Философия Нового времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 12:37, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы: изучить философские мысли Нового времени. Исходя из поставленной цели, определяются задачи: определить, что есть эмпиризм и рационализм; обратиться к их основоположникам и сторонникам; описать основные социально-политические концепции в философии Нового времени.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Эмпиризм философии Нового времени……………………………………. .4
2. Рационализм философии Нового времени…………………………………. 9
3. Практическое задание ……………………………………………………...13
Заключение……………………………………………………………………...15
Список литературы……………………………………………………………..16

Вложенные файлы: 1 файл

кр Философия.doc

— 93.00 Кб (Скачать файл)

● Первое — никогда не принимать за истинное ничего, что  я не признал бы таковым с очевидностью, т.е. тщательно избегать поспешности  и предубеждения и включать в  свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и отчетливо, что никоим образом не сможет дать повод к сомнению.

● Второе — делить каждую из рассматриваемых мною трудностей на столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить.

● Третье —  располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов  простейших и легкопознаваемых, и  восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди  тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу.

● Четвертое, —  последнее правило, делать всюду  перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено.

При применении этого метода выстраивается дедуктивная  цепь суждений. Если в этой цепи опущено хотя бы одно звено, цепь разрывается. Чтобы этого не произошло, целесообразно время от времени последовательное перечислять все звенья дедукции — составлять называемую энумерацию. Четвертое правило предполагает энумерацию.

Но хотя дедукция, о которой речь идет у Декарта, это не аристотелевская силлогистика, она, как всякая дедукция, есть умозаключение от общего. Отсюда Декарт и приходит к тому, что у человека, как уже было сказано, есть врожденные идеи, которые изначально присущи разуму. Причем эти врожденные идеи, согласно Декарту, проявляют себя, прежде всего, в математике. Это то, что называют ее аксиомами, к примеру, что через две точки можно провести только одну прямую, или что две величины, равные третьей, равны между собой. Но, чтобы довести эти идеи до ясного сознания, согласно Декарту, необходимо размышление и сомнение. Здесь следует вновь напомнить о месте сомнения в учении Декарта, которое у него играет положительную, конструктивную роль, т. е. служит для того, чтобы отсечь ложные представления и прийти к представлениям истинным. Причем сомнению должны быть подвергнуты самые основы человеческого познания — существование мира и самого познающего субъекта. «Я сомневаюсь, — говорит Декарт, — следовательно, я мыслю, а если я мыслю, значит я существую».

Философия Декарта  привела к завершению или почти  к завершению дуализма ума и материи, который был начат Платоном и  развивался большей частью по религиозным  причинам христианской философией. Если не учитывать любопытные труды о  шишковидной железе, которые оставили последователи Декарта, картезианская система изображает два параллельных, но независимых друг от друга мира: мир ума и мир материи, — каждый из которых можно изучать безотносительно к другому. То, что ум не приводит в движение тело, было новой идеей, высказанной в явном виде Гейлинксом, а в скрытом виде — Декартом. Это имело то преимущество, что давало возможность сказать, что тело не движет умом.

Учение Декарта  развил нидерландский философ Бенедикт (Барух) Спиноза (1632—1677), противопоставивший дуализму Декарта принцип монизма. В отличие от Декарта, Спиноза отрицает существование врожденных идей, признавая у человека наличие врожденной способности приобретать знания. Человеческое исследование мира начинается с чувственного, ограниченного, а потому и неясного представления вещей. Чувственное познание обычно ведет к субъективным ассоциациям и к неотчетливым и односторонним идеям, «универсалиям». К числу «плохих» Чувственные идеи — результат контактов человеческого тела с окружающими предметами; они заключают в себе не только природу внешних тел, но и природу самого человеческого тела. Именно это вносит в чувственные идеи «смутность». Кроме того, связь образов, получаемых на основе чувственного познания, более или менее случайна. В этой связи в «Этике» Спиноза говорит, что большинство философских разногласий возникает «или вследствие того, что люди неправильно выражают свои мысли, или вследствие того, что неверно истолковывают другие».

Второй уровень  познания — рациональное познание. Рационально-разумное и прежде всего математико-геометрическое знание лишено, согласно Спинозе, каких-либо элементов субъективизма (в отличие от чувственного знания). Если деятельность представления, первого рода познания, подчиняется случайным ассоциациям, то деятельность разума совершается согласно строгим законам логического следования. Рациональное познание позволяет дать более глубокое знание о вещах, об их внутреннем, ненаглядном содержании. «Вещь тогда постигается, когда она усваивается помимо слов и образов», ибо «невидимые вещи и те, которые суть объекты только духа, могут быть видимы не иными какими очами, как только посредством доказательств».

Учению Спинозы о единой субстанции, модусами которой являются все единичные  вещи и существа, немецкий философ Г. Лейбниц (1646 —1716) противопоставил учение о множественности субстанций. Тем самым Лейбниц попытался, провести в рационалистической метафизике XVII века восходящее к Аристотелю номиналистическое представление о реальности единичного. Плюрализм субстанций Лейбниц сознательно противопоставил пантеистическому монизму Спинозы. Самостоятельно существующие субстанции получили у Лейбница название монад. Согласно Лейбницу, монада проста, то есть не состоит из частей, а потому неделима. Но это значит, что монада не может быть чем-то материально-вещественным, не может быть протяженным, ибо все материальное, будучи протяженным, делимо до бесконечности. Не протяжение, а деятельность составляет сущность каждой монады. Но в чем же состоит эта деятельность? Как поясняет Лейбниц, она представляет собой именно то, что невозможно объяснить с помощью механических причин: во-первых, представление, или восприятие, и, во-вторых, стремление. Представление идеально, а потому его нельзя вывести ни из анализа протяжения, ни путем комбинации физических атомов, ибо оно не есть продукт взаимодействия механических элементов. Остается допустить его как исходную, первичную, простую реальность, как главное свойство простых субстанций. Деятельность монад, по Лейбницу, выражается в непрерывной смене внутренних состояний, которое мы можем наблюдать, созерцая жизнь собственной души.

 

 

3. Практическое  задание

Задание: Назовите основные социально-политические концепции в философии Нового времени, перечислите сходства и различия концепций Т. Гоббса и Дж. Локка по вопросам о государстве и о правах и свободах личности.

Ответ: Социально – политические концепции в философии Нового времени получили наиболее полное развитие в философских системах английских мыслителей Томаса Гоббса и Джона  Локка. Основным социальным фактором, повлиявшим на формирование воззрений Т. Гоббса и Дж. Локка на общество и государство, была история английской буржуазной революции XVII века, закончившаяся компромиссом дворянства и буржуазии.

Томас Гоббс (1588 – 1679) выделяет в развитии общества два состояния: естественное и гражданское. В естественном состоянии люди действуют согласно законам природы, они  подчиняются своим страстям. В этом состоянии каждый хочет не только сохранить свою свободу и жизнь, но еще и приобрести господство над другими. Из-за постоянных конфликтов между людьми возникает состояние «войны всех против всех». Победителей в этой войне не может быть. Поэтому возникает насущная необходимость перейти к состоянию гражданскому. Сильная централизованная власть - главный признак гражданского состояния. Для того чтобы создать общество, надо получить на это согласие людей, которое должно быть закреплено совместным договором. Прочность договора обеспечивается формированием общественной власти, которая призвана держать в узде всех членов общества и направлять их действия к общественному благу. Общественная власть наделяется полномочиями управлять другими людьми на основе того, что все члены общества добровольно отреклись от прав владеть самими собой и отдали их представительному органу. Государство, в свою очередь, призвано поставить на место законов природы законы общества. Этим оно ограничивает общественные права гражданским правом.

Вот почему гражданские  права являются естественными правами, перенесенными в государство. Гоббс различает 3 вида государственной власти: демократию, аристократию и монархию. Абсолютную монархию он считал наилучшей формой, так как, по его мнению, власть в стране должна быть абсолютной, суверенной и единой.

Джон Локк (1632 - 1704) вслед за Гоббсом рассматривает государство как продукт взаимного соглашения людей, но на первый план ставит моральные критерии поведения людей в обществе, а правовые и юридические отодвигает на второй план. Он является одним из основателей либерализма. Подобно Гоббсу, Локк исходит из естественного состояния общества. Но естественным состоянием он считает царство свободы и равенства, в котором все люди свободно распоряжаются своей жизнью и имуществом. Право на жизнь, свободу и собственность, приобретенную своим трудом - основные неотчуждаемые права человека считал Локк. Основной целью людей при установлении государства по взаимному соглашению является сохранение их неотъемлемых прав и свобод, полного отказа от них при заключение договора быть не может. Отсюда Локк делает вывод, что власть правителя не может быть абсолютной. Локк впервые в истории высказал мысль о разделении власти на законодательную, исполнительную и федеративную.

Законодательная власть (парламент) осуществляет право  издавать законы, исполнительная (правительство) – проводить законы в жизнь, а федеральная (король и министры) занимается вопросами внешней политики. Законодательная власть должна преобладать. Социально-политические концепции Т. Гоббса и Дж. Локка оказали огромное влияние на общественно-политическую мысль Европейского Просвещения и получили свое дальнейшее развитие в трудах философов этой эпохи.

 

Заключение

XVI-XVII века - время,  обозначившее крупные перемены  в жизни Европы. Сдвиги в образе  жизни, системе ценностей, духовном  мироощущении - все это нашло свое отражение в философии. Научная революция определила характер и направленность философской мысли.

Изменение содержания и статуса философии - философия  как бы вошла в новый мир, мир  с иным местоположением самого человека в его отношении к природе, обществу, самому себе и Богу. Преобразился сам стиль философствования, который стал более близок к общепринятым методам исследования.

В философии  Нового времени преобладает гносеологическая установка, т.е. считается, что доступ к пониманию мира открывает познание. Так же для этого времени очень характерен преобладающий интерес к методам, способам познания.

Бэкон и Декарт обозначили наличие и соперничество  двух крупнейших течений в европейской  философии XVII века: эмпиризма и рационализма. Представители эмпиризма (Бэкон) считали единственным источником знаний ощущения, опыт. Сторонники рационализма (Декарт) превозносят роль разума и принижают роль чувственного познания. То есть, эмпиризм подчеркивает, что важнейшим источником знаний является живой чувственный опыт, а рационализм в качестве важнейшего источника знаний полагает деятельность человеческого разума. Таким образом, цель данной контрольной работы: изучение философской мысли Нового времени, достигнута.

Под влиянием этих изменений расширилась и социальная база философии, её аудитория; она начала использоваться  в качестве духовного оружия общественных классов и групп.

 

Список литературы

  1. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. — 7-е изд., перераб. и доп. — М.: Республика, 2001. — 719 с.
  2. Ильин В.В. История философии: Учебник для вузов / В.В. Ильин. - С-Пб.: Питер, 2005. – 732 с.
  3. Ильин В.В. История философии: Учебник для вузов / В.В. Ильин. - С-Пб.: Питер, 2005. – 732 с.
  4. Лавриненко В.Н. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриенко, проф. В.П. Ратникова. - М.: ЮНИТИ, 2001.- 584 с.
  5. Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии (общий курс): Учебное пособие / С.Н. Мареев, Е.В. Мареева. - М.: Академический Проект, 2004. – 880 с.
  6. Спиркин А.Г. Философия: Учебник / А.Г. Спиркин. - М.: Гардарики, 2002. – 736 с.
  7. Гуманитарные науки «H-Sciences» [Электронный ресурс] // Сайт лекций по основным направлениям гуманитарной мысли. – Электр. дан. – М., 2012. Режим доступа: http://h-sciences.ru/philosophy/85-5-evropejskaya-filosofiya-novogo-vremeni.html, свободный. – Загл. с экрана. – (дата обращения: 09.11.12).
  8. Рассел Б. История западной философии [Электронный ресурс] / Б. Рассел. – Электрон. дан. - С-Пб.: Питер, 2002. - Режим доступа: http://www.i-u.ru, свободный. – Загл. с экрана. – (дата обращения: 09.11.12).
  9. Экономико-правовая библиотека «Vuzlib» [Электронный ресурс] // Сайт экономико-правовой библиотеке. – Электр. дан. – М., 2012. Режим доступа: http://www.filosofy.vuzlib.org/txt-books_4.html, свободный. – Загл. с экрана. – (дата обращения: 12.11.12).

Данная работа скачена  с сайта http://www.vzfeiinfo.ru ID работы: 42588


Информация о работе Философия Нового времени