Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 11:40, реферат
В истории мировой культуры Платон (427-347 до н.э.) - великое явление. Он жил в древнегреческом обществе, но как деятель - философ, ученый, писатель - принадлежит всему человечеству. Не будь его книг, мы не только хуже понимали бы, кем были древние греки, что они дали миру, - мы хуже понимали бы самих себя, хуже понимали бы, что такое философия, наука, искусство, поэзия, вдохновение, что такое человек, в чем трудности его исканий и свершений, в чем их завлекающая сила. Платон создал и разработал один из основных типов философского мировоззрения - философский идеализм. У Платона идеализм охватывает вопросы и о природе, и о человеке, и о душе человека, и о познании, и об общественно-политическом строе, и о языке, и об искусстве - поэзии, скульптуре, живописи, музыке, и о красноречии, и о воспитании. Если в целом греки были создателями как бы «пробных систем» философии, то Платон создал «пробную систему» идеализма.
ВВЕДЕНИЕ
1. Учение Платона о мире идей и мире вещей. 6
2. Гносеологическая теория анамнезиса. 13
3. Учение о человеке и его воспитании. 19
4. Социальная утопия Платона. 25
5. Заключение. 34
6. Литература и источники. Ресурсы Интернет. 36
Идеальное государство Платона поражает дотошной регламентацией всех моментов человеческой жизни. Это казарменное государство. Платон наивно полагал, что его идеальное государство поможет преодолеть те несовершенные формы правления, которые он наблюдал в античном обществе.
Платон был противником демократии. Ему не нравились и тимократия, олигархия, тирания. Он полагал, что они извращают идеи идеального государства. При таких формах правления государство как бы поделено на два враждебных лагеря - бедных и богатых. По Платону, частная собственность вносит в среду граждан раздор, насилие, принуждение, алчность.
Платон считал, что его идеальное государство преодолевает все несовершенства прежних правлений. У человека есть три начала, которые его одолевают: философское, честолюбивое и сребролюбивое. Поэтому управлять государством может не каждый, а только тот, кто больше заботится об истине, познании. В утопическом государстве Платона управляют философы, мудрецы. Везде главенствует закон, ему подчиняются все. Если кто-то нарушает закон, его наказывают. Правитель имеет право «одного присудить к смертной казни, другого - к побоям и тюрьме, третьего - к лишению гражданских прав, прочих же наказать отобранием имущества в казну и изгнанием».
Религия и мораль в этом государстве вытекает скорее из закона, чем из веры в Бога. Это государство, в котором существует насильственное земельное уравнение. Люди разделены по разрядам согласно разделению общественного труда. Одни добывают средства питания для граждан, другие строят жилища, третьи изготавливают инструменты, четвертые занимаются перевозками, пятые торгуют, шестые обслуживают граждан идеального государства. Рабов Платон не учитывает, поскольку они для него - данность, которую Платон не оспаривает. Правят в этом идеальном государстве мудрецы, которых специально обучают и готовят к такой деятельности.
Таковы основные идеи социальной утопии Платона, которую называли предвестницей утопического социализма. Хотя идеи Платона о государстве в истории философии не раз пересматривались, они питали многие философские размышления, оказывали воздействие на политическую организацию общества последующих поколений. А его идея преимущества общего интереса над частным получила дальнейшее развитие в последующих философских учениях.
6. Заключение
Платоновская философия не давала плохому человеку надежды на покой, ведь порочная душа, по Платону, «блуждает... одна во всякой нужде и стеснении, пока не исполнятся времена, по прошествии коих она силою необходимости водворяется в обиталище, какого заслуживает. А души, которые провели свою жизнь в чистоте и воздержанности, находят и спутников и вожатых среди богов, и каждая поселяется в подобающем ей месте». Чтобы человеческий род смог выжить и люди не поубивали друг друга они должны жить добродетельно и воспитывать в этом духе своих детей. В понятие добродетели входят: мудрость, рассудительность, мужество, справедливость, благочестие. Знание и выполнение законов своего государства также является добродетелью. [28]
Платон, подобно всем мистикам, обладает твердой уверенностью в правильности своих убеждений, которые можно передать другим лишь через влияние примера своего образа жизни. Пифагорейцы стремились установить правление посвященных, и это, в сущности, то же самое, чего желает Платон. Для того чтобы человек был хорошим государственным деятелем, он должен знать Благо; этого он может достичь только посредством сочетания интеллектуального и нравственного воспитания. Если людей, не получивших такого воспитания, допустить к участию в правительстве, они неизбежно развратят его. Необходимо серьезное образование, для того чтобы воспитать хорошего правителя на основе принципов Платона.
Платон, так же как и большинство греческих философов, придерживался того взгляда, что досуг необходим для достижения мудрости, которая поэтому не встречается у тех, кто вынужден работать, чтобы зарабатывать средства к жизни, но встречается лишь у тех, кто обладает независимыми средствами, или у тех, кто освобожден Государством от беспокойства о своем пропитании. Эта точка зрения, по существу, является аристократической. [29]
В учении Платона ход мысли учеников и читателей Платона направлялся от «идей» («эйдосов») как первообразов бытия, с одной стороны, к явлениям чувственного мира, будто бы искажающим истинные формы или причины бытия, а с другой — к понятиям, схватывающим сущность явлений — их тождественную, общую и неизменную основу.
Платон - чрезвычайно крупное явление в развитии философской мысли древности, да и не только древности. Из сочинений Платона черпали идеи визионеры и схоласты, корифеи объективного идеализма и религиозного спиритуализма и мистики, мыслители и ученые Возрождения. К Платону восходят и многие учения новейшей идеалистической метафизики. Если в начале XIX в. платоновской диалектикой вдохновлялся Гегель, то в начале XX в. учение Платона внушило Эдмунду Гуссерлю некоторые идеи его метафизики явления и смысла и его учения о сущностном созерцании. Маркс чрезвычайно высоко оценил платоновский анализ разделения труда. Он называет «гениальным» для того времени «изображения разделения труда Платоном, как естественное основы города (который у греков был тождественен с государством)».
Секрет тысячелетней значимости Платона заключается не в буквальном содержании его философии и проповедуемой им морали и не в буквальной направленности его научных, религиозных, эстетических или социологических теорий. Конструктивно-логические принципы мысли, проповедь самоотверженного служения идее, пафос мировой гармонии, принципиальный антисистематизм и антидогматизм, беспокойный драматический диалог и язык - вот в чем разгадка тайны тысячелетней значимости Платона.[30]
7. Литература и источники. Ресурсы Интернет.
1. Асмус В.Ф. Античная философия. – М., 1979.
2. Асмус В.Ф. Платон. – М., 1975.
3. Альбин. Учебник платоновской философии. Платон. Диалоги. – М.: Мысль, 1986.
4. Богомолов А.С. Античная философия. – М., 1976.
5. Лосев А.Ф., Тахо-Годи. Платон. Аристотель. – М., 1993.
6. Рассел Б. История западной философии. – Ростов н/Д., 1998.
7. Сборник: история философии. – М., 1991.
8. Троепольский А.Н. Онтология и теория познания. Часть III. Гносеология. – Калининград: Изд-во КГУ, 2002.
9. Платон. Менон. Собрание сочинений в 4 т. Т.1.- М.: Мысль, 1990
10. http://www.newacropol.ru/
11. http://www.atheism.ru/old/
http://www.philosophy.ru/
[1] Альбин. Учебник платоновской философии. Платон. Диалоги. – с. 438.
[2] Альбин. Учебник платоновской философии. Платон. Диалоги. – с. 474
[3] Рассел Б. История западной философии. – с. 150-151
[4] Философия Платона. Элементы
учения. http://www.newacropol.ru/
[5] Рассел Б. История западной философии. – с. 170
[6] Асмус В. Платон. - стр. 51
[7] Асмус В. Платон. - стр.83
[8] Лосев А. Ф., Тахо-Годи. Платон. Аристотель. - стр. 90-92.
[9] Зарождение и многообразие взглядов
на познание. http://www.atheism.ru/old/
[10] Троепольский А.Н. Онтология и теория познания. Часть III. Гносеология. – стр.4 - 6
[11] Зарождение и многообразие взглядов
на познание. http://www.atheism.ru/old/
[12] Зарождение и многообразие взглядов
на познание. http://www.atheism.ru/old/
[13] Асмус В. Платон. - стр. 67
[14] Асмус В. Платон. - стр. 69
[15] Платон. Менон. Собрание сочинений в 4 т. Т.1.- с. 589 -595
[16] Платон. Менон. Собрание сочинений в 4 т. Т.1.- с. 610
[17] Предыстории Педагогической
антропологии. Антропологические подходы
в эпоху античности http://www.philosophy.ru/
[18] Предыстории Педагогической
антропологии. Антропологические подходы
в эпоху античности http://www.philosophy.ru/
[19] Платон. Менон. Собрание сочинений в 4 т. Т.1.- с. 575 - 577
[20] Альбин. Учебник платоновской философии. Платон. Диалоги. – с. 466 - 472
[21] Рассел Б. История западной философии. – с. 138-149
[22] Богомолов А.С. Античная философия, МГУ, 1985, c. 175 - 176
[23] Рассел Б. История западной философии. – с. 157 - 158
[24] Рассел Б. История западной философии. – с. 160 - 162
[25] Рассел Б. История западной философии. – с. 175 - 180
[26] Рассел Б. История западной философии. – с. 162
[27] Рассел Б. История западной философии. – с. 166
[28] Сборник: история философии. – с. 78 - 79
[29] Рассел Б. История западной философии. – с. 152
[30] Лосев А.Ф., Тахо-Годи. Платон. Аристотель.- стр. 176.