Философия Сократа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 15:11, реферат

Краткое описание

Сократ - великий античный мудрец, «олицетворение философии», как назвал его К. Маркс - стоит у истоков рационалистических и просветительских традиций европейской мысли. Ему принадлежит выдающееся место в истории моральной философии и этики, логики, диалектики, политических и правовых учений. Влияние, оказанное им на прогресс человеческого познания, ощущается до наших дней. Он навсегда вошел в духовную культуру человечества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Краткая биография Сократа
Глава 2. Философия Сократа
2.1. Познай самого себя
2.2. Добродетель - это знание
2.3. Диалоги
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

философия сократа.docx

— 33.63 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Краткая биография Сократа

Глава 2. Философия Сократа

2.1. Познай самого себя

2.2. Добродетель - это знание

2.3. Диалоги

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Сократ - великий античный мудрец, «олицетворение философии», как назвал его К. Маркс - стоит у истоков рационалистических и просветительских традиций европейской мысли. Ему принадлежит выдающееся место в истории моральной философии и этики, логики, диалектики, политических и правовых учений. Влияние, оказанное им на прогресс человеческого познания, ощущается до наших дней. Он навсегда вошел в духовную культуру человечества.

Образ жизни Сократа, нравственные и политические коллизии в его судьбе, популярный стиль философствования, воинская доблесть и гражданское мужество, трагический  финал -- окружили его имя притягательным ореолом легендарности. Слава, которой  Сократ удостоился еще при жизни, легко пережила целые эпохи и, не померкнув, сквозь толщу двух с  половиной тысячелетий дошла  до наших дней.

Сократом  интересовались и увлекались во все  време-на. От века к веку аудитория  его собеседников изменя-лась, но не убывала. И сегодня она, несомненно, много-люднее, чем когда бы то ни было.

В центре сократовской мысли -- тема человека, про-блемы жизни и смерти, добра  и зла, добродетелей и поро-ков, права  и долга, свободы и ответственности, личности и общества. И сократовские беседы -- поучительный и авторитетный пример того, как можно ориентироваться  в чаще этих вечно актуальных вопросов. Обращение к Со-крату во все  времена было попыткой понять себя и свое время. И мы, при всем своеобразии  нашей эпохи и но-визне задач, не исключение.

Современные обращения к Сократу - это не просто академическая дань уважения к общечеловеческому  авторитету античного мыслителя, но и неподдельный интерес к его  любопытной и привлекательной личности, к его продолжающемуся и в  наши дни духовному влиянию.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Краткая биография Сократа

Сократ  родился в мае -июне 469 г. до н. э. (четвертый год 77-ой Олимпиады) в семье афинского каменотеса Софрони-ска и повитухи Фенареты. В дошедших до нас сведениях о Сократе правда в ряде случаев дополнена вымыслом. Они порой носят анекдотический, полулегендарный характер. Мало достоверных сведений о детстве и вообще первой половине жизни Сократа, когда он еще не приобрел широкую популярность среди афинян. Но кое-что все же известно.

Сократ  был в семье вторым ребенком. Одна из библиографических легенд сообщает, что отец Софрониск, по принятому  тогда обыкновению, в связи с  рождением Сократа обратился  к оракулу с вопросом о характере  обращения с сыном и воспитания его. Смысл божественного наставления  был примерно таков: «Пусть сын делает то, что ему заблагорассудится; отец не должен его к чему-то вынуждать  и от чего-то удерживать. Отцу лишь следует  молиться Зевсу и Музам о благом исходе дела, Предоставив сына свободному проявлению своих склонностей и  влечений. В иных заботах его сын  не нуждается, так как он уже имеет  внутри себя на всю жизнь руководителя, который лучше тысячи учителей и  воспитателей».

Как и остальные афинские дети, Сократ получил общедоступное начальное  образование, которое было нацелено на физическое и духовное формирование члена полиса (города-государства), его будущего полноправного и  преданного гражданина. Дети в Афинах получали так называемое мусическое и гимнастическое воспитание, причем к мусическому относились все  искусства - поэзия, музыка, театр, изобразительное  искусство, скульптура, искусство счета, речи, и даже философия. Конечно, имелось  в виду приобщение детей в афинских гимназиях лишь к зачаткам таких  знаний и умений.

Когда Сократу исполнилось 18 лет, в отношении  его, как и других его сверстников, решался весьма существенный вопрос о наделении гражданскими правами  и официальном признании Афинского  государства. В соответствии с законом, гражданином Афин признавался лишь тот, чьи оба родителя - афинские граждане. Процедура подтверждения  этого факта была довольна сложной.

Успешно пройдя необходимую процедуру, молодой  Сократ, подобно другим своим сверстникам, принял следующую, обязательную в Афинах, гражданскую присягу: «Я не посрамлю священного оружия и не покину товарища, с которым буду идти в строю, но буду защищать и храмы, и святыни - один и вместе со многими. Отечество  оставлю после себя не умаленным, а большим и лучшим, чем сам  его унаследовал. И я буду слушаться  властей, постоянно существующих, и  повиноваться установленным законам, а также и тем новым, которые установит согласно народ. И если кто-нибудь будет отменять законы или не повиноваться им, я не допущу этого, но буду защищать их и один и вместе со всеми. И я буду чтить отеческие святыни».

В бурных перипетиях своей жизни, до ее трагического финала, Сократ оставался  верным этой присяге, мужественным и  законопослушным патриотом афинского  полиса.

Статус  полноправного гражданина Афин предоставлял много значительных (политических, правовых, материальных, морально-религиозных  и т.п.) льгот его обладателю и  выгодно отличал последнего от всех других лиц, по тем или иным основаниям проживавших в афинском полисе.

О первых занятиях Сократа, после того как он перешагнул возраст 18-ти лет  и достиг двадцатилетия, существует несколько версий. Вероятно всего, он занялся делами отцовской профессии  и какое-то время тоже обрабатывал  камни. Помимо значительных физических усилий, этот труд - почти среднее  между ремеслом и искусством - требовал большого мастерства и тонкого умения. По одной из библиографических легенд от работы каменотеса Сократа избавил  Критон, его сверстник и товарищ. Влюбленный в душевные качества Сократа  и обладая достаточным богатством, Критон предоставил своему другу  возможность совершенствоваться в  философии. Эта версия в известной  мере питается из того достоверного источника, согласно которому Критон в зрелые годы был преданным другом, слушателем и последователем Сократа, готовым  помочь ему в жизненных невзгодах.

Около начала Пелопонесской войны Сократ выступил с устным изложением своего философского учения и вскоре собрал вокруг себя круг учеников, большая  часть которых оказалась врагами  общественно-политического строя. Это  обстоятельство, а так же критические  высказывания самого Сократа, направленные против правителей Афин, которые во главе с Анитом привлекли Сократа  к суду. Мотивом для обвинения, по существу политического, послужило  религиозное легкомыслие Сократа, который отрицал старых богов  и почитал новое божество. По приговору  суда Сократ в мае 399 г. до н.э. выпил  кубок яда.

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Философия Сократа.

2.1. Познай самого себя.

Согласно  приводимому Аристотелем преданию, Сократ в молодости посетил Дельфы (Дельфийский храм пользовался громадным  авторитетом среди всех эллинов). Его взволновала и захватила  призывная надпись «Познай самого себя». Это изречение послужило  толчком к философствованию и  предопределило основное направление  его философских поисков истины. Сократ воспринял это изречение  как призыв к познанию вообще, и  выяснению смысла, роли и границ человеческого познания в соотношении  с божественной мудростью. Речь шла  о принципе познания человеком своего места в мире.

Сократовское  проникновение в существо человеческих требовало новых, истинных путей  познания. Философский интерес Сократа  к проблемам человека и человеческого  познания знаменовал собой поворот  от прежней натурфилософии к моральной  философии. Человек и его место  в мире стали центральной проблемой  этики Сократа и главной темой  всех его бесед. Переход от натурфилософии к моральной философии, связанный  с именем Сократа, произошел не сразу. Первоначально, молодой Сократ был  охвачен настоящей страстью к  Познани. Природы, к исследованию причин земных и небесных явлений, их возникновению  и гибели. В подобных стихийно-научных  размышлениях Сократ опирался на натурфилософские положения своих предшественников. Предложенные ими объяснения явлений  природы не удовлетворяли молодого Сократа. В пору этого разочарования  состоялось знакомство Сократа с  учением Анаксагора. Сократу на время  показалось, что он нашел, наконец, учителя, который ему откроет причину  бытия. Но вскоре он увидел непоследовательность учения Анаксагора.

Она состояла в том, что Ум вначале  провозглашается им в качестве принципа, который всему в мире сообщает порядок и служит причиной, но когда  дело доходит до объяснения конкретных явлений, этот Ум бездействует, поскольку  порядок вещей и их причины  определяются не этим Умом, а самими природными вещами - водой, воздухом, эфиром и т.п. Тем самым подменяется  понятие причины естественных явлений  самими этими явлениями, их столкновениями и стихийной игрой. По Сократу  же, истинная причина естественных явлений коренится не в них  самих, а в божественном разуме и  мощи; сами же явления природы - лишь сфера приложения причины, но не ее источник.

Придя к выводу о неправильности исследования причины бытия, как он ее понимал, эмпирическим путем, на основе данных органов чувств, Сократ перешел к  философскому рассмотрению истины бытия  и отвлеченных понятий. С этой точки зрения критерием истины является соответствие того, что познается, своему понятию.

Своей трактовкой истины в понятиях Сократ перевел проблематику познания в  новую плоскость, сделав предметом  философского познания само знание. Все  бытие, лишенное собственного разума и  смысла, вытеснено из этого предмета, исключено из него. Сократовская философия  имеет дело не бытием, но со знанием  о бытии. И это знание - результат  познания в понятиях божественной по своему характеру причины, а вовсе  не эмпирического изучения вещей  и явлений бытия.

Истинное  познание, как его понимал Сократ, призвано дать человеку верные ориентиры  для его повседневной жизни. Поэтому  ценность всякого познания - природных, людских и божественных явлений  и отношений - в том, чтобы научиться  разумно вести человеческие дела. Дорога самопознания ведет человека к пониманию своего места в  мире, к уяснению того, «каков он по отношению к пользованию собой  как человеком» Ксенофонт, Воспоминания о Сократе, IV, I, 24..

Философски  возвысив разум и признав за ним  универсальную мощь, Сократ подчинил его господству все космические  и земные дела. Знание в трактовке  Сократа предстало в качестве единственного должного регулятора и подлежащего критерию человеческого  поведения. Тем самым он вдохнул  новую жизнь в старую мудрость: «Познай самого себя».

2.2. Добродетель - это знание.

В центре всего сократовского философствования стоят вопросы о нравственных добродетелях, моральных качествах  человека. По существу своему учение Сократа - это философия морали, этика. Этически сориентирована и его теория познания, гносеология. Нравственно-этический  смысл человеческих поисков истины и овладение знанием предопределяется тем. Что истоки и знания, нравственности восходят, по Сократу, к богам. Мерой  человеческой добродетели оказывается  его приобщения к божественной мудрости, и процесс познания приобретает  характер морального действия, нравственного  акта. Обозначенный Сократом путь познания и есть его школа добродетели.

Истинное  познание - познание посредством понятий - доступно, по сократовской концепции, лишь немногим, мудрецам, философам. Но и им доступна не вся мудрость, но лишь незначительная часть ее. Мудрость есть знание, но человек не в силах  знать все. «Человеку, - говорил Сократ,- невозможно быть мудрым во всем. Следовательно, что кто знает, в том он и  мудр» Ксенофонт, Воспоминания о  Сократе, IV, IV,8..

Но  эта человеческая мудрость, по Сократу, немного стоит по сравнению с  божественной мудростью. И уже совсем мало что значит в этом отношении  обыденное, непросвещенное мнение.

Сократовское  положение о мудрости знания человеком  границ своего знания и незнания - «я знаю. Что ничего не знаю» - как раз  и фиксирует отношение человеческого  познания к божественному разуму. Знание божественно, и только оно  возвышает человека и уподобляет его богам. Большинство же людей, считает. Сократ, чурается знаний и  руководствуется случайными влечениями и переменчивыми чувствами. Сократ отстаивал принцип всеобщего  господства разума - в природе, в  отдельном человеке и в человеческом обществе в целом. В природе это  проявляется как гармония и целесообразность во всем мироздании; в отдельном  человеке как господство разумной души над природным и неразумным телом; в обществе - как господство разумных законов и установлений, как правление  знающих. Игнорирование этого, отклонение от правильного пути являются, по Сократу, следствием незнания.

Главной задачей философии он полагал  рациональное обоснование религиозно-нравственного  мировоззрения, познание же природы, натурфилософию счи-тал делом ненужным и безбожным. Сократ - принципиальный враг изучения природы. Работу разума человека в этом направлении он считал безбожеством. Он считал, что мир есть творение “божества” великого и всемогущего. Нужны гадания, а не научные исследования, чтобы получить указания богов относи-тельно их воли. Он следовал указаниям дельфийского оракула и советовал де-лать это своим ученикам. Он делал жертвоприношение богам и старательно выполнял все религиозные обряды.

Получается, что основной вопрос философии Сократ решает как идеалист: природа - это  нечто не стоящее внимания философа, важнейшим для него яв-ляется дух, сознания. Сомнение служило Сократу  предпосылкой для обраще-ния к  собственному Я, к субъективному духу, для которого дальнейший путь вел к объективному духу - к божественному разуму. Идеалистическая этика Сократа перерастает в теологию.

Он  выступает против детерминизма древнегреческих  материалистов и наме-чает основы телеологического миропонимания, причем здесь исходным пунк-том для него является субъект, ибо он считает, что  все в мире имеет своей це-лью  пользу человека.

Телеология  Сократа выступает в крайне примитивной  форме. Органы чувств человека, согласно этому учению, своей целью имеют  выполнение определен-ных задач. Цель: глаз - видеть, ушей - слушать, носа - обонять и т.п. Равным об-разом боги посылают свет, необходимый людям для зрения, ночь предназначена богами для отдыха людей, свет луны и звезд имеет своей целью помогать определению времени. Боги заботятся о том, чтобы земля произво-дила пищу для человека, для чего введен соответствующий распорядок времен года; более того, движение солнца происходит на таком расстоянии от земли, чтобы люди не страдали от излишнего тепла или чрезмерного холода и т.п.

Информация о работе Философия Сократа