Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 17:29, контрольная работа
Хайдеггер (в согласии с обыденным языком) называет убеждение, присутствующее в живом восприятии, настроением. Человеческие настроения мимолетны, но вместе с тем они обладают как бы сверхсубъективной прочностью: человек не властен над ними, не является их инициатором.
Введение
I Философия М. Хайдеггера
II Философия Ж.-П. Сартра
Список использованных источников литературы
От личной нравственной ответственности
капитулянта не могут спасти и
ссылки на ущербность его «человеческой
природы», па внутреннее психологическое
принуждение. Все, что может быть
квалифицировано в качестве «врожденной
психологии» индивида, находится, согласно
экзистенциализму, за пределами нашего
«Я». Личность, как таковая, противостоит
своей «естественной
Рациональной осмотрительности и витальной трусости противостоит у Сартра мятежное безрассудство, берущее свое начало в непосредственности и аффективной категоричности восприятия.
Эта тема, как мы помним, была развернута Сартром в ходе обоснования категории «для-себя (бытие)». «Иррефлективное сознание» — эмоция-изготовка, коренящаяся в непосредственном восприятии окружающих событий,— и есть то содержание, которому «для-себя (бытие)» открыто в качестве «ничто». Оно (как и экстаз у Хайдеггера) есть единственный чистый источник, из которого может быть утолена наша жажда безусловного. Высшая нравственная обязанность личности состоит, согласно Сартру, в том, чтобы отнестись к обнаружениям «иррефлективного сознания» как к жизненным целеуказаниям: не просто раз-другой отдаться своему чувству, но и узаконить для себя данный способ поведения.
Если категория «в-себе (бытие)» в конкретных условиях 1942 г. представляла собой запрет, наложенный на капитулянтские увещевания, то категория «для-себя (бытие)» явилась санкцией стихийного и безрассудного протеста, «безумства храбрых»— этого.
В 50-е годы Сартр испытывает острую неудовлетворенность прежними работами, видит растущую непопулярность своего философского героя. В то же время Сартр не хочет отказаться от исходной идеи «Бытия и ничто», от мысли о трагическом разрыве между «в-себе» и «дли себя (бытием)».
Выход из затруднений он
ищет на пути, вообще характерном для
философского оппортунизма: пытается
отыскать некую «третью реальность»,
стоящую между внешним миром
и индивидуальной субъективностью
человека и как бы соединяющую
в себе черты обоих. Речь идет о
надындивидуальном сознании, не сводимом
к переживаниям отдельной изолированной
личности и в то же время не обладающем
абсолютной чуждостью «в-себе (бытия)»,
Сартр хочет открыть такие
формы взаимопонимания и
Обращение к этому богатому
историческому наследию, выводящему
далеко за пределы ситуационно-
В дальнейшем, однако, сама тема общественного сознания получает у Сартра все более субъективистскую и вульгарную интерпретацию. Как это свойственно буржуазной социологии вообще, Сартр редуцирует общественное сознание до сознания «группового», а транссубъективность мышления — до структур межличных отношений, устанавливающихся в группах. Отличие Сартра от академических западных социологов состоит лишь в том, что он проводит резкую демаркационную линию между «функционирующими» группами, включенными в более или менее стабильный общественный порядок (Сартр называет их «коллективами»), и «свободно тотализирующимися группами», которые возникают в ответ на социальные дисфункции.
Сартровский «коллектив» и «свободно тотализирующаяся группа», по сути дела, представляют собой всего лишь надындивидуальные воплощения двух основных типов человеческого поведения, известных экзистенциализму до обращения к проблематике общественного сознания. «Коллектив» — это собрание индивидов, ведущих «неподлинное существование», единых в своем приспособлении к обществу, в своем витальном страхе и склонности к детерминистскому оправданию поступков. «Свободно тотализирующаяся группа», напротив, представляет собой целостность, составленную из субъектов «подлинного существования», солидаризирующихся в своем неприятии наличного бытия, в стремлении действовать вопреки критериям благоразумия и целесообразности. Новое у Сартра состоит просто в признании того факта, что ни «подлинное», ни «неподлинное» существование нельзя вести в одиночку; что расчетливо-осмотрительный индивид так же нуждается в конвенции со своими единомышленниками, как индивид, безрассудный из принципа,— в известном групповом пафосе.
«Свободно тотализирующаяся
группа» интересует Сартра как гарант
того экстаза и авантюристической
активности, которые оказались непосильными
для изолированного индивида, героя
«Бытия и ничто». Только в слиянии
с группой (только посредством включения
в ее динамическую структуру) индивиду
удается сбросить с себя иго своей
малодушной рациональности и обеспечить
высвобождение
«Свободно тотализирующаяся
группа» принимает на себя всю
структуру «для-себя (бытия)», общество
же как совокупность объективных, не
зависящих, от сознания отношений и
связей противостоит ей как прямой
наследник и воплощение «в-себе (бытия)».
Группа, пишет Сартр, опирается на
«культурно-диалектическую динамику как
аппарат, сконструированный в противовес
всему царству практико-
«Свободно тотализирующаяся
группа» оказывается, иными словами,
организацией для осуществления
давнишней: экзистенциалистской мечты;
об освобождении от груза «вещественного»,
«инертного», «субстанциального», о
полном практическом преодолении спинозски-
В своих последних интервью Сартр заявляет, что не считает себя более мыслителем, который обладает правом учить и ориентировать массу, что единственно достойную интеллигента задачу он видит теперь в уяснении и выражении тех истин, которые радикализирующаяся масса сама открывает в своем жизненном опыте.
Список использованных источников и литературы
1. Буржуазная философия ХХ века/ Под ред. Митрохин Л.Н., Ойзерман Т,И. М.: Политиздат, 1974.- 335с.
2. Камю А., Сартр Ж.П. Сумерки богов, 1989.- 398с.
3. Вопросы философии [Текст]: научно – теоретич. журн. / учредитель Институт философии РАН. -М.: Наука, 1994.- ежемес., №11.