Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 13:11, доклад
Гуманистическое направление в философии, возникшее в V в., привело к созданию великого синтезирующего учения – философии Платона. Это была не первая синтезирующая философий греков, до Платона такими качествами обладала философия Демокрита. Однако философия Демокрита была синтезом философии природы в начальный период развития этой науки, а философия Платона выявила новую гуманистическую ориентацию.
чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны;
любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна и т.д.);
весь мир является отображением чистых идей (эйдосов).
Также Платон выдвигает философское учение о триаде, согласно которому все сущее состоит из трех субстанций: «единого»; «ума»; «души»[11] .
«Единое»: является основой всякого бытия; не имеет никаких признаков (ни начала, ни конца, ни частей, ни целостности, ни формы, ни содержания, и т.д.); есть ничто; выше всякого бытия, выше всякого мышления, выше всякого ощущения; первоначало всего – всех идей, всех вещей, всей явлений, всех свойств (как всего хорошего с точки зрения человека, так и всего плохого).
«Ум»: происходит от «единого»; разделен с «единым»; противоположен «единому»; является сущностью всех вещей; есть обобщение всего живого на земле.
«Душа»: подвижная субстанция, которая объединяет и связывает»единое – ничто» и «ум – все живое», а также связывает между собой все вещи и все явления; также согласно Платону душа может быть мировой и душой отдельного человека; при гилозоическом (одушевленном) подходе душу могут иметь также вещи и неживая природа; душа человека (вещи) есть часть мировой души; душа бессмертна; при смерти человека умирает только тело, душа же, ответив в подземном царстве за свои земные поступки, приобретает новую телесную оболочку; постоянство души смена телесных форм – естественный закон Космоса.
Касаясь гносеологии (учения о познании), Платон исходит из созданной им идеалистической картины мира:
поскольку материальный мир является всего лишь отображением «мира идей», то предметом познания должны стать прежде всего «чистые идеи»;
«чистые идеи» невозможно познать с помощью чувственного познания (такой тип познания дает не достоверное знание, а лишь мнение – «докса»);
высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные – образованные интеллектуалы, философы, следовательно, только они способны увидеть и осознать «чистые идеи».
Особую роль в своей философии Платон уделил проблеме государства (что было нетипично для предшественников – «досократиков» Фалеса, Гераклита и др., которые занимались поисками первоначала мира и объяснением явлений окружающей природы, но не общества). Платон выделяет семь типов государства: идеальное «государство будущего», которого пока не существует и в котором отпадает необходимость в государственной власти и законах, и шесть типов ныне существующих государств. Среди шести существующих типов Платоном указываются[12] :
монархия – справедливая власть одного человека;
тирания – несправедливая власть одного человека;
аристократия – справедливая власть меньшинства;
олигархия – несправедливая власть меньшинства;
демократия – справедливая власть большинства;
тимократия – несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии.
Поскольку тирания, олигархия и тимократия являются несправедливыми формами государства, а демократия – власть большинства – редко бывает справедливой и, как правило, вырождается в тиранию, олигархию или тимократию, двумя стабильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия.
Также Платон выдвигает собственный план государственного устройства, согласно данному плану[13] :
все население государства (полиса) делится на три сословия – философы, воины, работники;
работники (крестьяне
и ремесленники) занимаются грубым
физическим трудом, создают материальные
блага, могут в ограниченных размерах
владеть частной
воины занимаются физическими упражнениями, тренираются, поддерживают в государстве порядок, в случае необходимости – участвуют в военных действиях;
философы (мудрецы) – разрабатывают философские теории, познают мир, учат, управляют государством;
философы и воины не должны иметь частной собственности;
жители государства вместе проводят свободное время, вместе едят (проводят трапезы), вместе отдыхают;
не существует брака, все жены и дети общие;
допускается и приветствуется труд рабов, как правило, варваров, захваченных в плен.
В дальнейшем Платон пересмотрел некоторые идеи своего проекта, допустив небольшую частную собственность и личное имущество для всех сословий, однако другие положения данного плана были сохранены.
Историческое значение философии Платона в том, что:
впервые философом оставлено целое собрание фундаментальных произведений;
положено начало
идеализму как крупному философскому
направлению (так называемая «линия
Платона» - противоположность
впервые глубоко исследованы проблемы не только природы, но и общества – государство, законы и т.д.;
были заложены основы понятийного мышления, произведена попытка выделить философские категории (бытие – становление, вечное – временное, покоящееся – движущееся, неделимое – делимое и др.);
была создана философская школа (Академия), просуществовавшая около 1000 лет, где выросли многие видные последователи Платона (Аристотель и др.).
Заключение
Платон учил, что за изменяющимся миром феноменов стоит неизменный мир сущности, который он называл миром Идей. Но душа человека заключена в ловушке тела, поэтому он обычно убежден, что мир феноменов и является истинной реальностью. Изначально человеческая душа жила в мире Идей, но, поселившись в теле, отделилась от него. Поэтому душа постоянно стремится в мир Идей, который и является истинной реальностью. Для Платона знание Идей есть не что иное, как воспоминание души о том, что она знала до того, как поселилась в теле[14] .
Этика Платона включает в себя идеи Красоты, Истины и Добра, причем доминирующее положение занимает идея блага. Платон выделял четыре добродетели, которыми должен обладать человек: мудрость, мужество, умеренность и справедливость.
Он утверждал, что, в особенности правители, должны быть философами и обладать добродетелью мудрости и пониманием Идеи Блага. Согласно Платону, Идея Блага является источником всех добродетелей. Унаследовав сократов дух, Платон стремился к познанию абсолютной ценности.
Академия Платона
– религиозно-философская
Список литературы
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М.: 2002.
Асмус В.Ф. Платон. – Киев: 2003.
Бoгoмoлoв A.C. Aнтичнaя филocoфия. – М.: Изд-вo Mocкoвcкoгo yнивepcитeтa, 2005.
Bвeдeниe в филocoфию: Учeбник для вyзoв. B 2 ч. Ч.1 / Пoд oбщ. peд. И.T.Фpoлoвa. – M.: Пoлитиздaт, 2003.
Горбачев В.Г. История философии: [Краткий курс лекций]: Учеб. пособие для высш. и сред. спец. Учеб. заведений/Горбачев В.Г.-[3-е изд., перераб. и доп.]. – Брянск: 2000. – 336 с.
Желязкова Т.М. Платон. Философия. История философии. Общие вопросы философии. – Спб.: 2005.
Лосев А.Ф. Жизненный и творческий путь Платона / Платон, собр. соч., Т.1, . – М.: 1990.
Материалы сайта http://www.helpeducation.ru/
Поппер К. Открытое общество и его враги, Т.1, Чары Платона. – М.: 2002.
Радугин А.А. Философия (курс лекций). – М.: 2000.
Смирнов И.Н., Титов В.Ф. Философия. – М.: 2000.
Современный философский словарь. – М.: 2003.
Спиркин А.Г. Философия. – М.: 2001, 735 с.
Федоров Р.Д. Введение в философию. В2-х. – М.: 2002, 357 с.
Философия // Под ред. В.П.Кохановского. – Ростов: 2003.
Философский словарь // Под ред. И.Т. Фролова. – М.: 2002.
Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1983, 840 с.
Хрестоматия по истории философии. Т.1, 2, 3. – М., 1997.
Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. – М., 1999.