Философия Платона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 14:22, реферат

Краткое описание

В истории мировой культуры Платон - великое явление. Он жил в древнегреческом обществе, но как деятель - философ, учёный, писатель - принадлежит всему человечеству. Платон один из учителей философии. Учителем его делает не только то, что в начале IV в. до н. э. он учредил в окрестностях Афин школу, названную потом Академией и просуществовавшую несколько веков.

Содержание

Введение
1. Формирование философских взглядов Платона
2. Учение о бытии и небытии
3. Познание
4. Социальные взгляды Платона
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Философские взгляды Платона.docx

— 47.56 Кб (Скачать файл)

И та, и другая разновидность  идеализма (объективный и субъективный) признает наличие идеального начала в мире. Однако объективный идеализм говорит, что это начало не зависит от человеческого сознания, а субъективный - что зависит. Итак:

Объективный идеализм - точка  зрения о том, что мир творит (создает) объективное идеальное начало (причина), не зависящая от человеческого сознания. Например, Бог (в религии), абсолютная идея (у Гегеля), идеи (у Платона), числа (у Пифагора) и т.п.

Субъективный идеализм - точка зрения, полагающая, что мир  зависит от человеческого сознания, создается им. При этом его сторонники даже утверждают (англ. философ 18 века Джордж Беркли, субъективный идеалист), что фактически «мир есть комплекс ощущений человека» и мир не существует вне человеческого сознания (англ. Философ Дж.Беркли, 1685-1753).

Например: Вишня. Если убрать все вкусовые, осязательные и другие ощущения вишни, то ее фактически не будет, она исчезнет. Следовательно, мир  всецело зависит от человеческого  восприятия, от человеческих ощущений, он субъективен, как субъективно  восприятие мира каждым человеком. Действительность есть результат духовного творчества субъекта. Примером субъективно-идеалистического подхода на практике может служить  мнение о том, что мир, общество изменяется и зависит от идей великих личностей. Идеи способны править миром. Это - точка зрения субъективного идеализма. (Пока мы не говорим, правильно это утверждение или нет). Т.о. субъективный идеализм подчеркивает значимость человеческого сознания, идей, их способность преобразовывать мир, объявляет сознание человека главным фактором развития мира.

3. Познание

Теория познания Платона  опирается на его учение и о  душе. Платон считал, что человек, как  телесное существо, смертей. Душа же его  бессмертна. Когда человек умирает, его душа, как своей темницы  и начинает свободно путешествовать в поднебесной сфере. Во время  этого путешествия она соприкасается с миром идей и созерцает их. Поэтому суть процесса познания, по Платону, состоит в припоминании душой тех идей, которые она уже когда-то созерцала. Истинное знание дает только мышление. Мышление же - это независимый от чувственных восприятий абсолютно самостоятельный процесс припоминания. Только мышление дает знание идей. Чувственное восприятие порождает лишь мнения о вещах. В связи с этим процесс познания определяется Платоном как диалектика, то есть искусство вести устную речь, искусство ставить вопросы и отвечать на них, пробуждая воспоминания. На этом принципе была построена работа созданной Платоном Академии.

Представления Платона о  процессе познания наиболее развернуто изложены в мифе о "Пещере". Человеческое познание, говорится в этом мифе, подобно тому, что видят узники, сидящие в пещере спиной к истинной прекрасной жизни. Тени, пробегающие перед ними - это жалкие проекции людей, вещей. Участь большинства людей, придерживающихся установившегося житейского опыта, - пещерное знание теней.

"...Вообрази людей как  бы в подземном пещерном жилище, которое имеет открытый сверху  и длинный во всю пещеру  вход для света. Пусть люди  живут в ней с детства, скованные  по ногам и по шее так,  чтобы, пребывая здесь, могли  видеть только то, что находится  перед ними, а поворачивать голову  вокруг от уз не могли.

...Пусть бы, при такой  их природе, приходилось им  быть разрешенными от уз и  получить исцеление от бессмысленности,  какова бы она ни была; пусть  бы кого-нибудь из них развязали,  вдруг принудили встать, поворачивать  шею, ходить и смотреть вверх  на свет: делая все это, не  почувствовал ли бы он боли  и от блеска не ощутил ли  бы бессилия взирать на то, чего прежде видел тени?

... А если бы ему снова  пришлось состязаться с этими  вечными узниками, разбирая значение  тех теней? Пока его зрение  не притупится и глаза не привыкнут - а на это потребовалось бы немалое время,- разве не казался бы он смешон?"

Подлинным знанием могут  обладать лишь те, кто сумеет преодолеть воздействие на них чувственных  вещей, избавить свою душу от телесного  гнета и воспарить в мир  вечных идей. По учению Платона, такой  подход по силам только мудрецам- философам. Задача философии направить духовную деятельность человека на абсолютные ценности, на запредельное идеальное бытие. Философия стремится постигнуть самое существенное, наиболее общее во всем, что существует, самое важное в человеческой и для человеческой жизни. Мудрость заключается в постижении непреходящей трансцендентной действительности, царства идей, в рассмотрении с этих сверхчувственных позиций всех природных вещей и человеческих дел. Таким образом, теория познания Платона проникнута интеллектуальным аристократизмом. Философия же в связи с этим трактуется как свойственная лишь избранным натурам любовь к мудрости ради нее самой.

4. Социальные взгляды  Платона

Социально-политическая философия  Платона, его учение о политике, государстве  и праве - неразрывная часть всей платоновской философии. Мир идей - онтологическая основа и смыслообразующий контекст мира вещей и явлений, утверждает идеализм Платона, следовательно, идея выступает как руководящий принцип, стандарт, модель и образец его организации.

Социально-политическим вопросам посвящены несколько произведений Платона: диалоги ‹‹Государство››, ‹‹Законы››и ‹‹Политик››. В  них он говорит о модели ‹‹идеального››, лучшего государства, являющегося, по мнению философа, отражением идеальной  сущности, служащего реализацией  мира идей, максимально возможного и доступного для людей.

В данной работе рассматриваются  основные положения социально- политических воззрений Платона на примере  анализа одного из наиболее значимых произведений философа - диалог ‹‹Государство››.

Освещая в своей работе проект идеального, справедливого государства, Платон исходит из того соответствия, которое, по его представлениям, существует между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой. Трём началам человеческой души - разумному, яростному и вожделеющему - аналогичны в государстве три схожих начала - совещательное, защитное и деловое, а этим последним соответствуют три сословия - правителей, воинов и производителей (ремесленников и земледельцев).

По его теории государство  возникает потому, что человек  как индивид не может обеспечить удовлетворение своих главных потребностей. Эта глубокая идея подразумевается  в исходном платоновском определении  государства: ‹‹Испытывая нужду  во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства››.

Через исследование реальных человеческих потребностей (в добывании  пищи, в жилье и т. д.) и форм их удовлетворения посредством труда  Платон приходит к идее о разделении труда в качестве основы государства. Для обеспечения справедливости в полисных делах необходимо достигнуть иерархического подчинения различных  начал в интересах целого. Так, способности рассуждать (философам) подобает господствовать; яростному началу (воинам) - быть вооружённой защитой, подчиняясь философам; оба эти начала управляют началом вожделеющим (ремесленниками, земледельцами). Так, в качестве довода в пользу предлагаемого им сословного деления, Платон ссылается на преимущества осуществления принципа разделения труда. У Платона это вылилось в идею о безукоризненном выполнении гражданином своей единственной обязанности, соответствующей своему сословию. Такой ‹‹человек не позволит ни одному из имеющихся в его душе начал выполнять чужие задачи или досаждать друг другу взаимным вмешательством››. Философ подводит под него вполне естественную основу. Он пишет: ‹‹…всякому … мы поручили только одно дело, к которому он годится по своим природным задаткам››.

Также и воспитание в идеальном  государстве имеет своей основной целью поддержание иерархии сословий. Характерно, что при освещении  различных аспектов воспитания в  центре внимания Платона оказываются  именно члены двух первых привилегированных  сословий; о третьем же сословии (их досуг, быт, деятельность, собственность, брак и т. п.) он не упоминает. Видимо, Платон не считает нужным заниматься воспитанием дельцов - земледельцев и ремесленников, поскольку он считал, что единственное достоинство этих людей - подчинение человеку лучшему, тому, которому он даёт воспитание.

Платон настойчиво выступает  за распространение среди населения  идеального государства ‹‹благородного вымысла о том, что все они  рождены матерью-землёй, поэтому  должны заботиться о стране, в которой  живут, защищать её, а к другим гражданам  относиться как к братьям. Повествуя  о своём вымысле, Платон пишет: ‹‹Хотя все члены государства братья…, но бог, вылепивший вас, в тех из вас, кто способен править, примешал при  рождении золота, и поэтому они наиболее ценны, в помощников их - серебра, железа же и меди - в земледельцев и разных ремесленников››.

Вся жизнь и быт стражей  организуются на началах солидарности, общности, равенства. Стражам запрещалось  иметь частную собственность  и пользоваться золотом. Женщины  и мужчины в идеальном государстве  уравнены в их правах и возможностях. Хотя женщина во всём немощнее мужчины, по своей природе она, как и  мужчина, может принять участие  во всех делах, не исключая и философию. Отобранные в сословие стражей, женщины  получают то же воспитание, что и  мужчины. При этом, как и во многом другом, Платона воодушевляет пример спартанцев и критян.

Проект идеального государства  предусматривает введение для стражей  общности жён и детей. В качестве закона для стражей Платон предписывает: ‹‹Все жёны этих мужей должны быть общими, а отдельно пусть ни одна ни с кем не сожительствует. И дети тоже должны быть общими, и пусть родители не знают своих детей, а дети - родителей››. Связь мужчины с женщиной, которую Платон именует браком, отводится под присмотр правителей, задача которых - чтобы лучшие соединились с лучшими, а худшие - с худшими. Причём сохранению и дальнейшему воспитанию подлежат дети, родившиеся от лучших родителей; этих детей отрывают от родителей относят в обще ясли к кормилицам. Детей же, родившихся от худших родителей или обладающих телесными недостатками ‹‹укроют, как положено, в недоступном, тайном месте››. Образцом для Платона здесь были обычаи, бытовавшие в Спарте: жизнь слабого ребёнка ни ему самому, ни государству не нужна.

Воспитание детей у  членов двух первых сословий возлагается  на государство, оно включает в себя гимнастические (для тела) и мусические (для души) занятия. В этом положении, как нельзя лучше отразился афинский идеал воспитания - калокагатия (ориентируясь на него, был воспитан сам Платон), который означал, что человек должен соединить в себе физическую красоту безупречного тела и внутреннее нравственное благородство. Платон говорит об этом так - ‹‹если случится, что прекрасные нравственные свойства … человека, будут согласовываться и с его внешностью … это будет прекраснейшим зрелищем для того, кто способен видеть››.

Отрицая индивидуальную семью  у правителей и стражей, Платон надеется превратить их всех в членов единой правящей семьи. Решение же вопросов брака, быта, собственности, да и всей жизни людей третьего сословия он оставляет на долю властей идеального государства. Кроме того, в проекте  совершенного строя отсутствует  сословие рабов.

Признавая свободу членов всех трёх сословий, Платон постоянно  подчёркивает, что целью проектируемого государства является благо целого, всех сословий. В ‹‹Государстве››  исследуются разнообразные подходы  к анализу справедливости, причём так, что мы вынуждены поверить в  то, что Платон не упустил ни одной  из известных ему теорий справедливости.

Восхваляя умеренность и  средний достаток, Платон обстоятельно критикует крайности бедности и  богатства. Помимо отрицательных результатов  в хозяйственно-экономическом отношении, также и в нравственном плане  крайности богатства и бедности ущербны: богатство ведёт к лени, а бедность - к злодеяниям. Платон считает, что предлагаемые им мероприятия  снимают проблему раскола государства на государство бедняков и богачей и ликвидируют тем самым источник внутренней войны. Для Платона очень важно осветить идеальную действительность государства и тем самым показать, что образец совершенного государства на небе существует и в идеальной действительности.

Основным принципом идеального государственного устройства Платон считает  справедливость. Это понятие наполнено  у Платона экономическим, политическим и социальным содержанием. Господство справедливости сплачивает разнообразные  и даже разнородные части государства  в гармоничное целое. Однако справедливость есть лишь одна из четырёх добродетелей идеального государства.

Истинные философы, поясняет Платон в ‹‹Государстве››, не жаждут власти, но их правление необходимо для блага всех остальных и  государственного целого. Философов  отличает от прочих людей то, что  ‹‹… их страстно влечёт к познанию…, правдивость, решительное неприятие  какой бы то ни было лжи, ненависть  к ней и любовь к истине››. Коренная способность философской  натуры - способность к созерцанию, охватывающему всё время и  бытие. Проникновение людей третьего сословия в первое и второе и приобщение их к государственным должностям Платон рассматривает как начало гибели государства:‹‹…государство разрушится, если его будет охранять железный страж или медный››. Можно  отметить, что концепция Платона  представляет собой достаточно жёсткую  схему - изменения, перемены в построенном  государстве не предусматриваются. Он утверждает, что ‹‹…переход из одного сословия в другое - величайший вред для государства и с полным правом может считаться высшим преступлением››.

Платон характеризует  проектируемое идеальное государство  как правление лучших и благородных, то есть аристократический вид государства.

Какова же будущность идеального государства, если всё же удастся  его создать? Рассматривая эти вопросы, Платон пишет: ‹‹Трудно пошатнуть  государство, устроенное подобным образом. Однако раз всему, что возникло, бывает конец, то даже и такой строй не сохранится вечно, но подвергнется разрушению››. В связи с проблемой неизбежной деградации и гибели идеального государства, Платон излагает свою концепцию закономерной смены различных государственных  форм как круговращения внутри определённого  цикла. Платон подытожил собственный  социальный опыт, выдвинув закон исторического  развития. Согласно этому закону, ‹‹всякое социальное изменение есть гниение, распад или вырождение. С точки  зрения Платона, это фундаментальный  исторический закон составляет часть  космического закона - закона существования  всех созданных или порождённых  вещей››. На смену идеальному аристократическому государству как правильному  виду по схеме Платона поочерёдно идут четыре ошибочных и порочных вида. Следствием порчи идеального строя является возникновение частной  собственности на землю и дома, превращение свободных в рабов. Вместо разумного начала в государстве  устанавливается господство яростного  духа - это тимократия. Это власть, основанная соперничестве и честолюбии. Такое государство будет вечно воевать. Из-за войн и раздоров тимократическое государство трансформируется в олигархию (в результате скопления значительного богатства у частных лиц). Это строй, основывающийся на имущественном цензе ‹‹у власти стоят там богатые, а бедняки не учувствуют в правлении››. Ненависть бедняков к богачам приводит к перевороту в государстве и установлению демократии. Платон расценивает демократию, как строй приятный и разнообразный, но не имеющий должного управления. Господство присущих толпе ложных мнений при демократии приводит к потере нравственных ориентиров и переоценке ценностей: ‹‹…наглость они будут называть просвещённостью, разнузданность - свободою, распутство - великолепием, бесстыдство - мужеством››. Демократия, по Платону, опьяняется свободой в неразбавленном виде и из неё вырастает её продолжение и противоположность - тирания. Тиран добивается власти ‹‹…как ставленник народа››. Тирания - наихудший вид государственного устройства, где царят беззаконие, уничтожение более или менее выдающихся людей - потенциальных противников, подозрения в вольных мыслях и многочисленные казни под надуманным предлогом предательства. Разоблачение злодеяний тирании относится к числу лучших мест в ‹‹Государстве››, где платоновская критика тиранического правления крайне остра и выразительна.

Информация о работе Философия Платона