Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 02:41, доклад
Аристотель (384-322 гг. до н.э.) был учеником Платона. Им двигала любовь к истине, и в этом он остался верен своему учителю, хотя в других вопросах их взгляды расходились. Прежде чем проанализировать корень расхождений между
Платоном и Аристотелем, рассмотрим на основе анализа фрагмента из "Никомаховой этики", как высоко оценивается Аристотелем истина (мы основываемся на толковании св.Фомы Аквинского к этому фрагменту):
"Представляется лучше, т.е. более достойно и соответствующе добрым нравам и всецело необходимым, чтобы человек не боялся противостоять ближним своим ради спасения истины.
Философия Аристотеля.
Аристотель (384-322 гг. до н.э.) был учеником Платона. Им двигала любовь к
истине, и в этом
он остался верен своему
взгляды расходились. Прежде чем проанализировать корень расхождений между
Платоном и Аристотелем, рассмотрим на основе анализа фрагмента из "Никомаховой этики", как высоко оценивается Аристотелем истина (мы основываемся на толковании св.Фомы Аквинского к этому фрагменту):
"Представляется лучше,
т.е. более достойно и
всецело необходимым,
чтобы человек не боялся
добродетель не
может быть сохранена. Ибо
истине, то из этого
следовало бы, что человек выносил
бы ложные суждения и делал
ложные свидетельства для
предпочитать друзьям, доказывает с помощью такого довода: то, что является
большим другом, то и следует предпочесть. Если же мы испытываем дружеские
чувства к обоим,
т.е. к истине и человеку, то
мы больше должны любить
чем человека, ибо человека, главным образом, мы должны любить ради истины и
добродетели, как будет сказано в 8 книге[...] Также в истине есть нечто
божественное. Ибо
истина в первую очередь и
главным образом
Боге, и отсюда Аристотель заключает, что свято предпочитать истину друзьям. А
перипатетик Андроник говорит, что святость - это то, что делает людей верными и соблюдающими то, что относится к Богу”.
Что же касается
главного отличия философии
безрассудством и трусостью), она труднодостижима, по аналогии с лучником,
которому трудно попасть в центр мишени. Напротив, Платон вынашивал концепцию идеального общества, которую изложил в своих диалогах "Государство" и "Законы" и которую хотел реализовать на земле.
В восьмой книге "Никомаховой этики” Аристотель пишет о дружбе и о роли дружбы в сохранении устоев общества. "Народная пословица гласит, - пишет Аристотель, - что у друзей все общее. Следовательно, дружба состоит в общении и совместном владении". Фома Аквинский комментирует эти слова Аристотели следующим образом:
"Показывает, что согласно
различным видам общения
поэтому из дружественных отношений некоторые являются более тесными, а именно, между теми, у которых больше общего, а некоторые являются менее тесными, т.е. между теми, кто в малом сообщается. И из этого более всего явствует, что если ни в чем нет общения, не может быть и дружбы".
Далее в комментариях св. Фомы читаем о роли, которую Аристотель приписывал
дружбе в сохранении устоев общества:
"И говорит, что
благодаря дружбе, по-видимому, сохраняются
государства. Поэтому
того, что согласие уподобляется дружбе. Согласия же законодатели в высшей
степени желают, а
раздоры между гражданами
философия представляется направленной к общему благу, подобает нравственной
философии касаться и дружбы".
Отметим, насколько
отличаются позиции Аристотеля
и английского философа ХV11 века
Томаса Гоббса, а тем более
последующих европейских
Тема дружбы столь
важна, что мы продолжим
"И говорит (Аристотель - И.Л.), что дружба также по природе присуща рождающему к рождаемому. И это так не только у людей, но также у птиц, которые заметно долгое время уделяют воспитанию потомства. И то же самое справедливо и для прочих животных. Свойственна также природная дружба тем, кто принадлежит к одному роду.
И в высшей степени естественна та дружба, которая связывает всех людей друг с
другом по причине
сходства природы и вида. И
поэтому мы прославляем
Как это расходится с представлениями Дарвина о борьбе за существование и о выживании сильнейших! Как далек от взглядов Аристотеля Ницше! Задумаемся и над тем, возможна ли была бы передача научных знаний из поколения в поколение, если бы люди были врагами друг другу. Может быть, во взаимной вражде причина культурной отсталости многих племен и народов?
В книге "Никомахова этика” нас еще привлекает интересное противопоставление благоразумия и мудрости. Вот как комментирует интересующий нас фрагмент св. Фома Аквинский:
"Итак, (Аристотель) говорит, во-первых, что благоразумие относится к
человеческому благу, а мудрость - к тому, что лучше человека; поэтому люди
называют Анаксагора и другого философа, именуемого Фалесом, и других, им
подобных, мудрыми, но неблагоразумными, из-за того, что люди видят, что они не
знают того, что им самим полезно, и говорят, что они знают бесполезное и
удивительное, как бы превосходящее обычные человеческие представление, и
сложное, требующее тщательного исследования, и божественное, по причине
благородства природы познаваемого. Полагает же особый пример из жизни Фалеса, а также из жизни Анаксагора, ибо их особенно упрекали за это. Ибо когда Фалес вышел однажды из дома, чтобы наблюдать звезды, он упал в яму и стонал и тогда сказала ему некая старуха: "Ты, Фалес, не видишь того, что у тебя под ногами, а думаешь познать то, что на небе?" Анаксагор же будучи знатен и богат, раздал
своим родным отцовское
наследство и предался
Тем же, кто спрашивал его: "Разве не волнует тебя судьба родины?" - он отвечал:
"Меня очень волнует судьба родины, но небо превыше всего".
Ряд важных проблем,
имеющих отношение и к
"То, что касается суждения, касается и выбора: т.е. только знающий может сделать правильный выбор и это его дело, подобно тому как геометр правильно судит о вещах, относящихся к геометрии[...] Если же несведущий сделает в чем-нибудь правильный выбор, то не как знающий, а случайно. Мудрые же поступают не так. Из этого Аристотель делает вывод, что не следует давать народу власть избирать и поправлять начальство[...] ибо большинство людей и несведущи, и неблагоразумны."
Здесь мы находим
ответ на вопрос, почему Аристотель
не был утопистом в политике.
Это дополнительно проясняется
еще двумя аристотелевскими
1. "Политика не
переделывает людей, но
природа, и такими их использует".
2. "Ошибиться легко,
правильно же поступить трудно"
двумя принципами - лучшее средство против всяких утопий.
Второй тезис Фома
Аквинский поясняет в своих
комментариях следующим
"Точно так же, как
здоровье и красота имеют
безобразие - многими
способами, даже бесконечным
правильность действия
достигается одним-
множеством способов это можно сделать. Правильно же действовать трудно, ибо
правильно поступить можно лишь одним способом".
Аристотель настолько
ценил добродетель, что считал
возможным даже умереть ради
добродетели: "Философ (т.е. Аристотель
- И.Л.) говорит, - пишет Фома Аквинский
в своих комментариях, - что умершему
ради добродетели останется
Несколько слов о связи между аристотелевской и христианской этикой. Фома Аквинский считал аристотелевскую этику с ее четырьмя кардинальными (т.е.
основными) добродетелями:
благоразумием,
мужеством - основой для христианской этики, с ее тремя дополнительными
богословскими добродетелями: верой, надеждой и любовью.
Что касается космологии
Аристотеля, то она изложена в
книге "О небе". Как мы
уже говорили. Аристотель считал
землю шарообразной. Согласно Аристотелю,
центр земли совпадает с