Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 19:16, контрольная работа
Платон – древнегреческий деятель - философ, учёный, писатель, художник, поэт, драматург. Платон излагал свои философские и научные идеи в литературных произведениях. Учение, созданное Платоном, многогранно и обширно. Оно помогает нам лучше понять, что такое философия, наука, искусство, поэзия, вдохновение, что такое человек, в чём трудности его исканий и свершений, в чём их завлекающая сила.
Введение…………………………………………………………………………………………………3
Онтологические и гносеологические взгляды Платона………………………………………………4
Основные положения учения Платона о государстве и человеке…………………………………….6
Раскройте сходство и различие в понимании диалектики у Гераклита, с одной стороны, и Сократа и Платона – с другой. Дайте развернутый ответ………………………………….8
Список использованной литературы………………………………………………………………….9
По дисциплине Философия
Тема Философия Платона
Курск 2014
Оглавление
Основные положения учения Платона о государстве и человеке…………………………………….6
Раскройте сходство и различие в понимании диалектики у Гераклита, с одной стороны, и Сократа и Платона – с другой. Дайте развернутый ответ………………………………….8
Платон – древнегреческий деятель - философ,
учёный, писатель, художник, поэт, драматург.
Платон излагал свои философские и научные
идеи в литературных произведениях. Учение,
созданное Платоном, многогранно и обширно.
Оно помогает нам лучше понять, что такое
философия, наука, искусство, поэзия, вдохновение,
что такое человек, в чём трудности его
исканий и свершений, в чём их завлекающая
сила.
Платон - один из учителей философии.
В начале IV в. до н. э. он учредил в окрестностях
Афин школу, названную потом Академией
и просуществовавшую несколько веков.
Идеализм, как учение и мировоззрение,
был осознан и развит впервые Платоном.
Материализм, принципиально противоположный
идеализму, был развит и осознан старшим
современником Платона Демокритом. С этого
времени вся последующая история философии
оказывается историей борьбы материализма
и идеализма, ‹‹линий Платона и Демокрита››.
Цель моей работы – раскрыть основные
аспекты философии Платона: онтологию
и гносеологию, социальные и политические
взгляды Платона, а также показать уникальность
мыслителя в истории человечества.
1.
Онтологические и гносеологические взгляды Платона.
Онтология – философское учение о бытии,
в том числе о бытии окружающего нас мира
и человека в нем.
Гносеология – это учение о процессе
познания.
Платон, также как и элеаты, характеризует
бытие как вечное, неизменное, всегда себе тождественное, неделимое,
Платон впервые в истории
В ряде высказываний Платон говорит, что идеи – это
образцы, а прочие вещи
Внесенное Платоном новшество о множественности бытия идей
поставило перед ним задачу объяснения связи между ними,
объяснения единства самого
Теория познания.
Теория познания Платона опирается на
его учение о душе. Платон считал, что человек,
как телесное существо, смертен. Душа же
его бессмертна. Когда человек умирает,
его душа не погибает, а лишь освобождается
от телесного покрова как своей темницы
и начинает свободно путешествовать в
поднебесной сфере. Во время этого путешествия
она соприкасается с миром идей, которые
она уже когда-то созерцала. Поэтому, суть
процесса познания, по Платону, состоит
в припоминании душой тех идей, которые
она уже когда-то созерцала. Платон писал,
что «и раз в природе всё друг другу родственно,
а душа все познала, ничто не мешает тому,
кто вспомнил что-нибудь одно, - люди называют
это познанием – самому найти и всё остальное,
если только он будет неутомим в поисках».
Поэтому природа души должна быть сродни
природе «идей».
Истинное знание дает только мышление.
Мышление же – это независимый от чувственных
восприятий абсолютно самостоятельный
процесс припоминания. Только мышление дает знание идей. Чувственное
восприятие порождает лишь мнения о вещах.
В связи с этим процесс познания определяется
Платоном как диалектика, то есть искусство
вести устную речь, искусство ставить
вопросы и отвечать на них, пробуждая воспоминания.
На этом принципе была построена работа
Академии, созданной Платоном.
Представления Платона о процессе познания
наиболее развернуто изложены в мифе о
«Пещере». Человеческое познание, говорится
в этом мифе, подобно тому, что видят узники,
сидящие в пещере спиной к истинной прекрасной
жизни. Тени, пробегающие перед ними –
это жалкие проекции людей, вещей. Участь
большинства людей, придерживающихся
установившегося житейского опыта, - пещерное
знание теней. Подлинным знанием могут
обладать лишь те, кто сумеет преодолеть
воздействие на них чувственных вещей,
избавить свою душу от телесного гнета
и воспарить в мир вечных идей. По учению
Платона, такой подход по силам только
мудрецам – философам. Задача философии
направить духовную деятельность человека
на абсолютные ценности, на запредельное
идеальное бытие. Философия стремится
постигнуть самое существенное, наиболее
общее во всем, что существует, самое важное
в человеческой и для человеческой жизни.
Мудрость заключается в постижении непреходящей
трансцендентной действительности, царства
идей, в рассмотрении с этих сверхчувственных
позиций всех природных вещей и человеческих
дел. Таким образом, теория познания Платона
проникнута интеллектуальным аристократизмом.
Философия же в связи с этим трактуется
как свойственная лишь избранным натурам
любовь к мудрости ради нее самой.
Изучение онтологии и гносеологии Платона
позволяет сделать вывод, что в его учении
ставится вопрос об отношении бытия и
мышления, материально-чувственного и
идеально-существующего мира. Платон решает
этот вопрос однозначно, утверждая приоритет
идей над чувственно-воспринимаемыми
вещами. Поэтому следует признать, что
им была положена основа идеалистической
линии в философии.
2. Основные положения учения
Платона о государстве и человеке.
Онтология, космология и теория познания
в учении Платона выступают в качестве
методологической и мировоззренческой
базы для обоснования главной части этого
учения – нравственно-этической. Платон
считает, что условием нравственных поступков
является истинное знание. Этим знанием
обладает душа. Душа состоит из трех частей:
1) разумной; 2) пылкой (волевой); 3) вожделеющей
(чувственной). Гармоническое сочетание
всех этих трех частей души, под руководством
разума, дает начало добродетели и справедливости.
Платоновская этика ориентирована на
самосовершенствование личности, на создание
человеческого общества – государства.
Этика Платона органически сочетается
с концепцией государства.
В философском мировоззрении Платона огромное место
Платон рисует идеальный тип государства, который якобы
1) Тимократия - власть честолюбцев, по
мнению Платона, еще сохранила черты "совершенного"
строя. В государстве такого типа правители
и воины были свободны от земледельческих
и ремесленных работ. Большое внимание
уделяется спортивным упражнениям, однако
уже заметно стремление к обогащению,
и "при участии жен" спартанский образ
жизни переходит в роскошный, что обуславливает
переход к олигархии.
2) Олигархия. В олигархическом государстве
уже имеется четкое разделение на богатых
(правящий класс) и бедных, которые делают
возможной совершенно беззаботную жизнь
правящего класса. Развитие олигархии,
по теории Платона, приводит к ее перерождению
в демократию.
3) Демократия. Демократический строй
еще более усиливает разобщенность бедных
и богатых классов общества, возникают
восстания, кровопролития, борьба за власть,
что может привести к возникновению наихудшей
государственной системы тирании.
4) Тирания. По мнению Платона, если некое
действие делается слишком сильно, то
это приводит к противоположному результату.
Так и здесь: избыток свободы при демократии
приводит к возникновению государства,
вообще не имеющего свободы, живущего
по прихоти одного человека тирана.
Проект идеального государства Платона
явился первой социальной утопией в истории
общества. Это идеальное государство,
согласно Платону, должно быть основано
на принципах справедливости. Исходя из
справедливости, каждый гражданин в этом
государстве должен занимать свое особое
положение в соответствии с разделением
труда, хотя различие между отдельными
группами людей у Платона определяется
нравственными задатками. В соответствии
с тремя частями души, Платон делит людей
на три типа: носители добродетели мудрости
– философы должны стоять во главе государства,
управлять им. Мужество – добродетель
стражей, задача которых защита государства
от внешних и внутренних врагов. Добродетелью
третьего сословия должно быть благоразумие,
то есть добросовестное выполнение своих
производственных функций. Четвертая
добродетель – Справедливость - характерна
для всего государства и выражается в
том, чтобы «каждый делал свое». «Многоделание»
причиняет огромный ущерб государству.
Огромное внимание мыслитель уделяет
определению в государстве места правящего
класса. По его мнению, правителями "идеального"
государства должны быть исключительно
философы, для того чтобы в государстве
властвовали рассудительность, разум.
Именно философы обуславливают благосостояние,
справедливость государства Платона,
ведь им свойственны "...правдивость,
решительное неприятие какой бы то ни
было лжи, ненависть к ней и любовь к истине".
Благодаря философам правление и вся жизнь
"идеального" государства будет построена
по законам разума, мудрости, там не будет
места порывам души и чувствам.
Наилучшей формой правления Платон считает
аристократическую республику. Характерная
черта отрицательных типов государства,
по Платону, - это наличие материальных
интересов. Поэтому Платон выдвигает на
первый план в своем идеальном государстве
нравственный принцип, который должен
выражаться в правильном образе жизни
всех граждан этого общества.
В проекте идеального государства Платона
жизнь его граждан во многом регламентирована.
Для высших сословий не допускается частная
собственность, она возможна только для
низшего. Для высших сословий Платон не
допускает также существования семьи.
Он полагает, что браки возможны только
под наблюдением государства и только
для рождения детей. Дети отбираются у
родителей и воспитываются в специальных
учреждениях. Мальчики и девочки получают
одно и тоже воспитание, так как, по Платону,
вполне способна выполнять те же самые
социальные функции, что и мужчина. Социальная
утопия, направленная на то, чтобы сделать
счастливым все государство, приносит
в конце концов в жертву отдельного человека.
Идеальное государство состоит из людей,
которые выполняют свои социальные функции
без учета своих личных интересов и потребностей.
Таким образом, сплоченность государства
обеспечивается за счет жесткого ограничения
и обеднения личной жизни людей, полного
подчинения личности государству.
Платоновское государство – это теоретическая
схема утопического государства, в котором жизнь
общества подчинена строгому государственному
контролю.
3. Раскройте сходство и различие в понимании диалектики у Гераклита, с одной стороны, и Сократа и Платона – с другой. Дайте развернутый ответ
Для античных философов характерны зачатки диалектики в объяснении развития мира, его познания и человеческого мышления. Так Гераклит указывал на развитие всего сущего от отдельной вещи до космоса: «все течет, все изменяется», «в одну реку нельзя войти дважды». Гераклит считал, что в основе развития всех явлений лежат присущие им внутренние противоречия, а также внешние противоречия между ними. «Все происходит через борьбу и по необходимости» считал он.
Проблемы диалектики развивал Платон, который писал свои труды в форме диалога, споров, дискуссии. «В споре рождается истина»,- считал он. Он рассматривал противоречивое развитие самого мышления, а также противоречий взаимодействия мира вещей и мира идей. Он развил многие идеи Сократа, впервые ввел в философию понятие диалектика. Аристотель развил диалектику дальше. Это проявилось в его учении о материи, форме, причинах и движении. Он считал, что возникновение вещей и их совершенство зависит от форм, которые по своей сущности активны. Материя в то же время пассивна. Форма входит в материю, организует и одухотворяет ее. Она сообщает жизнь вещи и определяет ее развитие. Форма вещей определяет многообразие мира.
1. Философия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н.Лавриненко, проф. В.П.Ратникова - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998
2. А.Ф. Лосев, А.А. Тахо-Годи Платон. Аристотель. - М., 1993.
3. Философия. Энциклопедический словарь. - М.: 2004
4 Гуров Ю.С. Основы философии / Ю.С. Гуров. – М., 2005. – 213 с.
5 Кемеров В.Е. Философия / В.Е. Кемеров. – Минск, 1998. – 408 с.
6 Лавриенко В.Н. Основы социологических знаний / В.Н. Лавриенко. – М., 2003. – 287 с.
7 Осичнюк Ю.В. Философия / Ю. В. Осичнюк., В. С. Зубов. – М., 2003. – 428 с.
8 Спиркин А. Г. Философия / А.Г. Спиркин. – М.: Гардарики, 2003. – 379 с.