Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 13:22, реферат
Возникновение китайской философии относят к I тыс. до н. э. Древнекитайские мыслители в VIII-V вв. до н. э. уже выделяли пять стихии, или первоэлементы природы: воду, огонь, металл, дерево и землю. В Древнекитайской мифологии предпринимаются попытки объяснить окружающий мир из него самого. В объяснении происхождения Вселенной наблюдаются зачатки натурфилософии. Частично мифы сохранились в поздних воззрениях и органически вошли в древнекитайские космологические концепции
ВВЕДЕНИЕ.
Возникновение китайской философии относят к I тыс. до н. э. Древнекитайские мыслители в VIII-V вв. до н. э. уже выделяли пять стихии, или первоэлементы природы: воду, огонь, металл, дерево и землю. В Древнекитайской мифологии предпринимаются попытки объяснить окружающий мир из него самого. В объяснении происхождения Вселенной наблюдаются зачатки натурфилософии. Частично мифы сохранились в поздних воззрениях и органически вошли в древнекитайские космологические концепции. Это прежде всего относится к духам или божествам) Ян (активная мужская сила) и Инь (пассивная женская сила). Они являлись символами света и тьмы, положительного и отрицательного, обретая характер космических сил, находящихся в постоянном взаимном стремлении друг к другу и взаимодействии, благодаря чему образуется все на свете, в том числе мироздание, человеское общество, идеи, культура, мораль. В период с V—III вв. до н. э, происходит дальнейшее развитие китайской философии. Это период возникновения «ста философских школ», среди которых особое место занимали: даосизм (Лао-цзы и Чжуан-цзы), конфуцианство (Конфуций), школа моистов (Мо-цзы), легизм — школа законников (Шан Ян).
1.ОСОБЕННОСТИ КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ.
Два основных этапа развития
философской мысли в Древнем Китае: этап
зарождения философских воззрений, который
охватывает период VIII-VI вв. до н. э., и этапу
расцвета философской мысли - этапу соперничества
"100 школ", который традиционно относится
к VI-III вв. до н. э.
Период складывания философских
воззрений древних народов, которые жили
в бассейнах рек Хуанхэ, Хуайхэ, Ханьшуй
(VIII-VI вв. до. н.э.) и заложили основы китайской
цивилизации, по времени совпадает с аналогичным
процессом в Индии и Древней Греции. На
примере возникновения философии в этих
трех районах можно проследить общность
закономерностей, по которым шло становление,
развитие человеческого общества мировой
цивилизации.Одновременно история становления
и развития философии неразрывно связана
с классовой борьбой в обществе, отражает
эту борьбу. Противостояние философских
идей отражало борьбу различных классов
в обществе, борьбу между силами прогресса
и реакцией, цеплявшиеся за все старое
освящавшее авторитетом традиции, нерушимость
и вечность своего господства. В конечном
итоге столкновения взглядов и точек зрения
выливались в борьбу двух основных направлений
в философии - материалистического и идеалистического
- с той или иной степенью осознания и глубиной
выражения этих направлений.
Специфика китайской философии
непосредственно связана с ее особой ролью
в той острой социально-политической борьбе,
которая имела место в многочисленных
государствах Древнего Китая периодов
"Весны и осени" и "Сражающихся
Царств". Развитие социальных отношений
в Китае не привело к четкому разделению
сфер деятельности внутри господствующих
классов. В Китае своеобразное разделение
труда между политиками и философами не
было ярко выражено, что обусловило прямую,
непосредственную подчиненность философии
политической практике. Вопросы управления
обществом, отношения между различными
социальными группами, между царствами
- вот что преимущественно интересовало
философов Древнего Китая.
Другая особенность развития
китайской философии связанно с тем, что
естественнонаучные наблюдения китайских
ученых не находили, за небольшим исключением,
более или менее адекватного выражения
в философии, так как философы, как правило,
не считали нужным обращаться к материалам
естествознания. Пожалуй, единственным
исключением в этом роде является школа
моистов и школа натурфилософов, которые,
однако, после эпохи Чжоу прекратили свое
существование.
Философия и естествознание
существовали в Китае, как бы отгородившись
друг от друга не проходимой стеной, что
нанесло им непоправимый ущерб. Тем самым
китайская философия лишила себя надежного
источника для формирования цельного
и всестороннего мировоззрения, а естествознание,
призираемое официальной идеологией,
испытывая трудности в развитии, оставалась
уделом одиночек и искателей эликсира
бессмертия. Единственным методологическим
компасом китайских естествоиспытателей
оставались древнее наивноматериалистические
идеи натурфилософов о пяти первостихиях.
Этот взгляд возник в Древнем
Китае на рубеже VI и V веков и просуществовал
вплоть до нового времени. Что касается
такой прикладной отрасли естествознания,
как китайская медицина, то она и по сей
день руководствуется этими идеями.
Таким образом оторванность
китайской философии от конкретных научных
знаний сузило ее предмет. В силу этого
натурфилософские концепции, объяснения
природы, а также проблемы сущности мышления,
вопросы природы человеческого сознания,
логики не получили в Китае большего развития.
Обособленность древнекитайской
философии от естествознания и неразработанность
вопросов логики являются одной из главных
причин того, что формирование философского
понятийного аппарата шло весьма медленно.
Для большинства китайских школ метод
логического анализа остался фактически
неизвестным.
Наконец, для китайской философии
была характерно тесная связь с мифологией.
2.УЧЕНИЕ КОНФУЦИЯ О ГОСУДАРСТВЕ, «БЛАГОРОДНОМ МУЖЕ», «НИЗКОМ ЧЕЛОВЕКЕ».
Низкий человек и благородный муж. Как же увязываются между собой положения Конфуция о близости людей к природе, о необходимости определенных действий, чтобы стать благородным мужем, и социальной иерархией в зависимости от моральных качеств? Логично допустить, что каждый человек способен стать благородным мужем. Но как тогда быть с неизменным социальным расслоением?Дело в том, что природа человека в китайской традиции включает в себя как бы два уровня: врожденные качества и способность к самосовершенствованию. Человеку мало обладать некоторыми качествами, надо еще уметь их применить, сконцентрировав волю и регулируя свое поведение.
По-видимому, Конфуций имеет в виду именно такую трактовку природы человека. Тогда становится понятным, как при сходстве врожденных качеств люди оказываются представителями различных слоев, определяемых моральным статусом.
Поскольку способности людей регулировать свое поведение признаются различными от природы, каждому слою предъявляются особые требования и предписываются различные правила поведения. Конфуций связывает общественное положение человека не с богатством или знатностью, а с его моральной характеристикой. Конфуций дает развернутый образ человека, соответствующего конфуцианским моральным заповедям. Это цзюнь-цзы («благородный муж»), которому противопоставляется «низкий человек». Низкий человек не обладает должным знанием, поэтому его поведение не регулируется этикетом. «Кун-цзы сказал: Благородный муж боится трех вещей: он боится неба, великих людей и слов совершенномудрых. Низкий человек не знает веления неба и не боится его, презирает высоких людей, занимающих высокое положение; оставляет без внимания слова мудрого человека». Низкий человек оказывается негуманным, т. е. неспособным правильно вести себя с людьми. «Есть благородные мужи, которые не обладают человеколюбием, но нет низких людей, которые бы обладали человеколюбием». Гуманность остается прерогативой благородного мужа, способного и обязанного поступать надлежащим образом: иначе все дела расстроятся.
Конфуций в своих суждениях о государстве выделял два социальных слоя: управляющие и управляемые. Под управляющими он понимал цзынь-цзы как "благородного чиновника". Но это не значит, что только аристократы могли быть такого рода чиновниками, но он также допускал и приток "новой крови" из других социальных групп. Но, в общем, он хотел, чтобы "пахари возделывали землю, а способные управлять управляли". Представление о "благородном чиновнике" Конфуций как обычно раскрывает на конкретном примере. "Учитель сказал о Цзы Чане (самый выдающийся дипломат и политик Древнего Китая): "Он обладает четырьмя Дао благородного мужа: в своих поступках он проявляет чувство самоуважения, находясь на службе вышестоящих, он проявляет чувство ответственности, воспитывая народ, проявляет чувство доброты, используя народ, проявляет чувство справедливости".
Первым по важности из всех дао цзынь-цзы Конфуций считает личную независимость, т.к. это выделяет личность от общей массы. Второе определяет цзынь-цзы как человека уважающего принцип подчинения вышестоящему, более старшему. Это делает систему управления государством более надежной.
Два последних касаются взаимоотношений "благородного чиновника" с народом. Третье Дао - воспитание народа, т.е. воплощение в жизнь одной из важнейших составных частей учения Конфуция. Сановник, если он истинный "благородный муж", должен быть учителем народа, т.е. должен воздействовать на него только добротой и личным примером, а если он начнет опираться на закон (как легист), то это будет не воспитание народа, и народ потеряет, сыновни чувства к такому правителю (чиновнику), а сам он перестает быть конфуцианцем.
Четвертое дао - использование народа. Речь идет о том, каким образом, какими методами следует использовать народ на государственных повинностях (трудовых, воинских), какую налоговую политику проводить, как вершить суд. Во всей этой сфере контактов с народом претендент на звание цзынь-цзы должен всегда исходить из принципа и (справедливости). Только сочетание четырех перечисленных Дао дает в итоге право называться цзынь-цзы.
Учение Конфуция не содержит главы, специально посвященной устройству государства, как нет разделов о человеке, либо об обществе. Конфуцианскую модель приходится реконструировать по отдельным суждениям. Его понимание государственного устройства еще более ценно потому, что он сам был на государственной службе и как мы это уже видели служба эта была успешной. Но Конфуций не видит государство в отдельности от общества и единичного человека. Все его Учение в этой области взаимосвязано. Некоторые его высказывания носят иносказательный характер и, поэтому, не могут быть восприняты однозначно. Это может исказить суть Учения, как она была искажалась китайской бюрократией на протяжение многих веков.
Согласно разработанной Конфуцием схемы государственного устройства управление государством и обществом базировалось на ли ("правилах") им он предавал большое значение.
Правила, по сути, устанавливали морально-этические основы жизни человека, общество и государства в целом. Значение ли весьма объемно. Сюда входят и Жень ("человеколюбие") и прежде всего любовь к ближнему, сяо - сыновья почтительность, уважение к старшим и подчинение им, честность и искренность; постоянное стремление к внутреннему совершенству, вежливость и др. Причем жан (вежливости) он считал важным элементом в государственном управление. "Учитель сказал:"Можно ли управлять с помощью вежливости не возникнут ли трудности? Но если не придерживаться вежливости в управление, то будут ли существовать правила?!" Вежливость, по - сути, означала верность ритуалам и на политическом уровне служила своего рода политической культурой. Почтение к старшим и любовь к ближнему в равной степени относилось как к семье в отдельности, так и к государству в целом, где правитель становился главой "семейства". Идея заключалась в том, чтобы ввести древнекитайские традиции в рамки государственного закона. Но закон тот должен был быть условным, потому что мы знаем, как Конфуций относился к фа цзя (легистам), выступавшим за насаждение закона силой. В своем Учение Конфуций большое значение возлагал на внутрисемейные отношения. "Если наставлять народ путем введения правления, основанного на законе, поддерживать порядок угрозами, то народ станет боятся наказаний и потеряет чувство стыда. Если наставлять народ введением правления, основанного на использование правил, то в народе появится стыд, и он станет послушным".
Для того чтобы создать правила, которые бы оставались жизнеспособными в течение долгого времени Конфуций предлагал использовать принцип "хе" (гармония, борьба противоположностей). "Правила надо создавать через достижение единство через разногласия".
"Правитель, должен
быть правителем". Государь должен
быть мудрейшим из
3. ДАОСИЗМ.
Даосизм в Китае – самое значимое религиозное и философское течение и самое сложное для понимания. Разработано оно было в 6 в. до н.э. китайским мудрецом Лао-Цзы. Согласно легенде он пришел в мир 70-летним старцем, отсюда и его имя в переводе означающее «старый учитель». Основные принципы своего учения Лао-Цзы отразил в «Книге о дао и дэ». Дао – главная категория, которая означает путь всех вещей мира. Дао одновременно и существующая Вселенная и главный мировой закон. Все вещи и явления этого мира происходят из дао и в него же и возвращаются. Дао никем не создавался и его невозможно понять, если не отречься от суеты окружающего мира и не вести правильный образ жизни. Дэ – является формой проявления пути дао в реке жизни.
Для постижения дао и дэ от мудреца требовалось полное отречение от действительности. Главным принцип такого жизненного пути является – у вэй, что значит бездействующий наблюдатель. Любое слово, мысль, явление социального характера вызывает появление иллюзий, которые не дают рассмотреть путь дао, ибо он есть тайна. Поэтому, от человека, который встал на путь даосизма требовался отказ от жизненной активности и общественной жизни. Созерцание мира без действий и мыслей в конечном итоге приведут мыслителя к «полной пустоте сердца» и тогда ему откроются великие тайны и истина дао. Тогда мудрец поймет, что все в этом мире происходит само по себе, а затем возвращается к своему началу. Во всем этом прослеживается четкий порядок.
Даосизм в Китае — учение, которое считало возможным достижение бессмертия путем соблюдения особых предписаний. Среди них особое внимание уделялось правильному питанию. Человек, вставший на путь познания дао, должен был отказаться от мяса, вина, овощей, зерна. Его питанием должен был стать солнечный и лунный свет, собственная слюна, отвары кореньев. Вторым условием являлся полный контроль мыслей и сознания. Это было бы невозможно без системы специально разработанных физических и духовных упражнений. И, наконец, в течение жизни познающий дао должен был совершить 1200 добродетельных поступков.
Путь познания дао – это постепенное возвращение в состояние, в котором человек находился в чреве матери.
4. ПОНЯТИЕ ДАО И ДЭ.