Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 20:03, курсовая работа
Сократ – великий античный мудрец, "олицетворение философии", как назвал его К. Маркс, – стоит у истоков рационалистических и просветительских традиций европейской мысли.
Целью написания данной курсовой работы является рассмотрение основных философских взглядов Сократа. Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
выявить основные аспекты философских взглядов Сократа;
определить особенности философского метода Сократа.
Беседа Сократа исходит из фактов жизни, из конкретных явлений. Он сравнивает отдельные этические факты, выделяет из них общие элементы, анализирует их, чтобы обнаружить препятствующее их объединению противоречащие моменты, и, в конечном счете, сводит их к высшему единству на основе отысканных существенных признаков. Таким путем он достигает общего понятия. Так, например, исследование отдельных проявлений справедливости или несправедливости открывало возможность определения понятия и сущности справедливости или несправедливости вообще.
«Индукция» и «определение» в диалектике Сократа взаимно дополняют друг друга. Если «индукция» - это отыскание общего в частных добродетелях путем их анализа и сравнения, то «определение» - это установление родов и видов, их соотношения, «соподчинения».23
Вот как, например, в разговоре с Евтидемом, готовившимся к государственной деятельности и желавшим знать, что такое справедливость и несправедливость, Сократ применил свой «диалектический» метод мышления. Сначала Сократ предложил дела справедливости заносить в графу «дельта», а дела несправедливости - в графу «альфа», затем он спросил Евтидема, куда занести ложь. Евтидем предложил занести ложь в графу несправедливости - «альфа». То же предложил он и в отношении обмана, воровства и похищения людей для продажи в рабство. Равным образом на вопрос Сократа можно ли что-либо из перечисленного занести в графу справедливости - «дельта», Евтидем отвечал решительным отрицанием. Тогда Сократ задал Евтидему вопрос такого рода: справедливо ли обращение в рабство жителей несправедливого неприятельского города. Евтидем признал подобный поступок справедливым. Тогда Сократ задал подобный же вопрос относительно обмана неприятеля и относительно кражи и грабежа добра у жителей неприятельского города. Все эти поступки Евтидем признал справедливыми, указав, что он первоначально думал, что вопросы Сократа касаются только друзей. Тогда Сократ указал, что все поступки, первоначально отнесенные к графе несправедливости, следует поместить в графу справедливости. Евтидем согласился с этим. Тогда Сократ заявил, что, следовательно, прежнее «определение» неправильно и что следует выдвинуть новое «определение»: «По отношению к врагам такие поступки справедливы, а по отношению к друзьям несправедливы, и по отношению к ним, напротив, следует быть как можно справедливее».24 Однако и на этом Сократ не остановился и, снова прибегая к «индукции», показал, что и это «определение» неправильно и требует замены его другим. Для достижения этого результата Сократ снова обнаруживает противоречия в положении, признанном собеседником за истинное, а именно в тезисе о том, что в отношении друзей следует говорить только правду. Правильно ли поступит военачальник, спрашивает Сократ, если он, для того чтобы поднять дух войска, солжет своим войнам, будто бы приближаются союзники. Евтидем соглашается, что подобного рода обман друзей следует занести в графу «дельта», а не «альфа», как это предполагается предыдущим «определением». Равным образом, продолжает «индукцию» Сократ, не справедливо ли будет, если отец обманет своего заболевшего сына, не желающего принимать лекарство, и под видом пищи заставит его это лекарство принять, и тем самым своей ложью вернет сыну здоровье. Евтидем соглашается, что и такого рода обман следует признать делом справедливым. Тогда Сократ спрашивает его, как назвать поступок того человека, который, видя своего друга в состоянии отчаяния и, боясь, как бы он не кончил жизнь самоубийством, украдет или просто отнимет у него оружие. Эту кражу, или этот грабеж, Евтидем также вынужден занести в графу справедливости, нарушая снова предыдущее «определения» и приходя к выводу, подсказанному Сократом, что и с друзьями не во всех случаях надо быть правдивыми. После этого Сократ переходит к вопросу о различии добровольного и недобровольного поступка, продолжая свою «индукцию» и добиваясь нового, еще более точного «определения» справедливости и несправедливости. В конечном итоге получается определение несправедливых поступков как тех, которые совершаются в отношении друзей с намерением им навредить.25
Процесс установления Сократом истины заканчивался, по его словам, дефиницией. Целью дефиниции была понятийная фиксация общего, полученного при помощи индукции. Дефиницию, по Сократу, следует подвергнуть новой иронии, а если общее еще содержало противоречия, сформировать таким же путем (через маевтику и индукцию) новую дефиницию. Дефиниция в Сократовом понимании служит понятийным упорядочением достигнутого знания, установлением его видов и родов и их взаимных отношений.
Итак, мы рассмотрели филосовский метод Сократа, целью которого было достижение истины обнаружением противоречий в утверждениях противника.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в рамках данной курсовой работы рассмотрены основные вопросы философии Сократа и метод его философии. Философ был сторонником этического реализма, согласно которому: любое знание - есть добро, любое зло, порок совершается от незнания. Свои взгляды Сократ распространял в разговорах и дискуссиях, в них же сформировался философский метод Сократа, целью которого было достижение истины обнаружением противоречий в утверждениях противника. Сократ подчеркивал, что целью его философских учений является стремление помочь людям, чтобы они нашли "сами себя". Главной целью метода Сократа было обнаружить нравственную основу отдельных случаев человеческого поведения. Достижению этой цели служила специфическая индукция. Она должна была на основе выявления общих черт различных случаев человеческого поведения достичь того общего, которое можно было бы считать общей (нравственной) основой человеческого поведения вообще. Тенденция постоянно обнаруживать противоречия в утверждениях, сталкивать их и приходить таким образом к новому (более надежному) знанию стало источником развития понятийной (субъективной) диалектики. Именно поэтому метод Сократа был воспринят и разработан последовательнейшим идеалистическим философом античности Платоном и высоко оценен виднейшим представителем идеалистической диалектической философии Нового времени Гегелем.
Деятельность Сократа была направлена на распространение знаний, просвещение граждан. Философ искал ответы на извечные проблемы человечества - добра и зла, любви, чести и т.д. Сократ открыл метод майевтики, широко применяемый в современном образовании; он ввёл диалогический метод нахождения истины - путём её доказательства в свободном споре, а не декларирования, как это делал ряд прежних философов. Сократ воспитал много учеников, продолжателей своего дела (например, Платона), стоял у истоков целого ряда так называемых "сократических школ ".
Таким образом, философия Сократа не только произвела большое впечатление на его современников и учеников, но и оказала заметное влияние на всю последующую историю философской и политической мысли.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Гросс Рональд. Путь Сократа. - М.: Попурри, 2004.с-43.
2 Нерсесянц. В. С. Сократ.- М. «Наука». 1980.с.-37.
3 Гросс Рональд. Путь Сократа. - М.: Попурри, 2004.с.-59.
4 Нерсесянц. В. С. Сократ.- М. «Наука». 1980.с.-69.
5 Гросс Рональд. Путь Сократа. - М.: Попурри, 2004.с.-44.
6 Нерсесянц. В. С. Сократ.- М. «Наука». 1980.с.-81.
7 Пол Стретерн. Сократ за 90 минут. - М.: Астрель, 2003.с. – 51.
8 Алексеев А. С. Всемирные хроники. От первых фараонов до Конфуция и Сократа. - М.: Вузовская книга, 2005.с.-382.
9 Гросс Рональд. Путь Сократа. - М.: Попурри, 2004. - С. 267 с.
10 Гросс Рональд. Путь Сократа. - М.: Попурри, 2004. - С. 267 с.
11 Алексеев А. С. Всемирные хроники. От первых фараонов до Конфуция и Сократа. - М.: Вузовская книга, 2005.с.- 401.
12 Алексеев А. С. Всемирные хроники. От первых фараонов до Конфуция и Сократа. - М.: Вузовская книга, 2005. - С. 412 с.
13 Алексеев А. С. Всемирные хроники. От первых фараонов до Конфуция и Сократа. - М.: Вузовская книга, 2005.с.- 231.
14 Гросс Рональд. Указ. соч. - С. 153.
15 Кожевникова Е.Д., Козлова В.Б., Медушевская Н.Ф. Философия: Учеб. пособие - М.: РИО СГА, 2006.с.- 83.
16 Горбачев В.Г. Основы философии. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002.с.-65.
17 Кожевникова Е.Д., Козлова В.Б., Медушевская Н.Ф. Философия: Учеб. пособие - М.: РИО СГА, 2006.с.- 73.
18 Горбачев В.Г. Основы философии. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002. - С. 219.
19 Горбачев В.Г. Указ.соч. С-97.
20 Философская энциклопедия. «История философии»/ Под редакцией Г.Ф. Александрова и др. Том I - Философия античного и феодального общества. – М. «Наука». 1995.с.-230.
21 Кожевникова Е.Д., Козлова В.Б., Медушевская Н.Ф. Философия: Учеб. пособие - М.: РИО СГА, 2006.с.- 99.
22 Горбачев В.Г. Указ. соч. - С. 221. В этом и состоит сократовская «ирония».
23 Митрошенкова О.А. Философия: Учеб. пособие - М.: Гардарики, 2002.с.- 412.
24 Горбачев В.Г. Основы философии. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002. с-182.
25 Кожевникова Е.Д., Козлова В.Б., Медушевская Н.Ф. Философия: Учеб. пособие - М.: РИО СГА, 2006.с.-115.