Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 11:28, реферат
Как философская теория и как идеология пролетариата марксизм окончательно сложился к концу 40-х годов ХІХ века. Основоположниками марксизма были Карл Маркс и Фридрих Энгельс.
Развивая свою идеологию Макс и Энгельс поделили сферу своей теоретической деятельности: Маркс разрабатывал экономически теорию, которою изложил в трудах «К критике политической экономии» и «Капитал», а Энгельс занимался разработкой собственно философских проблем марксизма.
Философия Карла Маркса (марксизм)
Как философская теория и как идеология пролетариата марксизм окончательно сложился к концу 40-х годов ХІХ века. Основоположниками марксизма были Карл Маркс и Фридрих Энгельс.
Развивая свою идеологию Макс и Энгельс поделили сферу своей теоретической деятельности: Маркс разрабатывал экономически теорию, которою изложил в трудах «К критике политической экономии» и «Капитал», а Энгельс занимался разработкой собственно философских проблем марксизма. Однако экономические труды Маркса имели первостепенное значение для дальнейшего развития нового метода философского исследования – материалистической диалектики – и для развития исторического материализма. Важнейшие положения марксистской философии – проблемы диалектического материализма – изложены Энгельсом в работах «Анти-Дюринг» и «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии».
Марксистская философия в своем основоположении исходила из признания вечности и несотворенности материального мира, который на высшей ступени своего развития порождает сознание, являющееся свойством высокоорганизованной материи – человеческого мозга. К такому выводу о возникновении создания Маркс и Энгельс пришли в результате приложения гегелевской диалектики к эволюции природы. Диалектика Гегеля получила в марксизме материалистическую интерпретацию, суть которой состоит в том, что законы мышления являются отражением законов объективного мира. Материалистическое понимание природного мира нашло свое продолжение в понимании человеческой истории: общественное бытие определяет общественное сознание людей, что и выражает сущность исторического материализма.
Марксистская философия, как и в целом идеология марксизма, оказалась весьма влиятельной теорией и нашла своих последователей не только в Германии, где она возникла, но и за ее пределами, в частности в России. Распространение марксизма в России связано прежде всего с деятельностью Плеханова. Важнейшей задачей для него было использование основных положений и выводов марксистской теории в исторической практике своей страны. Плеханову было свойственно ортодоксальное толкование философии марксизма: марксистская теория была для него вершиной философского развития, и любые попытки внести в нее коррективы расценивались или как отступление от марксизма, его развития.
Именно такого понимания марксизма придерживался Ленин. Считая единственно верным учение марксизма, Ленин в своих работах развивал идеи марксистской философии. Основные идеи исторического материализма, в особенности качающиеся роли практики в познании и преобразовании социальной действительности, стали основой практической деятельности Ленина, направленной на революционные изменения общественных отношений в России.
Предмет социальной философии ее структура. Философия истории.
Социальная философия – мировоззренческо-
Общество – реальный процесс жизнедеятельности людей, который имеет исторический характер, существует объективно, т.е. независимо от сознания и воли людей, хотя они как носители сознания и воли являются главными действующими лицами общественно-исторического процесса.
Человек – основной создатель общества, общественных отношений. В процессе деятельности, труда человек преобразует себя, природу и общество. Это преобразование имеет творческий, целесообразный характер. Человек продуцирует и устанавливает определенные морально-правовые, социальные нормы жизни в обществе. Им выработаны определенные требования и запреты, соблюдение которых благоприятствует существованию и развитию общества.
В современном понимании эволюции и развития обществ доминируют две концепции: формационная и цивилизационная. Согласно формационной концепции, в истории общественного целого можно выделить ряд ступеней, образующих линию прогресса. Каждая из них выступает как особое образование, для которого характерны определенные законы материального и духовного развития. Согласно цивилизационной концепции, ход истории приводит к образованию многих цивилизаций, весьма своеобразных гражданских обществ, которые определенным образом взаимодополняют друг друга. Этой проблематикой занимается философия истории.
Философия истории – раздел философии, связанный с интерпретацией исторического процесса и исторического познания. Осмысление особенностей исторического процесса в его единстве и неисчерпаемом разнообразии является основополагающей задачей философии истории. Ее реализация предусматривает выяснения цепи сложных проблем: начала, направленности, смысла и конца истории, соотношения универсального и локального, конкретно-исторического и архетипного, центра и периферии, классических и неклассических социокультурных форм, типового и уникального в мировой истории.
Античная философия
Античная философия имеет более чем тысячелетнюю историю – с 6 в до н.э. до 529 г. н.э., когда император Юстиниан закрыл языческие школы и разогнал их последователей. Основными этапами развития Античной философии являются:
Главным при характеристике Античной философии является то, что в Древней Греции она приобрела классическую форму, что позволило философии четко отделится от предфилософии. Особо следует обратить внимание на то, что Античная философия – грандиозная попытка построить рационализированную картину мира. Основы этого заложены еще в греческой мифологии и предфилософии, где четко прослеживается объяснение процесса возникновения мира от теогонии через космотеогонию к космогонии.
Изначально философия возникает как натурфилософия, т.е. философия природы. Инициатор натурфилософии Фалес, представляющий Милетскую школу, началом всего полагал воду; Гераклит – огонь; пифагорейцы – число, которое понималось ими как начало, образующее вещи. Демокрит вслед за своим учителем Левкиппом использует новое понятие «атом».
Второй период Античной философии анализируют начиная с Сократа, отвергающего натурфилософию, как для человека излишнюю. В центр своей философии Сократ ставит проблему человека. По Сократу человек – его душа, а под душой он понимал «я сознаюшее», т.е. совесть и интеллектуальную, и моральную личность.
Две самые значительные философские фигуры Античного мира – Платон и Аристотель. Основой учения Платона выступает тезис о том, что идеи – сущность вещей, образующие перманентную модель каждой вещи. Он был убежден, что любая вещь мира имеет свою высшую и последнюю величину, природа которой не физическая, а метафизическая. Все это привело к пониманию двух планов бытия: феноменального, видимого и ноуменального – невидимого, улавливаемого только интеллектом. А в итоге разделило философов на материалистов и идеалистов. Аристотель же ядром философии считал онтологию науку о сущем. По Аристотелю философия изучает высшие причины и первые начала всего сущего. Содержательно философия должна исследовать первые причины, в связи с чем он выдвигает четыре причины: материальную, формальную, движущую и целевую. Кроме огромного вклада в развитие философии Аристотель создал самую обширную научную систему Античности.
Особенностью эпохи эллинизма было то, что фундаментальная ценность духовной жизни классической Греции. Которую утверждали Платон и Аристотель – полис как идеальная форма совершенного государства – разрушалась на глазах, теряя смысл и свою жизненную силу. Интерес к философскому мышлению падает, хотя остаются активными ученики и последователи Платона и Аристотеля, да и платоновская академия и школа периратетики все еще функционирует. Но наиболее выдающимся мыслителем этого периода был Эпикур, развивавший далее атомистическую теорию Демокрита. Основателем школы стоицизма был Зенон, а скептицизма Пиррон, отрицавший возможность познания мира и призывавших своих сторонников воздерживаться от каких-либо суждений. В Римский период Античной философии продолжают развиваться эти течения. Наиболее выдающимся эпикурийцем был Тит Кар. Римский стоицизм представляли Сенека, Этиктет, Марк Аврелий. Крупным эклектиком, пытавшимся соединить эти учения был Марк Цицерон.