Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 15:26, контрольная работа
Николай Кузанский является крупнейшим европейским мыслителем XV века, одним из видных гуманистов эпохи Возрождения и родоначальником итальянской натурфилософии.
Введение
1. Вехи жизни и творчества Николая Кузанского
1.1. Начало пути
1.2. Церковно-политическая деятельность Николая Кузанского
1.3. Гуманисты и Николай Кузанский
1.4. Естественные науки в творчестве Кузанского
1.5. Философия в творчестве Кузанского
2. Философия Николая Кузанского
2.1. Проблема соотношения бога и мира
2.2. "Максимум", "Неиное", "Бытие-Возможность"
2.3. Понятия "развертывания" и "свертывания"
2.4. Проблема бесконечности и новая космология
2.5. Человек микрокосма - наиболее совершенное подобие природы и бога
2.6. Познание
2.7. Вера и знание
2.8. Интуиция и бесконечность познания
Заключение
Список использованной литературы
Гармония
мира находит свое выражение и
в человеке - величайшем из божественных
творений, в существе, которому суждено
познать бога и созданный им прекрасный
мир. Антопология и гносеология Николая
Кузанского теснейшим образом связаны
с его пантеистической онтологией и космологией.
2.5. Человек микрокосма - наиболее совершенное подобие
природы
и бога
Человеческая
природа рассматривается
Характерное для всего сущего совпадение противоположностей находит свое отражение и в человеческой природе. Соотношение "свернутого" в боге максимума и "развернутой в космосе ограниченной бесконечности отражается и "малом" мире" человеческой природы. "Она такова, - утверждает Кузанский, - что, будучи возведена в соединение с максимальностью, становится полнотой всех всеобщих и отдельных совершенств таким образом, что в человечестве все возведено в высшую степень" [5, с. 55].
Но эта "полнота совершенства" есть на что иное, как божественность. Она может быть свойственна лишь человеческой природе в целом, а не отдельному человеку. Человек, поднявшийся до "соединения с максимальностью", "был бы человеком так же, как и богом, и богом так же, как и человеком", он может мыслиться только в качестве богочеловека [3, с. 63].
Подобное соединение божественной и человеческой природы возможно только в "сыне божием", богочеловеке - Христе. Так учение Николая Кузанского о человеке сливается с его христологией. Христология Николая Кузанского неразрывно связана с его учением "о свертывании и развертывании" божественного начала, о совпадении противоположностей - бесконечного максимума и конечной природы - с пантеистическими тенденциями его философии.
Совершенная, абсолютная человеческая природа Христа есть "свертывание" человеческой природы, подобно тому, как космос в "свернутом" виде содержится в боге. Поскольку сущность человека воплощена во Христе, то человек бесконечен; поскольку эта сущность ограничена в каждом отдельном индивиде, человек конечен. Следовательно, по Кузанскому, человек - конечно-бесконечное существо [2, с. 98].
Тенденция
к отождествлению Иисуса с человечеством
позволяет Кузанскому при анализе микрокосма
сместить акцент с идеи сотворенности
человека, что было присуще церковному
учению, на идею творческой активности
человека. Человек в представлении философа
не столько творение, сколько творец; именно
в этом видит Кузанский уподобление человека
богу. С особой силой эта мысль выражена
в рассуждениях о свойствах человеческого
ума, способного подняться к бесконечному
постижению мира на путях его познания.
2.6.
Познание
Совершенно в духе передовых мыслителей Возрождения Кузанский видит цель в познании, духовном освоении мира: "Всякий разумный дух стремится к познанию. Ибо познание есть жизнь ума, та цель, к которой он стремится..." [2, с. 99]. Возможность познания заложена в самой природе человеческого разума. "Благородное подобие бога", человеческий ум именно в своей познавательной деятельности осуществляет свое предназначение. Если бог "развертывает" из себя мир, то человеческий разум развертывает из себя "предметы рассудка" [2, c. 103]. Это, однако, не означает, что по Николаю Кузанскому, в человеческом разуме уже заключены заранее готовые понятия, что знание предшествует ощущению внешнего мира. "Развертывание" не есть и субъективное "творение" понятий, речь идет о прирожденной человеку - по самой человеческой природе - способности суждения. Осуществить эту способность, "развернуть" ее человек может только при соприкосновении с миром природы - этой божественной книги, в которой бог раскрыл себя человеческому знанию.
Ум человека, единый по своей природе, обладает способностями [5, с. 56], низшей из которой является ощущение с воображением. Эти способности принадлежат единому по своей природе уму или духу.
Начало процесса познания невозможно без чувственного пробуждения. На основе ощущений с помощью рассудка разум составляет себе понятие о вещах. Воздействие вещей на ум человека через ощущения возможно благодаря наличию в человеческом организме некоего жизненного "духа" - телесной субстанции, связывающей по представлениям средневековой медицины и физиологии, ощущения с разумной способностью человека [3, c. 65].Воображение служит посредствующей ступенью между ощущением и рассудком. Рассудок есть проявление активной способности человеческого разума. Будучи тесно связан с телом как орудием познания, рассудок осмысляет полученные ощущением внешние впечатления и позволяет, путем их логического различения и сопоставления, прийти к более глубокому пониманию сути вещей. Однако и рассуждение не способно дать полноты знания. К постижению истины ведет разумная высшая способность человека - его разум, способный к интуитивному постижению. Он возвышается над рассудочной деятельностью. Если рассудок не может идти выше и дальше знания конечного мира вещей, то функция разума - высшее знание сущности вещей и явлений, познание бесконечности. Рассудочное знание не может постичь бесконечной сущности мира, оно не может постичь совпадения противоположностей в "свернутой" природе максимума.
Онтологическому учению Кузанца о боге и космосе и их диалектической связи соответствует и его гносеологическое представление о предмете познания. "Существует лишь один объект для духовного видения и чувственного зрения, - утверждает Кузанский, - первое видит то, как он существует в себе, второе - как он познается посредством знаков. Единый объект есть "Сама Возможность" [3, с. 65].
Итак, единый и единственный объект познания - пантеистически понятый и истолкованный бог, трактованный в неразрывном единстве с чувственно воспринимаемым миром природы [2, с. 100].
Чувственная познавательная способность направлена на "некий чувственный предмет", но это - "тот же объект", но познаваемый "только тем способом, которым он становится известным чувству посредством видимых знаков".
Эти
рассуждения Николая Кузанского
содержат постановку проблемы сущности
и явления. Интеллектуальным познанием
постигается сущность вещей, отождествляемая
с "Самой Возможностью" (Бытие-Возможность,
Неиное). Максимум в других сочинениях
Кузанца, определяющего этими понятиями
бога как бесконечную сущность вещей.
Поскольку сущность вещей есть бесконечность,
в которой совпадают противоположности,
процесс познания рассматривается как
раскрытие этого совпадения, как восхождение
от знания конечных вещей к постижению
их бесконечной сущности.
2.7.
Вера и знание
С пантеизмом Николая Кузанского связано и решение им важнейшего для средневековой и ренессансной философской мысли вопроса о соотношении веры и знания.
В основе учения Николая Кузанского о соотношении веры и знания лежит представление о космосе, природе как "божественной книге", в которой бог "раскрывает" себя человеческому знанию, и о боге как "свернутом" начале Вселенной [3, с. 66]. Поэтому здесь нельзя ограничиться простым приведением высказываний философа о приоритете веры.
Вера есть путь постижения бога в нем самом в "свернутом" виде. Но познание "развернутого" мира, более того, познание бога, в результате чего человеческий разум достигает объекта, переходя от конечных вещей к бесконечной сущности, - есть дело разума, и верой оно заменено быть не может.
Николай
Кузанский еще сформулировал
учения о "двух книгах" (Писания
и Природы) как соответственно объектах
веры и знания. И именно через
познание "книги природы", по Кузанцу,
идет путь подлинного разумного знания,
не смешиваемый с путем веры.
2.8.
Интуиция и бесконечность познания
Неполному и недостоверному чувственному и рассудочному знанию Кузанский противопоставляет не веру, а высшее интеллектуальное созерцание, дающее понимание совпадения противоположностей в единстве, когда "в своей простоте ум все созерцает, как бы свою величину в одной точке, и все - вне всякой слаженности из частей, и не так, что одно есть это, а другое - иное, а так, что все есть и одно есть все" [4, с. 188]. Это знание определяется у Николая Кузанского как интеллектуальное видение или интеллектуальная интуиция, противопоставляемая рассудочному формально-логическому знанию как средству, недостаточному для охватывания бесконечности и совпадению противоположностей. Это "постижение непостижимого", познание "невидимым образом" не отождествляется с мистическим экстазом: в нем подчеркивается, прежде всего, его интеллектуальный характер [3, с. 67].
Интеллектуальная интуиция рассматривается в философии Николая Кузанского как "ученое незнание", выступающее в данном случае не в качестве предпосылки, а в качестве итога процесса познания. Ученое незнание есть именно "ученое". И оно есть именно "знание", но знание того, что истина не дана в готовом виде, что постижение истины есть процесс. Оно есть "знание того, что существует абсолютно несоизмеримое" [2, с. 130]. И оно есть именно знание, а не религиозный экстаз.
Процесс постижения истины есть бесконечное движение к ней. Познание бесконечно из-за бесконечности объекта, и потому, что оно никогда не может быть завершено. И сама истина рассматривается в философии Кузанца как объективная, но недостижимая в своей полноте цель усилий разума. Ибо познание никогда не сможет остановиться: истина неисчерпаема. "Разум так же близок к истине, как многоугольник к кругу, ибо, чем больше число углов вписанного многоугольника, тем более он приблизится к кругу, но никогда не станет равным кругу" [4, с. 10].
В
этом гениальном образе содержится глубочайшая
мысль о бесконечности
Бесконечный
процесс познания, бесконечное приближение
вписанного многоугольника к кругу
завершается в философии
Характерно,
что свою мысль об относительности
человеческих знаний - "предположений"
- Николай Кузанский
Необходимым
условием приближения к истине в
философии Николая Кузанского становится
путь математизации знания. И здесь,
несмотря на следы пифагорейской
мистики чисел, нашла свое отражение
глубочайшая мысль о
Заключение
Основное содержание творчества Николая Кузанского было плодотворным и прогрессивным для развития философии. Кузанский, испытавший влияние развивающегося естествознания, а также гуманизма Возрождения, был сам выдающимся представителем естественнонаучной и гуманистической мысли той эпохи.
Прогрессивное значение его творчества определяется той ролью, которую Кузанский сыграл в истории диалектики.
Именно диалектическое учение Николая Кузанского о совпадение противоположностей нашло свое продолжение и развитие в философии немецкого классического идеализма конца XVIII - начала XIX веков. Диалектичность философии Николая Кузанского позволила ему сделать шаги к материализму. Эти шаги, не будучи последовательными, привели философа к пантеизму, заключавшему в себе известную материалистическую тенденцию.
Именно
понимание бога как "свернутого"
и мира как "развернутого" максимума
нашло свое продолжение в