Философия Гегеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 14:45, реферат

Краткое описание

Георг Вильгельм Фридрих Гегель родился 27 августа 1770 г. в городе Штудгарте, в семье крупного чиновника. Получив в местной гимназии первоначальное образование, в 1788 г. был зачислен в число студентов теологического института в Тюбингене. По окончании, с 1797 г. работал домашним учителем, далее служил директором гимназии в Нюрнберге. С 1801 г. преподавал в Ненском университете. С 1816 г. Гегель-профессор Гейдельбергского университета, а с 1818 г. - Берлинского, где некоторое время был ректором. Творчество Гегеля считается вершиной классической немецкой философии. Гегель пошел значительно дальше своих великих предшественников. Он первым представил весь естественный, исторический и духовный мир в беспрерывном развитии. Уже в студенческие годы Гегель был занят творческим освоением и осмыслением достижений предшествующей политической и правовой философии. Венцом их стала «Философия права» - одна из наиболее знаменитых работ во всей истории правовой и политической мысли. Это синтез философских и политико-правовых исследований Гегеля на протяжении ряда лет. Конечно же, такой объемный труд нелегко осветить в одном реферате. В данной работе лишь предпринята попытка коротко изложить основные моменты учения Гегеля о праве и государстве.

Содержание

Введение
1.Особенность формирования и развития немецкой классической философии
1.1 Особенность формирования немецкой классической философии
1.2 Особенность развития немецкой классической философии
2.Диалектика Гегеля. Система и метод
Заключение
Основные понятия
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

филосовия.docx

— 69.62 Кб (Скачать файл)

Второй закон: переход количественных изменений в качественные.

Качество - это существенная определенность предмета, в силу которой  он является данным, а не иным предметом  и отличается от других. Количество - это определенность вещи, благодаря  которой (реально или мысленно) ее можно разделить на однородные части  и собрать эти части воедино. Существуют и другие определения. Качество - это система определенных свойств  и характеристик предметов, явлений. Количество - это исчисляемые параметры.

Мера - единство качества и  количества. Нарушение меры приводит к изменению данного предмета/явления, к превращению его в другой предмет/явление. Это происходит тогда, когда количественные изменения  достигают определенной границы  и превращаются в качественные. Один человек, например, подчиняется одним законам, а вот толпа существует по несколько иным законам. Момент перехода из одного качественного состояния в другой называется скачок. Он может быть эволюционным или революционным. Кстати, смысл управления заключается в том, чтобы предвидеть, в каком направлении двигается управляемая система и предупреждать возможные изменения. Этот закон отвечает на вопрос «каким образом?» происходит движение и развитие.

Третий закон: отрицание отрицания.

Новое всегда заменяет старое, потом само старее и заменяется новым, которое, в свою очередь… (при этом в новой форме удерживаются ценностные качества старой формы). То есть отрицание  само подвергается отрицанию.

Третий закон диалектики отвечает на вопрос «Куда? По какому пути?»  все движется и развивается (графически это можно представить в виде спирали). Логическая схема закона: тезис (утверждение), антитезис (отрицание утверждение), синтез (отрицание отрицания). Смысл этого закона можно легко понять на следующем примере. Маркс (создатель современной материалистической диалектики), отрицал идеалистическую диалектику Гегеля. Но диалектика Маркса вряд ли бы появилась без диалектики Гегеля. И еще один пример. В философском словаре, изданном в 1963 году (в отличие от издания 1955 года), статья «Сталин» исчезла (а он, замечу, был хорошим философом). В эти же годы освобождения от «культа личности» советский народ заодно «освободили» от сталинского наследия. В результате теоретическая база строительства социализма-коммунизма была отброшена к Марксу и Ленину, чьи теории к тому времени порядком устарели и требовали изменений. Сталин же понимал, что экономическая политика СССР должна измениться. Однако бюрократическая верхушка СССР предпочла «забыть» наработки Сталина и вернулась к марксизму-ленинизму (фактически, «откатившись» на несколько десятилетий назад). С тех пор, как известно, несмотря на постоянно изменяющиеся реалии, в Советском Союзе теоретическая база практически не подвергалась пересмотру.

                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Нам остается подвести некоторые  итоги. Почему рассмотренная нами философия  называется немецкой классической  и диалектика Гегеля? Чтобы сжато ответить на этот вопрос, рассмотрим достигнутый результат суммарно.

1.Главное философское достижение эпохи -диалектика. Она была разработана столь основательно, что открыла перед человеческой мыслью дотоле неизвестные горизонты. Историзм как принцип мышления прочно вошел в философский обиход: мир - развивающееся противоречивое целое. Древняя догадка о тождестве противоположностей стала аксиомой. Новой была идея диалектической логики, построения системы взаимосвязанных категорий. Тем самым впервые был найден специфический язык философии как науки. Философия оперирует предельно широкими понятиями, которые отражают не только различные стороны действительности, но и их взаимные связи, переходы, взаимное воздействие. Такие понятия гибки, текучи, переходят друг в друга. Определить их можно только через их место в системе.

2.Было радикально пересмотрено отношение субъекта и объекта. Все предшествующие учения (и материалистические, и идеалистические) грешили созерцательностью: процесс познания представлялся им пассивным восприятием образов, поступающих извне. Немецкая классика впервые провозгласила активность сознания, вторжение субъекта в объект и их непре-рыьное взаимодействие. Знание возникает в результате синтезирующей деятельности субъекта: сознание не только отражает мир, но и творит его

3.Сфера познания предстала в более широких масштабах. В нее включили и бессознательные, неконтролируемые сознанием процессы. Бессознательная работа мысли присутствует и в единичном акте творчества, где решающая роль принадлежит продуктивному воображению. Есть и коллективное, массовое бессознательное -мифологическое мышление, которое представляет собой необходимую ступень в развитии форм общественного сознания. Сознание поднимается и к своим вершинам, охватывая самоосмысление познающего Я.

4. В XVIII веке появилась  "новая наука" - так Дж. Вико  назвал область социального знания; Вольтер употребил термин "философия  истории". Немецкая классическая  философия обосновала идею общественной  закономерности, указав на деятельность  как на сферу ее наиболее  яркого проявления. Творчество, созидание,  орудия труда предстали как  предмет философского рассмотрения. Была предпринята попытка увидеть  в истории человечества закономерные  этапы прогрессивного, хотя и  противоречивого развития. Прогресс  приводит к осуществлению вековой  мечты человека - устранению войн  из жизни общества, установлению  всеобщего правопорядка. Благо человека  стало высшей заботой философии.

5. Другой "новой наукой", получившей в Германии имя  и систематическую разработку, была  эстетика. Уходившие в древность  предшествующие учения были отрывочными  и не схватывали диалектический  характер красоты как особого  вида взаимодействия между человеком  и природой. Эстетическое выступило  как опосредующее звено между  теорией и практикой, наукой  и нравственностью. Впервые искусство вошло в сферу исторического рассмотрения, проанализированы были две взаимосвязанные формы художественного обобщения.

6. В древней философской  науке - этике немецкой классической  философии также удалось сказать  новое слово. Возникла идея долга как абсолютного побудительного мотива морального поведения. Впервые в философии была поставлена проблема идеала.

7. По-новому встала проблема  человека. "Что такое человек?" Таков главный вопрос философии  Канта. Ответ на него нельзя дать научными средствами.

Сегодня философия может  существовать только как история  философии. Задача состоит в том, чтобы освоить полученное наследие, свести его воедино, отсечь все тупиковые  ответвления, оценить по достоинству, понять до конца все жизнеспособное и плодотворное, сделать его достоянием читающей и думающей публики. Немецкой философской классике в этом грядущем синтезе уготовано одно из важнейших  мест.

В оценке философии у Гегеля есть много ценного. Он подчёркивал, что философское обобщение действительности не есть дело произвола, капризное желание пройтись для перемены разочек на голове, после того, как ходили долго на ногах. Но он не отвергал содержание положительных наук, просто философия не должна с ними считаться. Заслуга Гегеля состоит в том, что он развил диалектический метод понимания мира. Гегель разработал вопросы взаимосвязи, движения, развития и превращения количественных изменений в качественные, вопросы природы теоретического мышления, о логических формах и категориях, в которых осуществляется это теоретическое мышление. Большой вклад сделан Гегелем в понимании метода науки. Метод, согласно Гегелю, - это не совокупность искусственных приёмов изобретённых человеком, он есть нечто, что не зависит от предмета исследования. Метод - отражение реальной связи, движения, развития явлений объективного мира. Гегель показал, что познание есть исторический процесс. Поэтому истина - это не готовый результат познания, навсегда данный, она постоянно развивается; логические формы, в которых развивается истина, имеют объективный характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные понятия:

Система – (от др.-греч. σύστημα — целое, составленное из частей; соединение) —множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое     образует определённую целостность, единство

Метод – (от греческого methodos - путь исследования, теория, учение), способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности. В философии метод - способ построения и обоснования системы философского знания.

Трансцендентальный идеализм – (нем. transzendentale Idealism) — в учении Канта установка, отождествляющая и ограничивающая наблюдаемые вещи феноменами сознания. Основной предпосылкой этой установки является различие между явлениями как единицами опыта и вещами в себе. Кант в Критике чистого разума прямо отождествляет свою философию с трансцендентальным идеализмом.

Феноменологизм – (отгреч. φαινόμενον и λόγος — учение о феноменах) — понятие, введенное И.Г. Ламбертом для обозначения «учения о видимости» в его «Новом органоне» (1764). И. Кант в одном из писем к Ламберту размышляет о «phaenomenologia generalis» как о пропедевтической дисциплине к метафизике. Кроме того, Кант использует понятие Ф. в качестве названия для одной из частей чистого учения о движении в «Метафизических основах естествознания». В философии И.Г. Фихте Ф. приобретает черты учения о бытии сознания и его фактах. «Феноменология духа» Г.В.Ф. Гегеля — это развертывание диалектического процесса саморазвития духа, процесса, совпадающего с самопознанием духа, восходящего к абсолютному знанию в понятии. Моментами становления здесь выступают формообразования сознания как проявления духа, поэтому Ф. духа представляет собой науку об опыте сознания...

Антропологический материализм - это философская концепция, усматривающая в понятии «человек» основную категорию и исходящая из нее в объяснении природы, общества и мышления.

 

 

 

                                       

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Основной

1. Философия: учебник / под ред. В.Н. Лавриненко. М., 2007.

2. Философия: учебник / под ред. А.Г. Спиркина. М., 2003.

3. Философия: учебник / под ред. В.П. Кохановский. Ростов - н./ Д, 2000.

4. Введение в философию:  учеб. пособие / под ред. И.Т.Фролова. М., 2008.

 

Дополнительный

1.Гулыга А.В. Гегель/А.В. Гулыга. М.: Молодая гвардия, 1970. 272 с.

2.Философский словарь. М.: Изд. Политиче

 

 

| Страница



Информация о работе Философия Гегеля