил из того понятия, что человек "существо политическое", стремящееся к общению, а потому государство для него необходимо как воздух. "Всякое государство представляет собой своего рода общение, всякое же общение организуется ради какого-либо блага. Больше других и к высшему из всех благ стремится то общение, которое является наиболее важным из всех и обнимает собой все остальные общения. Это общение и называется государством или общением политическим”. Если разобрать данное определение, то мы несколько раз встретим слово "благо", но вообще не найдем упоминания о каком-либо подавлении и угнетении.

 

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что Аристотель и Платон, жившие во времена тяжелых кризисов власти, наступавших после периодов расцвета, были склонны рассматривать извращенное устройство не как сущность государства, но как ее искажение. Изначально государство для них являлось справедливым и служило не как машина закрепощения, но как нечто, дающее благо всем гражданам. "Политика" Аристотеля в нашем восприятии рецепт, выписанный на чудесное лекарство, которое излечивает все пороки больного общества. Главный же недостаток, низводящий на нет всю работу, заключается в том, что подобного лекарства вообще нет, равно как и нет идеального государства.

 

Список использованной литературы

1. Философия: Учебник для  вузов/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф.В.П.Ратникова. 1-4 изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1998.

2. Аристотель. Сочинения  в 4 т. – М.: Мысль, 1975-1981

3. Асмус В.Ф. Античная философия. – М.: 2006

4. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ, т1, под редакцией Дынникова, М., АН СССР, 1957

5. КРАТКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, М., 1994

6. ЛОСЕВ А. Ф., ТАХО-ГОДИ А.А. Платон, Аристотель, М., 1993

7. СЛОВАРЬ АНТИЧНОСТИ, пер. с нем., М., 1989

8. Рассел Б. История Западной  философии. – Новосибирск. 1997.

9. ЦЕЛЛЕР Э. Очерк истории  греческой философии, пер. с нем. Франка, М., 1996

10. ЧАНЫШЕВ А. Н. Аристотель, М., 1981

 

Словарь терминов.

  1. Абстракт - нечто выделенное, наделенное самостоятельностью и вложенное, как общее, в предмет исследования.
  2. Антропологии - раздел философии, посвященный изучению человека.
  3. Атеизм - отрицание существования Бога.
  4. Благо - добро как благополучие.
  5. Гедонизм - идея, по которой следует стремиться к удовольствиям и избегать страданий.
  6. Гносеология - раздел философии, посвященный исследованию проблем познания.
  7. Деизм – представление о Боге, по которому он создал мир, наделил его законами и самоустранился.
  8. Закон – внутренняя, существенна, повторяющаяся и устойчивая связь между явлениями, обусловливающая их упорядоченное изменение.
  9. Индивид - единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек,  безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям.
  10. Истина – адекватное отражение действительности социальным субъектом, воспроизведение её такой, какой она существует объективно на данное время.
  11. Идеализм - философское представление, по которому реально и вечно существует некое бестелесное (сверхчувственное) начало, которое порождает (творит) материальный мир.
  12. Инвариантный - независимый от преобразований, остающийся неизменным.
  13. Индифферентность - равнодушие, безучастность.
  14. Индукция - способ рассуждения, при котором путем обобщения нескольких частных случаев выводится одно общее правило.
  15. Институцианализация — организационное закрепление и подтверждение той или иной активности человека.
  16. Интериоризация - внутрение, перевод во внутренний план, внутренний мир человека; формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности.
  17. Интерпретации - истолкование, раскрытие смысла, содержания чего-нибудь.
  18. Интерсубъективность — доступность и открытость двум и более субъектам
  19. Интровертность - направленность личности на явления своего внутреннего, собственного мира.
  20. Интуиция - способность к непосредственному постижению истины без доказательств и обоснований.
  21. Иррационализм - философское положение,  по которому действительность невозможно постичь рассудочными способами.
  22. Инфантилизм —  отсталость развития,  детскость;  сохранение в психике и поведении взрослого особенностей, присущих детскому возрасту.
  23. Корректность - правильность, точность.
  24. Космополитизм - человек - гражданин мира.
  25. Критерий - мерило оценки.
  26. Мера –  философская категория,  выражающая органическое единство качественной и количественной определенности предмета или объекта.
  27. Монотеизм - единобожие, религиозное представление, по которому существует только один Бог.
  28. Мировоззрение - система взглядов на мир и место человека в нем.
  29. Объект -   внешний по отношению к человеку мир.
  30. Онтологии - раздел философии, посвященный изучению (постижению) Бытия.
  31. Перманентный - постоянный, непрерывно продолжающийся.
  32. Постулат - положение, принимаемое без доказательства.
  33. Престиж - авторитет, влияние, уважение, которым пользуется кто-либо.
  34. Редукция - сведение сложного к простому.
  35. Ретроспектива - обращение к прошлому.
  36. Рефлексии - самоанализ, мысль о мысли, самоотчетное рассуждение.
  37. Ригоризм - чрезмерная строгость в соблюдении каких-либо принципов.
  38. Субординация - система  подчинения низшего  высшему,  младших старшим.
  39. Табу - запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, слово.
  40. Толерантность - терпимость, уважение другой позиции, иного мнения.
  41. Универсалии - в средневековой философии - общие понятия.
  42. Эволюции - постепенное и непрерывное изменение или развитие.
  43. Эгалитаризм - равенство, всеобщая уравнительность.
  44. Экзистенция - индивидуальное существование.
  45. Эмпиризм - философская идея, по которой основным источником познания должен быть чувственный опыт.
  46. Экстенсивный - направленный в сторону количественного увеличения, расширении, распространения.
  47. Экстравертность - направленность личности на мир внешних объектов, на других людей, па социальное окружение.
  48. Элита - лучшие, наиболее видные представители какой-либо части общества.
  49. Эпатировать - поражать, удивлять скандальными выходками и суждениями.
  50. Эпистемологический фундаментализм - уверенность в возможности укоренить изучаемое многообразие в ту или иную стабильную и прочную основу.

 

 

Словарь персон.

  1. Лао-Цзы
  2. Конфуций
  3. Будда
  4. Гераклит
  5. Демокрит
  6. Платон
  7. Аристотель
  8. Фома Аквинский
  9. Френсис Бэкон
  10. Рене Декарт
  11. Кант
  12. Гегель
  13. Маркс
  14. Ницше
  15. Соловьев
  16. Бердяев
  17. Эпикур
  18. Августин, Аврелий
  19. Бауман, Зигмунт
  20. Вайнер, Семен Борисович
  21. Гоббс, Томас
  22. Паскаль, Блез
  23. Рабосси, Эдуардо
  24. Рид, Томас
  25. Сократ
  26. Суворов, Олег Алексеевич
  27. Хартшорн, Чарльз
  28. Шестов, Лев Исаакович
  29. Энгельс, Фридрих
  30. Эриугена, Иоанн Скот
  31. Эйнштейн, Альберт
  32. Эйкен, Рудольф Кристоф
  33. Штейнер, Рудольф
  34. Чалмерс, Дэвид
  35. Фишер, Куно
  36. Фрёбель, Фридрих
  37. Цапффе, Петер Вессель
  38. Стоув, Дэвид Чарльз
  39. Сувин, Дарко
  40. Тетенс, Иоганн Николас
  41. Тренделенбург, Адольф
  42. Торо, Генри Дэвид
  43. Уэст, Корнел
  44. Рид, Томас
  45. Руссо, Жан-Жак
  46. Саид, Эдвард Вади
  47. Скот, Иоанн Дунс
  48. Моррас, Шарль
  49. Нагель, Эрнест
  50. Карнап, Рудольф
  •  

     


    Информация о работе Философия Аристотеля