Философия Аристотеля – вершина древнегреческой философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 09:14, контрольная работа

Краткое описание

Аристотель - величайший из древнегреческих философов, основоположник дуализма, «отец логики», ученик и решительный противник Платона. В семнадцатилетнем возрасте Аристотель приезжает в Афины, где становится учеником Платона. В его академии он пробыл до смерти учителя. По истечении десяти лет после смерти Платона Аристотель покидает Афины.

Содержание

1. Выпишите из словаря и уясните понятия темы
2. «Философия Аристотеля – вершина древнегреческой философии» (сочинение)
3. Прокомментировать следующие высказывания Аристотеля об обществе и человеке
4. Логические задачи, упражнения, комментарии
5. Тестовая проверка знаний

Вложенные файлы: 1 файл

К.Р. № 1.doc

— 114.50 Кб (Скачать файл)

 

4. Логические  задачи, упражнения, комментарии

 

Философы и школа

Поле философских проблем

Основное назначение философии

1 Милетская школа

В ней впервые сознательно  был поставлен вопрос о первоосновах всего сущего. И хотя философия  в этот период представляет, собственно, совокупность всех видов и форм познания (как теоретического, так и практического), главный интерес всех представителей милетской школы охватывает определенный круг проблем. На первом месте здесь стоит вопрос о сущности мира. И хотя отдельные представители милетской школы этот вопрос решают по-разному, их взгляды имеют общий знаменатель: основу мира они видят в определенном материальном принципе. Можно сказать, что эта первая греческая философская школа стихийно тяготеет к материализму.

Милетская школа важна не своими достижениями, а своими исканиями. Эта школа была вызвана к существованию благодаря контакту греческого духа с Вавилонией и Египтом. Милет был богатым торговым городом; благодаря сношениям Милета со многими народами первобытные предрассудки и суеверия в этом городе были ослаблены. До того как Иония была в начале V века до н.э. покорена Дарием, она в культурном отношении являлась важнейшей частью эллинского мира.

2 Пифагорейская школа

С самого начала в пифагоризме  сформировались два различных направления - "асуматики" и "математики". Первое направление занималось этическими и политическими вопросами, воспитанием и обучением, второе - главным образом исследованиями в области геометрии. пифагорейцы придавали числу такое огромное значение, в школе уделялось много внимания изучению чисел, то есть было положено начало теории чисел. Однако здесь, как и во всей Греции тех времен, практика вычислений считалась недостойным занятием для философских школ; ее предоставляли людям "низшим" в их житейских и деловых отношениях и называли "логистикой".

Особое место в доктрине пифагоризма  занимало учение о душе и должном  поведении человека.

Пифагорейская философия содержала  принципы, научные достижения, взгляды  на воспитание человека, социально-политические идеи. Пифагоризм определил число как принцип, придав научному объекту универсальное значение (прием, использованный позже и другими философиями). Такое преклонение перед числом объясняется теми наблюдениями, которые проводились в пифагорейском союзе над явлениями окружающей жизни, но оно сопровождалось мистическими измышлениями, зачатки которых были заимствованы вместе с началами математических знаний из стран Ближнего Востока.

3 Гераклит 

Учение Гераклита, следовательно, представляет собой нелёгкую, но чрезвычайно  важную историко-философскую проблему. Трудность восприятия его текстов, кажется, уже набила оскомину. Прижизненное прозвище Гераклита Тёмного и сегодня отражает ту двусмысленность, печать которой несут на себе все его изречения, которые за две с половиной тысячи лет не стали для нас ни менее тёмными, ни более понятными. Между тем, из дошедших до нас текстов вполне можно вычленить некоторый круг основных проблем, тем и категорий.

Черта философского мышления, впервые  принимает законченную форму  диалектики, как универсального метода познания и универсальной основы мышления. Это становится возможным в силу того, что каждое явление окружающей действительности имеет свой трансцендентный коррелят в качестве условия для понимания этого явления.

4 Демокрит

Основу философских  размышлений Демокрита составляет идея атомизма, которая в самом общем виде уже появилась в древневосточной культуре и которая, как полагают историки, была воспринята Демокритом от его учителя Левкиппа. Демокрит попытался решить вопрос о возможности движения, вводя иную, чем у элеатов, предпосылку: не только бытие, но и небытие существует. При этом он мыслил бытие как атомы, а небытие как пустоту. Демокрит, по-видимому, стремился с помощью учения об атомах предложить также решение парадоксов бесконечности Зенона.

Демокрит был ученым- энциклопедистом, крупнейшим представителем атомистического направления в философии. Демокрит утверждал, что любая вещь имеет свою причину (как результат движения и столкновения атомов). Знание причин — основа человеческих действий. Он заявлял, что предпочитает найти одно причинное объяснение, чем овладеть персидским престолом. Причина, как полагал Демокрит, необходима и вследствие этого делает невозможными случайные события. Случайность — из-за невежества людей. Раскрыв причину, мы обнаруживаем, что за случайностью лежит необходимость.

5 Платон

Существенную роль в  учении Платона играет тема любовного  влечения (эроса). Платон выступает  с разоблачением телесной любви, которая существенно суживает кругозор и стремится во-первых, лишь к  удовольствию, во-вторых, приводит к собственнической установке в отношениях, по существу желая поработить, а не сделать свободным. Между тем свобода – безусловное благо, которое может дать в человеческих отношениях именно любовь, а в человеческом познании мира – философия, причем одно от другого едва ли может быть отделено.

Сердцевина философии Платона  – учение об идеях. Как тени относятся  к реальным существам, их отбрасывающим, так вся область чувственно воспринимаемого  в целом относится к вещам  умопостигаемым: идея настолько же реальнее и живее зримой вещи, насколько вещь подлиннее своей тени.

7 Аристотель

Аристотель охватил  почти все доступные для его  времени отрасли знания. В своей "первой философии" ("метафизике") Аристотель подверг критике учение Платона об идеях и дал решение вопроса об отношении в бытии общего и единичного. Единичное -то, что существует только "где-либо" и "теперь", оно чувственно воспринимаемо. Общее - то, что существует в любом месте и в любое время ("повсюду" и "всегда"), проявляясь при определенных условиях в единичном, через которое оно познаётся. Общее составляет предмет науки и постигается умом. Для объяснения того, что существует, Аристотель принимал 4 причины: сущность и суть бытия, в силу которой всякая вещь такова, какова она есть (формальная причина); материя и подлежащее (субстрат) - то, из чего что-либо возникает (материальная причина); движущая причина, начало движения; целевая причина

Философия Аристотеля является не только определенным обобщением, но, можно  сказать, логической переработкой и завершением всей предшествующей греческой философии.


 

5. Тестовая проверка знаний

 

Философское мировоззрение, согласно которому все сущее определяется: космосом, космическими энергиями, называется космоцентризмом.

Б, В, Б, А, В, В, А  –Б, Б – В, В –Г, Г - А, Г, В.


Информация о работе Философия Аристотеля – вершина древнегреческой философии