Философия Генриха Риккерта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 11:46, реферат

Краткое описание

Г.Риккерт подробно рассматривает понятия «природа» и «культура», прекрасно сознавая многозначность этих слов, и даёт им определения: «…Природа есть совокупность всего того, что возникло само собой, само родилось и предоставлено собственному росту.
Противоположностью природе в этом смысле является культура как то, что или непосредственно создано человеком, действующим сообразно оцененным им целям, или, если оно уже существовало раньше, по крайней мере, сознательно взлелеяно им ради связанной с ним ценности»

Содержание

Тема общепринятых человеческих ценностей в концепции Риккерта……………………………………………………………………........3
Шесть областей ценностей по Г. Риккерту……………………………………7
Взгляды западных критиков на точку зрения Риккерта по проблеме специфики социального познания……………………………………………..9
Мнение Представителей отечественной философии советского периода о позиции Риккерта………………………………………………………………10
Мнение философов постсоветского периода…………………………………10
Мнение Русских философов о позиции Риккерта……………………………12
Заключение……………………………………………………………………..13
Список литературы……………………………………………………………..14

Вложенные файлы: 1 файл

Г.Риккерт.docx

— 33.82 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Мнение философов постсоветского периода.

 

В философии постсоветского периода появился ряд интересных работ, в которых творчество Риккерта рассматривается, исходя из принципиально иных мировоззренческих оснований, по сравнению с советской философией. Продолжается исследование методологических аспектов учения Риккерта (С.Н. Мареев, К.В. Хвостова, Г.И. Рузавин, Б.М. Марков, А. Шуман, JI.A. Микешина, В.Ф. Шаповалов, Кохановский В.П., В.С.Семенов, В.И. Медведев).

Так, Б.М.Марков рассматривает хайдеггеровскую оценку философии Риккерта как одностороннюю, исследует значение индивидуализирующей методологии немецкого философа для развития исторического знания и философии истории, указывает место и роль методологических идей Риккерта среди современных концепций методологии гуманитарного знания.Микешина Л.A. рассматривает философию Риккерта как когнитивную практику, раскрывающую ценностные стороны познавательного процесса, а также исследует значение ценностной интерпретации для решения проблемы релятивизма. Интересное исследование произведено А.Шуманом в «Трансцендентальной философии» Здесь философия баденского неокантианства рассматривается как одна из форм неклассического европейского трансцендентализма.

В работах Кохановского В.П. и Шумейко М.К. «Методология гуманитарного познания Генриха Риккерта», «Г.Риккерт об основных принципах гуманитарного познания» исследованы такие аспекты творчества Риккерта как: предмет и методология познания, особенности и взаимосвязь естественного и гуманитарного знания, проблемы философии истории и философии жизни, система ценностей.

Особенное внимание уделяется рассмотрению аргументов немецкого философа по поводу различия генерализирующей и индивидуализирующей методологии, анализируется метод «отнесения к ценности» как основной принцип исследования культуры. Выявляется взаимосвязь принципов причинности, историзма и «отнесения к ценности», взаимосвязь и особенности «наук о природе» и «наук о культуре» в целом.

 

 

 

 

 

Мнение Русских философов о позиции Риккерта.

 

Интерес русских философов начала XX в., таких как Ф.Сафронов, П.Б.Струве, Н.О.Лосский, Н.А. Бердяев сосредоточен главным образом на исследовании ценностных и гносеологических аспектов учения Риккерта. Риккертовкие методологические идеи, в отличие от западной традиции, для русских мыслителей не являются предметом специального исследования. Лосский рассматривал ценностные проблемы и проблему индивидуальности. Струве выступил с критикой идеи привнесения этических характеристик в гносеологию, а также идеи отказа от метафизики. Против последней идеи выступал также Бердяев, кроме того, опираясь на некоторые выводы Риккерта, он создает собственное представление о субъективности и индивидуальности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Г Риккерт  полагает, что философия призвана "найти третье царство", которое бы объединяло мир действительности с миром трансцендентальных ценностей. "Чистая теория ценности имеет при этом первостепенное значение. Г. Риккерт выводит понятие ценности из теории познания и логики. Задача философии, с его точки зрения, состоит в том, чтобы "истолковать смысл человеческой жизни на основе учения о значащих ценностях" . Г. Риккерт считает, что ценность противостоит реальной действительности. "Ценности, - утверждает он, - не представляют собой действительности, ни физической, ни психической. Сущность их состоит в их значимости, а не в их фактичности" . "Жизнь может быть только средством, и ценность ее поэтому зависит лишь от ценности целей, которым она служит". Вопрос о том, а существуют ли ценности, решается Г. Риккертом так: о ценностях нельзя говорить, что они существуют или не существуют, но только что они значат или не имеют значимости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Асмус В.Ф. Избранные философские труды. В 2-х тт. Т.2, М., 1971. 
2. Кассирер Э. Естественнонаучные понятия и понятия культуры. \\ Вопросы философии. М., 1995, №8.

5. Риккерт Г. Ценности жизни и культурные ценности // ЭОН. Альманах старой и новой культуры. Вып.1 – М., 1994.

6. Риккерт Г. О понятии философии Философия жизни. - Киев, 1998

7. Риккерт Г. О системе ценностей Науки о природе и науки о культуре. - М., 1998

8. Стродс А.Д. Немецкий персонализм: критический очерк возникновения и становления. Рига, 1984 8.  Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики к современности. М., 2001

 

 


Информация о работе Философия Генриха Риккерта