Философия Нигилизма Ницше

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 06:14, реферат

Краткое описание

Фридрих Вильгельм Ницше – немецкий мыслитель 19 века, создатель самобытного философского учения, которое носит, подчеркнуто неакадемический характер и поэтому имеет широкое распространение, выходящее далеко за пределы научно-философского сообщества. Фундаментальная концепция Ницше включает в себя особые критерии оценки действительности, которые ставят под сомнение базисные принципы действующих форм морали, религии, культуры и общественно-политических отношений. Будучи изложены в афористической манере, большинство трудов Ницше сложно поддаются толкованию и вызывают много споров.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические особенности философии нигилизма Ф.Ницше
1.1. Формирование личности Ницше и его философии
1.2. Философия нигилизма Ф.Ницше
Глава 2. Мифологические образы в работах Ф.Ницше
2.1. Сущность произведений Ницше
2.2. Новая этика и мораль в учениях Ницше
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Filosofia_nigilizma_Nitsshe.doc

— 103.50 Кб (Скачать файл)

В отношении познания, «воли к истине» Ницше опять же придерживается своего «прагматического» подхода, спрашивая «для чего нам нужна истина?» Для целей жизни истина не нужна, скорее иллюзия, самообман ведут человечество к его цели – самосовершенствованию в смысле расширения воли к власти. Но «свободные умы», избранные должны знать правду, чтобы мочь управлять этим движением. Эти избранные, имморалисты человечества, созидатели ценностей должны знать основания своих поступков, отдавать отчет о своих целях и средствах. Этой «школе» свободных умов Ницше посвящает многие свои произведения.

Желая освободить жизнь от подавляющего гнета разума, Ницше провозгласил переоценку всех ценностей, переход по ту сторону добра и зла. «Смерть бога», богоутрата, переживаемая человечеством, должна облегчить этот путь. Нет никого, кому мы обязаны отдавать отчет в своей жизни, кроме нас самих. Человечество может делать с собой все что хочет.

Жизнь есть только эксперимент познающего, а не его обязанность. На основании этой философии Ницше создал свой миф о сверхчеловеке - сильной личности, свободной от морали, смирения, открыто тянущейся ко злу как единственной силе созидания, смотрящей в лицо смерти с веселым трагизмом, движимой вперед волей к власти.

Ницше интересен еще и тем, что сформулировал своеобразную философию власти. Это понятие, подвергавшееся в истории философии беспрецедентным искажениям и фальсификациям; оно и по сей день остается объектом самых различных интерпретаций, в том числе и потому, что сам Ницше не особо заботился объяснить, что же все-таки он под ним понимает.

В немецкой философии присутствует термин воля к бытию, введенный Артуром Шопенгауэром. Этот термин Ницше трансформировал в волю к власти и тем самым обозначил новую область в определении природе власти, как таковой. Совершенно очевидно, что философский сценарий XX века во многом развивался по Ницше. Великий философ достаточно точно определил, что власть, опираясь на закон, выступая от имени закона, сама склонна этим законом пренебречь. Ницше выделил два типа людей, которые всегда будут нарушать закон. Первый тип - преступники вне закона, они находятся внизу, а закон над ними. Второй - люди над законом это представители власти. Сталину и Гитлеру законы были ни к чему. Ницше обнаружил сходство между этими двумя типами - нарушать закон, перешагивать через него в силу воли к власти. В свете Мировых войн и авторитарных режимов проблема, обозначенная Ницше более века назад приобретает особую актуальность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Мифологические образы в работах Ф.Ницше

2.1. Сущность произведений Ницше

Образность и метафоричность произведений Ницше позволяет выделить у него определенную мифологию:

Ницше исходит из двойственности культуры, где борются начала Аполлона и Диониса. Аполлон (греческий бог света) символизирует собой порядок и гармонию, а Дионис (греческий бог виноделия) — тьму, хаос и избыток силы. Эти начала не равнозначны. Тёмный бог древнее. Сила вызывает порядок, Дионис порождает Аполлона. Дионисийская воля (der Wille — в германских языках означает желание) всегда оказывается волей к власти — это интерпретация онтологической основы сущего. Ницше подобно Марксу испытал влияние дарвинизма. Весь ход эволюции и борьбы за выживание (англ. struggle for existence) не что иное, как проявление этой воли к власти. Больные и слабые должны погибнуть, а сильнейшие — победить. Отсюда афоризм Ницше: «Падающего толкни!», который следует понимать не в том упрощённом смысле, что не следует помогать ближним, но в том, что самая действенная помощь ближнему — дать ему возможность достигнуть крайности, в которой можно будет положиться только на свои инстинкты выживания, чтобы возродиться или погибнуть. В этом проявляется вера Ницше в жизнь, в её возможность самовозрождения и сопротивления всему роковому. «То, что не убивает нас, делает нас сильнее!»

Под учением Ницше следует понимать разновидность духовного упражнения, т.е. обновляющее повторение того, что уже много раз было повторено.

Жизнь – это полнота обновляющих себя повторений, и в этом смысле она противоречие.

Как от обезьяны произошел человек, так и в результате этой борьбы человек должен эволюционировать в Сверхчеловека. Разум и все так называемые духовные ценности — это всего только орудие для достижения господства. Поэтому сверхчеловек отличается от простых людей, прежде всего несокрушимой волей. Это скорее гений или бунтарь, чем правитель или герой. Подлинный сверхчеловек — это разрушитель старых ценностей и творец новых. Он господствует не над стадом, а над целыми поколениями. Однако воля не имеет поступательного движения вперёд. Её основными врагами являются собственные проявления, то, что Маркс называл силой отчуждения духа. Единственные оковы волевого человека — это его собственные обещания. Создавая новые ценности, сверхчеловек порождает культуру — Дракона или Духа тяжести, подобно льду, сковывающему реку воли. Поэтому должен прийти новый сверхчеловек — Антихрист. Он не разрушает старые ценности. Они исчерпали себя сами, ибо, утверждает Ницше, Бог мертв. Наступила эпоха европейского нигилизма, для преодоления которого Антихрист должен создать новые ценности. Смиренной и завистливой морали рабов он противопоставит мораль господ. Однако потом будет рождён новый Дракон и придет новый сверхчеловек. Так будет до бесконечности, ибо в этом проявляется вечное возвращение. Одним из основных критикуемых понятий в философии Ницше являлся decadence (декаданс).

Большинство читателей Ницше предполагают, что он полностью отвергает мораль. На самом деле он призывает к тому, чтобы мораль шла не из каких-то внешних источников: религия, законы, правила поведения и тому подобное, а была рождена внутри человека, его собственным сознанием. Когда она идёт от души, а не вследствие какого-либо принуждения, тогда она является истинной.

2.2. Новая этика и мораль в учениях Ницше

Критика религии и философии у Ницше полностью находится под властью этических мотивов. Он восхищается некоторыми качествами, которые, как он верил может быть и правильно, возможны только у аристократического меньшинства большинство, по его мнению, должно быть средством для возвышения меньшинства, большинство нельзя рассматривать как имеющее какие-то независимые притязания на счастье и благополучие. Обычно Ницше называет простых людей недоделанными и неполноценными bungled and botched и не возражает против того, чтобы они страдали, если это необходимо для создания великого человека. Так, вся важность периода 1789-1815 годов суммирована в Наполеоне. Наполеона сделала возможным именно революция - вот в чем ее оправдание. Нам следует желать анархического крушения всей нашей цивилизации, если его результатом было бы такое вознаграждение. Наполеон сделал возможным национализм вот такое извинение последнего. Почти все возвышенные надежды XIX века, пишет Ницше, обязаны своим возникновением Наполеону. Этика Ницше является этикой самооправдания ни в каком обычном смысле этого слова.

Он верит в спартанскую дисциплину и способность терпеть, так же как и причинять боль ради важной цели. Он ставит силу воли выше всего. Я оцениваю силу воли говорит он по количеству сопротивления, которое она может оказать, по количеству боли и пыток, которые она может вынести, и знаю, как обратить ее к ее собственной выгоде. Я не указываю на зло и боль существования пальцем укора, но, напротив, я питаю надежду, что жизнь может однажды стать еще более злой и еще более полной страданий, чем когда-либо.

Имеются всяческие практические аргументы, показывающие, что попытка достичь цели, которую ставил Ницше, на самом деле приведет к чему-то совсем другому. Потомственные аристократы дискредитированы. Единственной практически возможной формой аристократии является организация типа фашистской или нацистской партии. Подобная организация вызывает оппозицию и, вероятно, будет побеждена в войне но если она и будет побеждена, то она должна вскоре стать не чем иным, как полицейским государством, где правители живут в постоянном страхе быть убитым, а герои заключены в концентрационные лагери. В таком обществе доверие и честность подорваны доносами и предполагаемая аристократия сверхчеловеков вырождается в клику дрожащих трусов. Этическим вопросом, в противоположность политическому, является вопрос о сочувствии. Сочувствие выражается в том, что становишься несчастным из-за страданий других, и это до некоторой степени естественно для человеческого существа. Маленькие дети огорчаются, когда слышат, как плачут другие дети. Но развитие этого чувства у разных людей идет по-разному. Некоторые находят удовольствие в том, что причиняют страдание, другие, например Будда, чувствуют, что они не могут быть полностью счастливы до тех пор, пока какое-нибудь животное существо страдает. Большинство людей эмоционально делит человечество на друзей и врагов, сочувствуя первым, но не вторым. Такие этики, как христианская и буддистская, содержат в своей эмоциональной основе универсальное сочувствие, а этика Ницше - полное отсутствие сочувствия В целом сострадание парализует закон развития - закон селекции. Оно поддерживает жизнь в том, что созрело для гибели.

Проповеди Ницше часто направлены против сострадания, и чувствуется, что в этом отношении ему было нетрудно следовать своим заповедям. Человеческое, слишком человеческое вышло с посвящением памяти Вольтера, что одно уже могло вызвать скандал, и с подзаголовком Книга для свободных умов, хотя, как признается автор уже на первых страницах, когда мне это было нужно, я изобрел для себя и свободные умы таких умов нет и не было.

Однако он надеется, что наша Европа будет иметь среди своих сыновей завтрашнего и послезавтрашнего дня таких веселых и дерзких ребят. Книга эта, составленная из девяти отделов, каждый из которых анализирует аспекты человеческого бытия в мире, человеческого общества и человеческого сознания показывает, как мало в человеке и его жизни подлинного величия и свободы, как сильно закрепостил он себя многочисленными представлениями и предрассудками, сложившимися в моральные установления и как спокойны и беззубы его мысль, наука, выхолощено искусство. Все это только лишь человеческое. Всем этим человеческим связаны людские души, и потому, чтобы могли появиться вновь как когда-то существовавшие изначально, свободные умы, душа должна испытать, как решающее событие своей жизни испытать великий разрыв со всем этим безнадежно человеческим. Лучше умереть, чем жить здесь и это здесь , это дома есть все, что она любила доселе. Выпутываясь из тягчайшей антиномии мораль или свобода, Ницше предполагает, что традиционная мораль, извне предписывающая человеку целую систему запретов и декретов, могла опираться только на презумпцию несвободы. Выбор в пользу свободы диктуется взрывом внутренних сил человеческой души, воли. Этот первый взрыв силы и воли к самоопределению, самоустановлению ценностей, эта воля к свободной воле - приводит душу, в которой зреет свободный ум и нарастает все более опасное любопытство

Нельзя ли перевернуть все ценности И, может быть, добро есть зло А Бог - выдумка и ухищрение дьявола И, может быть, в последней своей основе все ложно Такие мысли обрекают свободный ум на томительное одиночество, но в нем видит Ницше единственный путь к зрелой свободе духа. Свободный ум живет уже вне оков любви и ненависти, вне да и нет, добровольно близким и добровольно далеким.

Огромное количество вещей он видит далеко под собой, они его не заботят и не касаются. Он становится господином над собой, над собственными добродетелями, прежде бывшими его господами, а теперь ставшими орудиями наряду с другими орудиями. Довольно, свободный ум знает отныне, какому ты должен он повиновался, и знает также, на что он теперь способен и что ему теперь - позволено Познав это, свободные умы познают теперь и свою задачу испытать душой и телом самые разнообразные и противоречивые бедствия и радости в качестве искателей приключений и путешественников вокруг того внутреннего мира, который зовется человеком, в качестве измерителей каждого выше, каждого сверхиного В сущности, речь идет о некоем аналоге коперниканской парадигмы Я, вращавшееся прежде вокруг объективного мира ценностей моральных, религиозных, научных, каких угодно - человеческих, отказывается впредь быть периферией этого центра и хочет само стать центром, самолично определяющим себе меру и качество собственной ценностной галактики. Таким образом, Ницше приходит к тому, что стать по-настоящему свободным умом значит, прочувствовав и испытав все человеческое, подняться над ним и обратиться в сверхчеловека. Поздний Ницше пишет уже книги, обращенные в пустоту, которую должен заполнить собой сверхчеловек. Отчаявшись встретить понимание у современников, он указывает в подзаголовках адрес своего читателя, столь же абсурдный, сколь и конкретный книга для всех и ни для кого, прелюдия к философии будущего. Неправильно было бы полагать, что это означает эти книги не для вас, мои современники. Но, как и в случае с Человеческим, слишком человеческим, книгой, которую Ницше адресовал свободным умам, которых он сам, же и выдумал, эти его книги не для сверхчеловека, ибо нет еще сверхчеловека, да они и не нужны будущему сверхчеловеку.

Они призваны разбудить того, в ком есть способность увидеть и преодолеть нищету человеческого, они указывают читателю желанный образ сверхчеловека, образ его мыслей и действий, образ его бытия в мире, его отношений с миром и с самим собой. А также путь становления сверхчеловека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

До 1917 года Ницше был в России одним из самых популярных западных мыслителей. После Октябрьской революции имя Ницше и его творческое наследие было заклеймено и проклято. В тридцатые годы возникла (и на долгие десятилетия осталось) злонамеренно ложная легенда о Ницше как провозвестнике и духовном истоке «фашистской идеологии». Отрицая христианскую мораль, представления о добре и зле, современное государство и его установления, Ницше предпринял героическую попытку создания оригинальной системы нравственных ценностей. Новую нравственность он декларировал на неравенстве господ и рабов, «сильных» и «слабых». Этот (и многие иные) постулаты Ницше сослужили ему недобрую службу: на основе отдельных сторон и его учения сложился миф о нем как идеологе германской экспансии и фундаторе нацистской идеологии.

 Ницше оказал огромное влияние на мировую культуру в целом. Его философскими эманациями дышит все наше столетие. Вопреки многократно декларированному мыслителем " имморализму " он выступил продолжателем старой традиции немецкой духовности, прежде всего ее философии и литературы, находившей свое выражение в самой строгой нравственности. В качестве моралиста Ницше (в личности которого, по свидетельствам современников, было много " святости ") выступает наследником и продолжателем Лютера, Лессинга, Гете и Канта.

Подводя итоги можно сказать, что нигилистическое учение Ницше рассказывает нам о:

- о «физиологическом вырождении», «испорченности» человечества;

- о «гибели христианства от  его морали»;

- о «невозможности провести  до конца толкование мира»;

- о «упадке» науки и философии;

- о «саморазложении», «антинаучности»  современного естествознания;

- о «ничтожестве» политического  и экономического «образа мыслей»  в «анархизме» и «национализме».

Суть нигилистического учения Ницше сводится к тому, что все происходящее (происходившее и то, что еще произойдет) в мироздании, на Земле, в истории, в человеческом обществе, индивидуальном уме абсолютно бессмысленно, бесцельно и напрасно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Философия Нигилизма Ницше