Философия Сократа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 21:14, реферат

Краткое описание

Древнегреческая философия — философия, одна из двух крупнейших ветвей античной философии, возникшая в Древней Греции в VI веке до н. э. и существовавшая до самого конца античности. К древнегреческой философии по идеям, методам и терминологии относится философия греческой (эллинизированной) части Римской империи, и вообще большая часть философских текстов, созданных в этот период на древнегреческом языке.
Благодаря трём самым выдающимся представителям греческой философии — Сократу, Платону и Аристотелю — Афины примерно на 1000 лет стали центром греческой философии. Сократ впервые в истории ставит вопрос о личности с её решениями, диктуемыми совестью, и с её ценностями. Платон создаёт философию как законченную мировоззренчески-политическую и логико-этическую систему; Аристотель — науку как исследовательски-теоретическое изучение реального мира.

Вложенные файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ СОКРАТА.docx

— 17.48 Кб (Скачать файл)

ФИЛОСОФИЯ СОКРАТА

 

 

 

 Древнегреческая философия — философия, одна из двух крупнейших ветвей античной философии, возникшая в Древней Греции в VI веке до н. э. и существовавшая до самого конца античности. К древнегреческой философии по идеям, методам и терминологии относится философия греческой (эллинизированной) части Римской империи, и вообще большая часть философских текстов, созданных в этот период на древнегреческом языке.

Благодаря трём самым выдающимся представителям греческой философии — Сократу, Платону и Аристотелю — Афины  примерно на 1000 лет стали центром  греческой философии. Сократ впервые  в истории ставит вопрос о личности с её решениями, диктуемыми совестью, и с её ценностями. Платон создаёт  философию как законченную мировоззренчески-политическую и логико-этическую систему; Аристотель — науку как исследовательски-теоретическое  изучение реального мира.

Сторонники Платона группируются в школу, известную под названием  Академии; важнейший представитель  средней Академии — Аркесилай; новой  — Карнеад; за Академией следует  т. н. «средний» (в отличие от «нового») платонизм (куда наряду с др. входили  Плутарх Херонейский (ок. 45 — 120) и  Фрасилл (комментатор Платона и  придворный астролог Тиберия).

Сторонники Аристотеля, большей  частью известные учёные, занимавшиеся вопросами конкретных наук, назывались перипатетиками; среди более древних  перипатетиков наряду с другими  известны ботаник и характеролог Теофраст, теоретик музыки Аристоксен (ок. 350 до н. э.), историк и политик Дикеарх из Мессины; среди более поздних перипатетиков — физик Стратон, географ и астроном Аристарх Самосский (ученик Стратона, ок. 250 до н. э.) и Клавдий Птолемей (ок. 150 н. э.), врач Гален, комментатор Аристотеля Андроник Родосский (ок. 70 до н. э.).

История философии античной эпохи  делится на досократовскую и послесократовскую. Учение именно этого знаменитого  древнегреческого философа задало новый  вектор последующим поколениям: если ранее объектом рассмотрения являлась природа и мир, то теперь философы обратились к рассмотрению человека в этом мире, к этико-политической тематике, вопросу воспитания человека, который бы был достойным гражданином  и добродетельной личностью.

О биографии человека, с чьим именем связан переломный момент в античной философии, известно крайне мало. Во многом его образ является мифологизированным, поскольку главным источником сведений о нем являются сочинения других авторов. Известно, что Сократ был  уроженцем Афин, где в семье  каменотесов Софрониска и Фенареты-повитухи родился примерно в 469 г. до н. э. Его  женой была некая Ксантиппа. Сократ не считал необходимым участие философов  в управлении государством, но от общественной жизни не самоустранялся. Он был  участником Пелопоннесской войны, трех сражений - под Потидеей, а также  при Делии и Амфиполе. Сократ являлся  наставником воспитанника своего друга  Перикла - полководца и политика Алкивиада.

После поражения в этой войне  Афин власть в городе принадлежала т.н. Тирании тридцати. В этот период философ никоим образом не сотрудничал  с проспартанскими ставленниками, более того - он саботировал мероприятия  диктатуры, осуждал тиранов. Тем  не менее после ее свержения, через  четыре года, Сократ был привлечен  согражданами к суду. Афиняне были обозлены на философа за то, что тот  спас в свое время жизнь Алкивиаду  и тем самым не предотвратил нанесения  вреда Афинам. Формально ему было предъявлено обвинение в расшатывании государственных устоев. С их точки  зрения, Сократ не почитал чтимых городом  божеств, а вводил новые, а также  развращал юношество (известно, что  он называл свинством процветавшую в то время мужскую любовь). Произошло  это в 399 г. до н. э. Его бросили  в темницу, но пребывание в неволе Сократ перенес, сохраняя присутствие  духа, и даже отказался от побега, который намеревались ему устроить друзья.

Поскольку он был свободным афинским гражданином, его не мог казнить  палач, смерть должна была наступить  после принятия яда. Известно, что  перед кончиной Сократ обратился  с просьбой принести в жертву петуха божеству Асклепию. Как правило, это  делалось в качестве благодарности  за выздоровление, поэтому философ  продемонстрировал восприятие собственной  смерти как выздоровления души, освобождения от оков тела. В мае он спокойно выпил  кубок с ядом и умер, находясь в полном сознании.

Сократ не оставил после себя ни одного письменного сочинения. Его  излюбленным времяпрепровождением были беседы с представителями самых  различных социальных слоев. В этих беседах, удачно ставя вопросы, ведя живой диалог, он приводил собеседника  к тем или иным выводам. О чем именно были эти разговоры - об этом человечество узнало благодаря ученикам Сократа - Платону и Ксенофонту, их многочисленным сочинениям. В меньшей степени сведения о Сократе можно встретить в сочинениях Аристотеля, Диогена, Плутарха и других авторов.

С точки зрения Сократа, главным  критерием философии являлась нравственность, которую он приравнивал к знанию, истине, мудрости. Целью его учения было самопознание, являющееся путем  к достижению блага. Огромное значение Сократ придавал изучению людей как  созданий нравственных. Бог для него являлся источником справедливости, добродетели, государство – порядком как частью божественного плана. Сократ призывал людей не позволять  страстям брать над собой верх, но не выступал за полный отказ от наслаждений. Сам же он всегда оставался разумен, умел бороться со страстями, поэтому  приобрел репутацию идеального мудреца, особенно в глазах представителей последующих  исторических периодов. Именно Сократа  считают первым философом в истинном смысле этого слова.

Неоценимая заслуга Сократа  состоит в том, что в его  фактике диалог стал основным методом  нахождения истины. Если прежде принципы просто постулировались, то Сократ критически и всесторонне обсуждал всевозможные подходы. Его антидогматизм выражался  а отказе от претензий на обладание  достоверным знанием. Сократ применял повивальное искусство, именуемое  мэйевтикой — искусство определять понятия при посредстве наведения. С помощью искусно задаваемых вопросов он выделял ложные определения  и находил правильные. Обсуждая смысл  разнообразных понятий (благо, мудрость, справедливость, красота и т.д.), Сократ впервые начал использовать индуктивные доказательства и давать общие определения понятий, что явилось бесценным вкладом в формирование науки логики.

Сократ прославился как один из родоначальников диалектики в  смысле нахождения истины при помощи бесед и споров. Метод диалектических споров Сократа заключался в обнаружении  противоречий в рассуждениях собеседника  и приведения его к истине посредством  вопросов и ответов. Он первый увидел в отчетливости и ясности суждений основной признак их истинности. В  спорах Сократ стремился доказать целесообразность и разумность как мира, так и  человека. Он совершил поворот в  развитии философии, впервые поставив в центр своего философствования человека, его сущность, внутренние противоречия его души. Благодаря  этому познание переходит от философского сомнения «я знаю, что я ничего не знаю» к рождению истины посредством  самопознания. Сократ возвел в философский  принцип знаменитое изречение дельфийского оракула: «Познай самого себя!» Главная  цель его философии — восстановить авторитет знания, поколебленный  софистами. Его неугомонная душа неподражаемого спорщика стремилась трудом непрестанным и упорным к совершенству общения, дабы уяснить истину. Сократ твердил, что он знает только то, что он ничего не знает.

Сократ акцентировал своеобразие  сознания сравнительно с материальным бытием и одним из первых глубоко  раскрыл сферу духовного как  самостоятельную реальность, провозгласив ее как нечто не менее достоверное, чем бытие воспринимаемого мира, и тем самым как бы возложил ее на алтарь общечеловеческой культуры для изучения всей последующей философской  и психологической мыслью. Рассматривая феномен души, Сократ исходил из признания ее бессмертия, что увязывалось с его верой в Бога.

В вопросах этики Сократ развивал принципы рационализма, утверждая, что  добродетель проистекает из знания и человек, знающий, что такое  добро, не станет поступать дурно. Ведь добро есть тоже знание, поэтому  культура интеллекта может сделать  людей добрыми: никто не зол по доброй воле, люди злы лишь по неведению!

Политические воззрения Сократа  базировались на убеждении, что власть в государстве должна принадлежать «лучшим», т.е. опытным, честным, справедливым, порядочным и непременно обладающим искусством государственного управления. Он подвергал резкой критике недостатки современной ему афинской демократии. С его точки зрения: «Худшее  — это большинство!» Ведь далеко не все, избирающие правителей, разбираются  в политических, государственных  вопросах и могут оценить степень  профессионализма избираемых, их моральный  и интеллектуальный уровень. Сократ ратовал за профессионализм в  делах управления, в решении вопроса  о том, кто и кого может и  должен избирать на руководящие посты.

Древнегреческая философия оказала  определяющее влияние на всю историю  западной и отчасти даже мировой  философии вплоть до сегодняшнего дня. Самим термином «философия» мы обязаны  именно античности. Расцвет древнегреческой  философии приходится на V—IV вв. до н. э., а отголоски её замирали ещё  в течение тысячелетия. В Византии и странах ислама господствующее влияние греческой философии  сохранялось в течение всего  следующего тысячелетия; затем, во времена  Ренессанса и гуманизма, и в Европе произошло возрождение греческой  философии, что привело к творческим новообразованиям, начиная от платонизма и аристотелизма эпохи Ренессанса и кончая влиянием греческой философии на все развитие европейской философской мысли.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Философия Сократа