Философия Платона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 13:11, доклад

Краткое описание

Гуманистическое направление в философии, возникшее в V в., привело к созданию великого синтезирующего учения – философии Платона. Это была не первая синтезирующая философий греков, до Платона такими качествами обладала философия Демокрита. Однако философия Демокрита была синтезом философии природы в начальный период развития этой науки, а философия Платона выявила новую гуманистическую ориентацию.

Вложенные файлы: 1 файл

философия платон.docx

— 38.85 Кб (Скачать файл)

чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны;

любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна и т.д.);

весь мир является отображением чистых идей (эйдосов).

Также Платон выдвигает  философское учение о триаде, согласно которому все сущее состоит из трех субстанций: «единого»; «ума»; «души»[11] .

«Единое»: является основой всякого бытия; не имеет  никаких признаков (ни начала, ни конца, ни частей, ни целостности, ни формы, ни содержания, и т.д.); есть ничто; выше всякого бытия, выше всякого мышления, выше всякого ощущения; первоначало  всего – всех идей, всех вещей, всей явлений, всех свойств (как всего  хорошего с точки зрения человека, так и всего плохого).

«Ум»: происходит от «единого»; разделен с «единым»; противоположен «единому»; является сущностью всех вещей; есть обобщение всего живого на земле.

«Душа»: подвижная  субстанция, которая объединяет и  связывает»единое – ничто» и «ум – все живое», а также связывает между собой все вещи и все явления; также согласно Платону душа может быть мировой и душой отдельного человека; при гилозоическом (одушевленном) подходе душу могут иметь также вещи и неживая природа; душа человека (вещи) есть часть мировой души; душа бессмертна; при смерти человека умирает только тело, душа же, ответив в подземном царстве за свои земные поступки, приобретает новую телесную оболочку; постоянство души смена телесных форм – естественный закон Космоса.

Касаясь гносеологии (учения о познании), Платон исходит  из созданной им идеалистической  картины мира:

поскольку материальный мир является всего лишь отображением «мира идей», то предметом познания должны стать прежде всего «чистые идеи»;

«чистые идеи» невозможно познать с помощью чувственного познания (такой тип познания дает не достоверное знание, а лишь мнение – «докса»);

высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные – образованные интеллектуалы, философы, следовательно, только они способны увидеть и  осознать «чистые идеи».

Особую роль в  своей философии Платон уделил проблеме государства (что было нетипично  для предшественников – «досократиков» Фалеса, Гераклита и др., которые занимались поисками первоначала мира и объяснением явлений окружающей природы, но не общества). Платон выделяет семь типов государства: идеальное «государство будущего», которого пока не существует и в котором отпадает необходимость в государственной власти и законах, и шесть типов ныне существующих государств. Среди шести существующих типов Платоном указываются[12] :

монархия – справедливая власть одного человека;

тирания – несправедливая власть одного человека;

аристократия –  справедливая власть меньшинства;

олигархия – несправедливая власть меньшинства;

демократия –  справедливая власть большинства;

тимократия – несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии.

Поскольку тирания, олигархия и тимократия являются несправедливыми формами государства, а демократия – власть большинства – редко бывает справедливой и, как правило, вырождается в тиранию, олигархию или тимократию, двумя стабильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия.

Также Платон выдвигает  собственный план государственного устройства, согласно данному плану[13] :

все население государства (полиса) делится на три сословия – философы, воины, работники;

работники (крестьяне  и ремесленники) занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью;

воины занимаются физическими  упражнениями, тренираются, поддерживают в государстве порядок, в случае необходимости – участвуют в военных действиях;

философы (мудрецы) – разрабатывают философские  теории, познают мир, учат, управляют  государством;

философы и воины  не должны иметь частной собственности;

жители государства  вместе проводят свободное время, вместе едят (проводят трапезы), вместе отдыхают;

не существует брака, все жены и дети общие;

допускается и приветствуется труд рабов, как правило, варваров, захваченных  в плен.

В дальнейшем Платон пересмотрел некоторые идеи своего проекта, допустив небольшую частную  собственность и личное имущество  для всех сословий, однако другие положения  данного плана были сохранены.

Историческое значение философии Платона в том, что:

впервые философом  оставлено целое собрание фундаментальных  произведений;

положено начало идеализму как крупному философскому направлению (так называемая «линия Платона» - противоположность материалистической «линии Демократа»);

впервые глубоко  исследованы проблемы не только природы, но и общества – государство, законы и т.д.;

были заложены основы понятийного мышления, произведена  попытка выделить философские категории (бытие – становление, вечное –  временное, покоящееся – движущееся, неделимое – делимое и др.);

была создана  философская школа (Академия), просуществовавшая  около 1000 лет, где выросли многие видные последователи Платона (Аристотель и др.).

Заключение

Платон учил, что  за изменяющимся миром феноменов  стоит неизменный мир сущности, который  он называл миром Идей. Но душа человека заключена в ловушке тела, поэтому  он обычно убежден, что мир феноменов  и является истинной реальностью. Изначально человеческая душа жила в мире Идей, но, поселившись в теле, отделилась от него. Поэтому душа постоянно  стремится в мир Идей, который  и является истинной реальностью. Для  Платона знание Идей есть не что  иное, как воспоминание души о том, что она знала до того, как поселилась в теле[14] .

Этика Платона включает в себя идеи Красоты, Истины и Добра, причем доминирующее положение занимает идея блага. Платон выделял четыре добродетели, которыми должен обладать человек: мудрость, мужество, умеренность и справедливость.

Он утверждал, что, в особенности правители, должны быть философами и обладать добродетелью мудрости и пониманием Идеи Блага. Согласно Платону, Идея Блага является источником всех добродетелей. Унаследовав сократов дух, Платон стремился к познанию абсолютной ценности.

Академия Платона  – религиозно-философская школа, созданная Платоном в 387 г. в природе Афин и просуществовавшая около 1000 лет (до 529 г. н.э.). Наиболее знаменитыми воспитанниками академии являлись: Аристотель (учился у Платона, основал собственную философскую школу – Ликей), Ксенокрит, Кракет, Арксилай. Клитомах Карфагенский, Филон из Ларисы (учитель Цицерона). Академия была закрыта в 529 г. византийским императором Юстинианом как рассадник язычества и «вредных» идей, однако за свою историю успела добиться того, что платонизм и неоплатонизм стали ведущими направлениями европейской философии.

Список  литературы

Алексеев П.В., Панин  А.В. Философия. – М.: 2002.

Асмус В.Ф. Платон. – Киев: 2003.

Бoгoмoлoв A.C. Aнтичнaя филocoфия. – М.: Изд-вo Mocкoвcкoгo yнивepcитeтa, 2005.

Bвeдeниe в филocoфию: Учeбник для вyзoв. B 2 ч. Ч.1 / Пoд oбщ. peд. И.T.Фpoлoвa. – M.: Пoлитиздaт, 2003.

Горбачев В.Г. История  философии: [Краткий курс лекций]: Учеб. пособие для высш. и сред. спец. Учеб. заведений/Горбачев В.Г.-[3-е изд., перераб. и доп.]. – Брянск: 2000. – 336 с.

Желязкова Т.М. Платон. Философия. История философии. Общие вопросы философии. – Спб.: 2005.

Лосев А.Ф. Жизненный  и творческий путь Платона / Платон, собр. соч., Т.1, . – М.: 1990.

Материалы сайта http://www.helpeducation.ru/

Поппер К. Открытое общество и его враги, Т.1, Чары Платона. – М.: 2002.

Радугин А.А. Философия (курс лекций). – М.: 2000.

Смирнов И.Н., Титов  В.Ф. Философия. – М.: 2000.

Современный философский  словарь. – М.: 2003.

Спиркин А.Г. Философия. – М.: 2001, 735 с.

Федоров Р.Д. Введение в философию. В2-х. – М.: 2002, 357 с.

Философия // Под ред. В.П.Кохановского. – Ростов: 2003.

Философский словарь // Под ред. И.Т. Фролова. – М.: 2002.

Философский энциклопедический  словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1983, 840 с.

Хрестоматия по истории  философии. Т.1, 2, 3. – М., 1997.

Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. – М., 1999.


Информация о работе Философия Платона