Философия Карла Маркса (марксизм)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 11:28, реферат

Краткое описание

Как философская теория и как идеология пролетариата марксизм окончательно сложился к концу 40-х годов ХІХ века. Основоположниками марксизма были Карл Маркс и Фридрих Энгельс.
Развивая свою идеологию Макс и Энгельс поделили сферу своей теоретической деятельности: Маркс разрабатывал экономически теорию, которою изложил в трудах «К критике политической экономии» и «Капитал», а Энгельс занимался разработкой собственно философских проблем марксизма.

Вложенные файлы: 1 файл

Философия.docx

— 19.94 Кб (Скачать файл)

Философия Карла Маркса (марксизм)

Как философская теория и  как идеология пролетариата марксизм окончательно сложился к концу 40-х  годов ХІХ века. Основоположниками марксизма были Карл Маркс и Фридрих Энгельс.

Развивая свою идеологию  Макс и Энгельс поделили сферу своей теоретической деятельности: Маркс разрабатывал экономически теорию, которою изложил в трудах «К критике политической экономии» и «Капитал», а Энгельс занимался разработкой собственно философских проблем марксизма. Однако экономические труды Маркса имели первостепенное значение для дальнейшего развития нового метода философского исследования – материалистической диалектики – и для развития исторического материализма. Важнейшие положения марксистской философии – проблемы диалектического материализма – изложены Энгельсом в работах «Анти-Дюринг» и «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии».

Марксистская философия  в своем основоположении исходила из признания вечности и несотворенности материального мира, который на высшей ступени своего развития порождает сознание, являющееся свойством высокоорганизованной материи – человеческого мозга. К такому выводу о возникновении создания Маркс и Энгельс пришли в результате приложения гегелевской диалектики к эволюции природы. Диалектика Гегеля получила в марксизме материалистическую интерпретацию, суть которой состоит в том, что законы мышления являются отражением законов объективного мира. Материалистическое понимание природного мира нашло свое продолжение в понимании человеческой истории: общественное бытие определяет общественное сознание людей, что и выражает сущность исторического материализма.

Марксистская философия, как и в целом идеология марксизма, оказалась весьма влиятельной теорией и нашла своих последователей не только в Германии, где она возникла, но и за ее пределами, в частности в России. Распространение марксизма в России связано прежде всего с деятельностью Плеханова. Важнейшей задачей для него было использование основных положений и выводов марксистской теории в исторической практике своей страны. Плеханову было свойственно ортодоксальное толкование философии марксизма: марксистская теория была для него вершиной философского развития, и любые попытки внести в нее коррективы расценивались или как отступление от марксизма, его развития.

Именно такого понимания  марксизма придерживался Ленин. Считая единственно верным учение марксизма, Ленин в своих работах развивал идеи марксистской философии. Основные идеи исторического материализма, в особенности качающиеся роли практики в познании и преобразовании социальной действительности, стали основой практической деятельности Ленина, направленной на революционные изменения общественных отношений в России.

 

Предмет социальной философии ее структура. Философия истории.

Социальная философия – мировоззренческо-методологическая наука, которая изучает общечеловеческие принципы цивилизованного существования и развития общества как целостной системы сквозь призму человека и самоценности гуманистических приоритетов, через соотношения основных факторов жизнедеятельности людей в историческом пространстве и времени.

Общество – реальный процесс жизнедеятельности людей, который имеет исторический характер, существует объективно, т.е. независимо от сознания и воли людей, хотя они как носители сознания и воли являются главными действующими лицами общественно-исторического процесса.

Человек – основной создатель общества, общественных отношений. В процессе деятельности, труда человек преобразует себя, природу и общество. Это преобразование имеет творческий, целесообразный характер. Человек продуцирует и устанавливает определенные морально-правовые, социальные нормы жизни в обществе. Им выработаны определенные требования и запреты, соблюдение которых благоприятствует существованию и развитию общества.

В современном понимании  эволюции и развития обществ доминируют две концепции: формационная и цивилизационная. Согласно формационной концепции, в истории общественного целого можно выделить ряд ступеней, образующих линию прогресса. Каждая из них выступает как особое образование, для которого характерны определенные законы материального и духовного развития. Согласно цивилизационной концепции, ход истории приводит к образованию многих цивилизаций, весьма своеобразных гражданских обществ, которые определенным образом взаимодополняют друг друга. Этой проблематикой занимается философия истории.

Философия истории – раздел философии, связанный с интерпретацией исторического процесса и исторического познания. Осмысление особенностей исторического процесса в его единстве и неисчерпаемом разнообразии является основополагающей задачей философии истории. Ее реализация предусматривает выяснения цепи сложных проблем: начала, направленности, смысла и конца истории, соотношения универсального и локального, конкретно-исторического и архетипного, центра и периферии, классических и неклассических социокультурных форм, типового и уникального в мировой истории.

 

Античная  философия

Античная философия имеет  более чем тысячелетнюю историю  – с 6 в до н.э. до 529 г. н.э., когда император Юстиниан закрыл языческие школы и разогнал их последователей. Основными этапами развития Античной философии являются:

  • Зарождение и формирование (6 в до н.э.)
  • Зрелость и расцвет (5-4 вв. до н.э.)
  • Закат – греческая эпоха эллинизма и латинский период Римской республики (3-1 вв. до н.э.)
  • Упадок и гибель в эпоху Римской империи (1-5 вв. н.э.)

Главным при характеристике Античной философии является то, что  в Древней Греции она приобрела  классическую форму, что позволило  философии четко отделится от предфилософии. Особо следует обратить внимание на то, что Античная философия – грандиозная попытка построить рационализированную картину мира. Основы этого заложены еще в греческой мифологии и предфилософии, где четко прослеживается объяснение процесса возникновения мира от теогонии через космотеогонию к космогонии.

Изначально философия  возникает как натурфилософия, т.е. философия природы. Инициатор натурфилософии Фалес, представляющий Милетскую школу, началом всего полагал воду; Гераклит – огонь; пифагорейцы – число, которое понималось ими как начало, образующее вещи. Демокрит вслед за своим учителем Левкиппом использует новое понятие «атом».

Второй период Античной философии  анализируют начиная с Сократа, отвергающего натурфилософию, как для  человека излишнюю. В центр своей философии Сократ ставит проблему человека. По Сократу человек – его душа, а под душой он понимал «я сознаюшее», т.е. совесть и интеллектуальную, и моральную личность.

Две самые значительные философские  фигуры Античного мира – Платон и Аристотель. Основой учения Платона выступает тезис о том, что идеи – сущность вещей, образующие перманентную модель каждой вещи. Он был убежден, что любая вещь мира имеет свою высшую и последнюю величину, природа которой не физическая, а метафизическая. Все это привело к пониманию двух планов бытия: феноменального, видимого и ноуменального – невидимого, улавливаемого только интеллектом. А в итоге разделило философов на материалистов и идеалистов. Аристотель же ядром философии считал онтологию науку о сущем. По Аристотелю философия изучает высшие причины и первые начала всего сущего. Содержательно философия должна исследовать первые причины, в связи с чем он выдвигает четыре причины: материальную, формальную, движущую и целевую. Кроме огромного вклада в развитие философии Аристотель создал самую обширную научную систему Античности.

Особенностью эпохи эллинизма  было то, что фундаментальная ценность духовной жизни классической Греции. Которую утверждали Платон и Аристотель – полис как идеальная форма совершенного государства – разрушалась на глазах, теряя смысл и свою жизненную силу. Интерес к философскому мышлению падает, хотя остаются активными ученики и последователи Платона и Аристотеля, да и платоновская академия и школа периратетики все еще функционирует. Но наиболее выдающимся мыслителем этого периода был Эпикур, развивавший далее атомистическую теорию Демокрита. Основателем школы стоицизма был Зенон, а скептицизма Пиррон, отрицавший возможность познания мира и призывавших своих сторонников воздерживаться от каких-либо суждений. В Римский период Античной философии продолжают развиваться эти течения. Наиболее выдающимся эпикурийцем был Тит Кар. Римский стоицизм представляли Сенека, Этиктет, Марк Аврелий. Крупным эклектиком, пытавшимся соединить эти учения был Марк Цицерон.

         

 

      


Информация о работе Философия Карла Маркса (марксизм)