Философия Р. Декарта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 18:22, контрольная работа

Краткое описание

Рене Декарт – величайший мыслитель Франции, философ, математик, естествоиспытатель, основатель философии нового времени, заложил традиции, которые живы и сегодня. Его жизнь протекала в борьбе против науки и мировоззрения схоластики. Поле деятельности его творческих интересов было широко. Оно охватывало философию, математику, физику, биологию, медицину. Сам Декарт, характеризуя свою философию, писал: «Вся философия подобна как бы дереву, корни которого – метафизика, ствол – физика, а ветви, исходящие из этого ствола, - все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике».

Содержание

Введение ………………………………………………………………… 3
1. Жизнь Рене Декарта ……………………………………………………. 5
2. Метод Рене Декарта ………………………………………………….... 7
3. Сомнение и несомнение ……………………………………………...... 9
4. Учение о Боге ………………………………………………………….. 10
5. Философия природы ………………………………………………….. 11
6. Тело и душа …………………………………………………………..... 12
7. Значение работ Декарта в математике и физике …………………..... 13
8. Влияние Декарта ……………………………………………………..... 15
Заключение …………...………………………………………………… 16
Список использованной литературы ………………………………… 17

Вложенные файлы: 1 файл

философия.docx

— 38.41 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Московский  государственный открытый университет

имени В. С. Черномырдина»

Чебоксарский политехнический  институт (филиал)

Кафедра

Философии


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине:

философия

на тему:

Философия Р. Декарта

вариант

16


 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Выполнила:

  студентка    1    курса

  специальности   080100     .

  заочного отделения

  Гурьева Анастасия Юрьевна

  учебный шифр 1313485

  Проверил:

  Профессор – Кузнецов Владимир Юрьевич

 

 

 

 

Чебоксары 2013

Содержание

 

Введение   …………………………………………………………………

3

1.

Жизнь Рене Декарта   …………………………………………………….

5

2.

Метод Рене Декарта   …………………………………………………....

7

3.

Сомнение и несомнение   ……………………………………………......

9

4.

Учение о Боге   …………………………………………………………..

10

5.

Философия природы   …………………………………………………..

11

6.

Тело и душа   ………………………………………………………….....

12

7.

Значение работ Декарта  в математике и физике   ………………….....

13

8.

Влияние Декарта   …………………………………………………….....

15

 

Заключение   …………...…………………………………………………

16

 

Список использованной литературы   …………………………………

17


 

 

Введение

Рене Декарт – величайший мыслитель Франции, философ, математик, естествоиспытатель, основатель философии  нового времени, заложил традиции, которые  живы и сегодня. Его жизнь протекала  в борьбе против науки и мировоззрения  схоластики.

Поле деятельности его  творческих интересов было широко. Оно охватывало философию, математику, физику, биологию, медицину.

В то время происходит сближение  наук о природе с практической жизнью. В мыслях многих людей в  Европейских странах, начиная с  XVI столетия, происходит переворот. Возникает стремление сделать науку средством улучшения жизни. Для этого требовалось не только накопление знаний, но и перестройка существующего мировоззрения, внедрение новых методов научного исследования. Должен был произойти отказ от веры в чудеса и в зависимость явлений природы от сверхъестественных сил и сущностей. Основы научного метода складывались в ходе наблюдений и экспериментального изучения. Эти основы выделялись в области механики и техники. Именно в этой области обнаруживалось, что решение разнообразных конкретных задач предполагает в качестве необходимого условия некоторые общие методы их решения. Методы предполагали необходимость некоторого общего воззрения, освещающего и задачи и средства их решения.

Основу научного прогресса  в начале XVII века составили достижения эпохи Возрождения. В это время складываются все условия для формирования новой науки. Эпоха Возрождения была временем бурного развития математики. Возникает потребность в усовершенствовании вычислительных методов.

Декарт соединил интерес  к математике с интересом к  физическим и астрономическим исследованиям. Он был одним из главных создателей аналитической геометрии усовершенствованной  алгебраической символики.

Декарт отверг схоластическую ученость, которая, по его мнению, делала людей менее способными к восприятию доводов разума и игнорировала данные повседневного опыта и все знания, не освященные церковной или светской властью.

Сам Декарт, характеризуя свою философию, писал: «Вся философия подобна как бы дереву, корни которого – метафизика, ствол – физика, а ветви, исходящие из этого ствола, - все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике».

 

1. Жизнь Рене Декарта.

Рене Декарт — французский философ, математик, механик, физик и физиолог, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики, автор метода радикального сомнения в философии, механицизма в физике.

Рене Декарт родился 31 марта 1596 г. в  семье мелкого чиновника на далеком  западе Франции, недалеко от современного города Тур.

После окончания иезуитского колледжа Рене нанялся солдатом, а потом  стал писарем сначала в армии  французского, а потом баварского королей. Вместе с армией Декарт кочевал  по всей Западной Европе. В путешествиях он, по его же словам, «изучил Большую книгу мира – мать Природу», много читал, а при случае –  общался с современными ему учеными и философами.

В 1628 году Рене Декарт впервые устно  изложил итоги своих философских  размышлений просвещенному и  очень влиятельному в то время  парижскому кардиналу Баньо. Последний горячо поддержал начинающего философа, поспособствовал публикации его первых произведений.

1629 году, Декарт поселился в Голландии  и посвятил себя исключительно  научной деятельности. За 31 год непрерывной  работы, в условиях преследования  католической и протестантской  церквями (Декарт и умер в бегах  от своих преследователей) он  сделал и описал ряд научных  открытий, которые вошли в золотой  фонд научных знаний человечества.

Им единолично сделаны и сформулированы законы инерции, преломления и отражения  лучей, сохранения и измерения движения, алгебры переменных величин, условных рефлексов у животных, относительности  движения, ввел использование в математике и физике оси координат X, Y, Z. Он автор  теории, объясняющей образование  и движение небесных тел вихревым движением частиц материи (вихри  Декарта). Ввел представление о рефлексе (дуга Декарта).

Он создал философию, которая еще  при его жизни превратилась в  доминирующую в философской мысли  Европы школу и направление, которая взяла его имя (Де Карт, по латыни – Cartesius) – картезианство. В основе философии Декарта дуализм души и тела, мыслящей и протяженной субстанции. Материю отождествлял с протяжением (или пространством), движение сводил к перемещению тел. Безусловное основоположение всего знания, по Декарту, непосредственная достоверность сознания (мыслю, следовательно, существую ). Существование Бога рассматривал как источник объективной значимости человеческого мышления.

Он вел постоянную и огромную переписку почти со всеми своими выдающимися современниками. И это  при том, что Декарт не был человеком богатырского здоровья и что его слабый организм свела в могилу небольшая простуда на сырых улицах Стокгольма. В одну из своих поездок Декарт простудился и по возвращении из дворца слег: у него обнаружилось воспаление легких.

11 февраля 1650 года, на девятый  день болезни, Декарта не стало.

 

2. Метод Рене Декарта.

Философия Декарта ярко иллюстрирует стремление европейской культуры к  освобождению от старых догм и построению новой науки и самой жизни  «с чистого листа». Критерием истины, считает Декарт, может быть только «естественный свет» нашего разума.

Р. Декарт не отрицает и познавательной ценности опыта, но он видит его функцию  исключительно в том, чтобы он приходил на помощь разуму там, где  собственных сил последнего недостаточно для познания. Размышляя над условиями  достижения достоверного знания, Декарт формулирует «правила метода», с  помощью которого можно прийти к  истине. Первоначально мыслившиеся Декартом весьма многочисленными, в «Рассуждении о методе», они сводятся им к четырем основным положениям, составляющим «квинтэссенцию» европейского рационализма:

1. начинать с несомненного и самоочевидного, т.е. с того, противоположное чему нельзя помыслить;

2. разделять любую проблему на столько частей, сколько необходимо для ее эффективного решения;

3. начинать с простого и постепенно продвигаться к сложному;

4. постоянно перепроверять правильность умозаключений.

Самоочевидное схватывается разумом в интеллектуальной интуиции, которую нельзя смешивать с чувственным  наблюдением и которая дает нам  «ясное и отчетливое» постижение истины. Разделение проблемы на части  позволяет выявить в ней «абсолютные», т. е. самоочевидные элементы, от которых  можно отталкиваться в последующих  дедукциях.

Дедукцией Рене Декарт называет «движение мысли», в котором происходит сцепление интуитивных истин. Слабость человеческого интеллекта требует  проверять корректность сделанных  шагов на предмет отсутствия пробелов в рассуждениях. Такую проверку Декарт называет «энумерацией» или «индукцией». Итогом последовательной и разветвленной дедукции должно стать построение системы всеобщего знания, «универсальной науки». Декарт сравнивает эту науку с деревом. Корнем его является метафизика, ствол составляет физика, а плодоносные ветви образуют конкретные науки, этика, медицина и механика, приносящие непосредственную пользу. Из этой схемы видно, что залогом эффективности всех этих наук является правильная метафизика.

От метода открытия истин  Рене Декарт отличает метод изложения  уже разработанного материала. Его  можно излагать «аналитически» и  «синтетически». Аналитический метод  проблемен, он менее систематичен, но больше способствует пониманию. Синтетический, как бы «геометризирующий» материал, более строг. Декарт все же отдает предпочтение аналитическому методу.

 

3. Сомнение и  несомненное.

Исходной проблемой метафизики как науки о самых общих  родах сущего является, как и в любых других дисциплинах, вопрос о самоочевидных основаниях. Метафизика должна начинаться с несомненной констатации какого-либо существования. Рене Декарт «пробует» на самоочевидность тезисы о бытии мира, Бога и нашего «Я». Мир можно представить несуществующим, если вообразить, что наша жизнь есть долгое сновидение. В бытии Бога тоже можно усомниться. А вот наше «Я», считает Декарт, нельзя подвергнуть сомнению, так как само сомнение в своем бытии доказывает существование сомнения, а значит и сомневающегося Я.

«Сомневаюсь, следовательно существую» — так Декарт формулирует эту важнейшую истину, обозначающую субъективистский поворот европейской философии Нового времени. В более общем виде этот тезис звучит так: «мыслю, следовательно существую» — cogito, ergo sum. Сомнение составляет лишь один из «модусов мышления», наряду с желанием, рассудочным постижением, воображением, памятью и даже ощущением. Основой мышления является сознание. Поэтому Декарт отрицает существование бессознательных идей. Мышление является неотъемлемым свойством души. Душа не может не мыслить, она — «мыслящая вещь», res cogitans.

Признание несомненным тезиса о собственном существовании  не означает, однако, что Декарт считает  вообще невозможным несуществование души: она не может не существовать, лишь пока мыслит. В остальном же душа — случайная вещь, т. е. может как быть, так и не быть, ибо она несовершенна. Все случайные вещи черпают свое бытие извне. Р. Декарт утверждает, что душа ежесекундно поддерживается в своем существовании Богом. Тем не менее ее можно назвать субстанцией, так как она может существовать отдельно от тела. Впрочем, на деле душа и тело тесно взаимодействуют. Однако принципиальная независимость души от тела является для Декарта залогом вероятного бессмертия души.

4. Учение о Боге.

От философской психологии Рене Декарт переходит к учению о  Боге. Он дает несколько доказательств  существования высшего существа. Наиболее известным является так  называемый «онтологический аргумент»: Бог есть всесовершенное существо, поэтому в понятии о нем не может отсутствовать предикат внешнего существования, что означает невозможность отрицать бытие Бога, не впадая в противоречие.

Другое доказательство, предлагаемое Декартом, более оригинально (первое было хорошо известно в средневековой  философии): в нашем уме есть идея Бога, у этой идеи должна быть причина, но причиной может быть только сам  Бог, так как в противном случае идея высшей реальности была бы порождена  тем, что этой реальностью не обладает, т. е. в действии было бы больше реальности, чем в причине, что нелепо.

Информация о работе Философия Р. Декарта