Философия Реформации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 20:35, лекция

Краткое описание

Философия Реформации имела своей целью реформу католицизма, демократизацию Церкви, установление более справедливых отношений между Богом, Церковью и верующими.

Предпосылками возникновения данного направления были:

• кризис феодализма;

• зарождение и укрепление класса торгово-промышленной буржуазии;

• ослабление феодальной раздробленности, становление европейских государств;

• незаинтересованность руководителей данных государств, политической элиты в чрезмерной, национальной, надгосударственной, общеевропейской власти Папы Римского и католической Церкви;

• кризис, моральное разложение католической Церкви, ее оторванность от народа, отставание от жизни, практика выдачи индульгенций;

Вложенные файлы: 1 файл

Философия Реформации.docx

— 14.52 Кб (Скачать файл)

Философия Реформации имела  своей целью реформу католицизма, демократизацию Церкви, установление более справедливых отношений между  Богом, Церковью и верующими.

 

Предпосылками возникновения  данного направления были:

 

• кризис феодализма;

 

• зарождение и укрепление класса торгово-промышленной буржуазии;

 

• ослабление феодальной раздробленности, становление европейских государств;

 

• незаинтересованность руководителей  данных государств, политической элиты  в чрезмерной, национальной, надгосударственной, общеевропейской власти Папы Римского и католической Церкви;

 

• кризис, моральное разложение католической Церкви, ее оторванность от народа, отставание от жизни, практика выдачи индульгенций;

 

• распространение в Европе идей гуманизма;

 

• рост самосознания личности, индивидуализм;

 

• рост влияния антикатолических религиозно-философских учений, ересей, мистики, гусизма.

 

В Реформации выделяются два  основных течения:

 

• бюргерско-евангелическое;

 

• народное.

 

Лидерами бюргерско-евангелической Реформации являлись М. Лютер, У. Цвингли, Ж. Кальвин.

 

Народная Реформация была представлена движением Т. Мюнцера, анабаптистами, диггерами и др.

 

Основоположником Реформации считается доктор богословия Мартин Лютер (1483 - 1546). 31 октября 1517 года на дверях Виттенбергской замковой церкви в Германии им были прибиты 95 тезисов против индульгенций, что положило начало идеологиче­ской (а в ряде стран и вооруженной) борьбе против католицизма.

 

Основные идеи М. Лютера сводились  к следующим:

 

• общение между Богом  и верующими должно происходить  напрямую;

 

• между Богом и верующими  не должно быть такого посредника, как  католическая Церковь;

 

• необходимо упрощение обрядов;

 

• церковь должна стать  демократичной, а обряды — понятными людям;

 

• необходимо уменьшение влияния  на политику других государств со стороны  Папы Римского и католического духовенства;

 

• должен быть восстановлен авторитет государственных институтов и светской власти;

 

• дело служения Богу — не только профессия, которую монополизировало духовенство, но и функция всей жизни  верующих христиан;

 

• необходимо освободить культуру и образование от засилья католических догм;

 

• необходимо запретить индульгенции.

 

Другим крупным лидером  бюргерско-евангелической Реформации был Жан Кальвин (1509 — 1564). Он продолжил  дело Лютера и систематизировал его  идеи.

 

Согласно Кальвину:

 

• ключевой идеей протестантизма является идея предопределения;

 

• смысл данной идеи в  том, что людям изначально предопределено Богом либо быть спасенным, либо погибнуть, не состояться в жизни;

 

• все люди должны надеяться, что именно они предопределены к  спасению;

 

• выражением смысла жизни  на Земле для человека является профессия;

 

• профессия — это не только способ зарабатывания денег, но и место служения Богу;

 

• добросовестное отношение  к своему делу — путь к спасению;

 

• успех в работе —  признак богоизбранности;

 

• вне работы необходимо быть скромным и аскетичным. Кальвин не только выдвинул собственное теоретическое религиозно-философское учение и систематизировал идеи Лютера, но и воплотил протестантизм на практике:

 

• возглавил реформационное движение в Женеве;

 

• добился признания реформированной (кальвинистской) Церкви в качестве официальной, упразднил в Женеве католическую Церковь и власть Римского Папы (сам Кальвин получил прозвище "Женевский Папа");

 

• подчинил кальвинистской Церкви светскую власть;

 

• провел реформы как внутри собственной Церкви, так и в  городе: были запрещены пышные католические обряды, праздники, яркая одежда, развлечения, танцы, ношение украшений, был установлен строгий пасторский надзор за населением, целью которого было воспитание граждан  в духе аскетизма, пуританизма, добросовестного  отношения к работе.

 

Результатом теоретических  изысканий Кальвина и его практической деятельности стала универсализация  Реформации, превращение ее из узкогерманского в международное явление.

 

Народное направление  Реформации возглавил Томас Мюнцер (1490 — 1525). Будучи священником, он первоначально  примкнул к Лютеру, стал его сторонником, однако в 1520 г., через три года после  начала Реформации, разошелся с учителем. В целом соглашаясь с Лютером, Мюнцер выдвинул и собственные идеи Реформации, смысл которых в следующем:

 

• необходимо реформировать  не только Церковь, но общество

 

в целом;

 

• цель изменения общества — достижение всеобщей справедливости, "Божьего царства" на земле;

 

• главная причина всех зол — неравенство, классовое  разделение, в основе которого лежат  частная собственность и частный  интерес;

 

• частный интерес необходимо подавить, все должно стать общим (имелось в виду прежде всего имущество, новый способ организации производства);

 

• жизнь и деятельность человека должны быть полностью подчинены  интересам общества, что угодно Богу;

 

• власть и собственность  должны принадлежать простому народу — "ремесленникам и пахарям".

 

В 1524 — 1525 гг. Томас Мюнцер возглавил антикатолическую и революционную  по своим социальным целям Крестьянскую войну в Германии. Война была проиграна, а сам Мюнцер погиб.

 

Значение философии Реформации в том, что она послужила идеологическим обоснованием политической и вооруженной  борьбы за реформу Церкви и против католицизма, которая продолжалась в течение XVI в. и в дальнейшем почти во всех странах Европы.

 

Результатом этой борьбы стало  падение католицизма в ряде государств и религиозное размежевание в  Европе:

 

• торжество различных  направлений протестантизма (лютеранство, кальвинизм и др.) в Северной и  Центральной Европе — Германии, Швейцарии, Великобритании, Голландии, Дании, Швеции, Норвегии;

 

• сохранение католицизма  в странах Южной и Восточной  Европы — Испании, Франции, Италии, Хорватии, Польше, Чехии и др.


Информация о работе Философия Реформации