Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 09:43, контрольная работа
Сократская философия была истинным законным детищем своего времени, а потому являлась крестницей и Протагора, и Аспасии, и Продика, и многих других великих деятелей, которым Сократ мог быть обязан своим развитием и без личного знакомства с ними. Сократ довольно рано почувствовал стремление к философии, однако, лишь почти после 15-ти летней работы мыслей, он решился вступить на публичное поприще в качестве учителя философии.
Неудовлетворенный изысканиями последних философов физиса, Сократом руководит ничто иное как поиски истины. Сократ сконцентрировался на проблематике человека. Он считает, что сущность человека – это его душа, и высшая задача воспитателя – научить людей взращиванию души.
Задание №1
Архэ – первая и последняя реальность всех вещей (термин Анаксимандра)
Атом – (от греч. Atomos – неделимое) – мельчайшие составные частицы материи, из которых состоит все сущее, в том числе и душа, образованная из тончайших атомов.
Атараксия – невозмутимость мудреца
Бытие – 1) понятие, которым в материалистической философии обозначается весь окружающий нас мир, существующий объективно, независимо от нашего сознания. Диалектический материализм не ограничивается, однако, признанием реальности существования мира, объективности Бытия – его материальность, что доказывается всем развитием науки, практики людей Это означает, что Бытие не просто существует вне нашего сознания. Будучи материальным, оно вечно и первично по отношению к сознанию, определяет его функционирование и развитие, сознание же вторично, является отражением Бытия. Поэтому понятие Бытия и материи часто употребляется в одном и том же смысле, как синонимы. Вместе с тем важно подчеркнуть, что именно материя как единство многообразного поражает в своем постоянном движении и развитии бесконечное многообразие форм Бытия – конкретных предметов, процессов и явлений. «Чистого» Бытия, т.е. Бытия существующего до материи и вне ее, нет. Попытки отрыва Бытия от материи неизбежно приводит к идеализму, когда на место реальной, материальной основы мира ставится духовная, идеальная. В применении в развитию общества понятие Бытие вообще выступает как понятие общественного Бытие, первичного по отношении к общественному сознанию и определяющего его содержание; 2)абстрактное понятие, обозначающее существование чего-либо вообще (как материальных, так и идеальных явлений)
Гедонизм – (от греч. Hedone – удовольствие, наслаждение) – философско – этическое учение (в античной философии главный учитель – Эпикур), согласно которому движущей силой, мотивом и целью поступков человека является получение наслаждения, удовольствия.
Диалектика – 1) методическое опровержение тезисов противника (Зенон Элейский например); 2) опровержение как самоцель (в софистике и эристике); 3) у Сократа диалектика – диалог в котором есть два момента – опровержение и майевтика, оба в ключе иронии; 4) у Платона – метод восходящий и нисходящий по обнаружению связей между идеями; 4) у Аристотеля диалектика совпадает с логикой и аналитикой возможного, диалектическим силлогизмом; 6) Стоики делили логику на диалектику и риторику; 7) современные исследователи допускают также наличие некоторых античных аналогов триадичной диалектики Гегеля, как синтеза противоположностей, элементы которой мы находим у Гераклита, Прокла.
Диалог – цепочка вопросов и ответов в исследовании истины. Диалог – одна из ярких характеристик диалектики Сократа, в противоположность монологу софистов. Сократический диалог, имея строгую логическую структуру, был воспитательным методом с заметной моральной нагрузкой, вспомоществование душе через логос. У Платона это еще и литературный жанр. В отличие от своего учителя, не признававшего письменного слова, он пытался передать в диалоге все богатство живого слова, его оплодотворяющую силу.
Детерминизм – признает всеобщую закономерную связь между явлениями, т.е. считает, что любое явление связанно с другими явлениями, имевшими место в прошлом, и обусловлено ими.
Душа – (от греч. Psyche Лат. Anima) – в обычном словоупотреблении совокупность побуждений сознания (и вместе с тем основа) живого существа, особенно человека; антитеза понятий тела и материи. Научное понятие души: душа – в отличии от индивидуального духа – совокупность тесно связанных, с организмом психических явлений, в частности чувств и стремлений.
Знание – духовная деятельность, отражение объективной действительности, рассмотрение с точки зрения не процесса, а результата. Кристаллизация Знания в научных теориях, в искусстве, в различного рода символических системах, например, в языке, выражает момент устойчивости в познавательном процессе. Воплощаясь в языке, Знание может быть передано другим поколениям. Каждый человек застает некоторую систему идей, теорий, определенный уровень развития культуры. Вся предшествующая познавательная деятельность общества выступает перед ним в форме готового Знания, которое он должен осваивать. Вовлекая знание в свою деятельность, осваивая его человек тем самым развивает свои духовные способности, превращает Знание в элемент сознания, формирует себя как активного творца культуры. В марксистской теории научного познания выделяются такие уровни научного знания, как эмпирическое и теоретическое Знание. Это расчленение обусловлено отражением действительности, применяемыми познавательными средствами. (наблюдение, описание и т.д. как характеристики теоретического Знания), уровнем системной организации (ее высшая форма – теория)Проводится различие также по объекту и методам исследования между естественнонаучным и гуманитарным Знанием, описательным и нормативным, аналитическим и синтетическим, содержательным и формальным Знанием. Помимо научного Знания существуют: обыденное и личное Знание, которые помогают ориентироваться в окружающем мире, не имеют теоретически – систематической формы, связаны с жизненным опытом отдельного индивида, нередко проникнуты различными предрассудками; техническое Знание – Знание, приемов и способов эффективного осуществления задач, связанных с реализацией научного Знания. Следует также отметить ценностный аспект Знаний, который наиболее отчетливо выступает в философском Знании в виде размышлений об этических, эстетических и познавательных ценностях, о путях и тенденциях развития человечества. Знание выступает таким образом не только как результат абстрактно – теоретической деятельности человека, но и как выражение его ценностных установок и ориентаций.
Идеализм – противоположная материализму философская ориентация, которая исходит из первичности духа, сознания и рассматривает материю, природу как нечто вторичное, производное. Это неправильное, извращенное представление о мире имеет свои гносеологические (теоретическо – познавательные) и классовые (социальные) корни. Идеализм заключается в абсолютизации, преувеличении отдельных моментов познания.
Кинизма – философская ориентация. Сторонники кинизма проповедовали непотребность и умеренность. Признаком более позднего кинизма было пренебрежение ко всякой культуре и ко всем обычаям, что временами вырождалось в цинизм.
Космос – порядок. Благодаря пифагорейской онтологии числа, сложилась традиция, согласно которой гармония и число поддерживают все и делают бытие тем, что оно есть. У досократиков такое понимание мира подкреплено разумным первоначалом. Аристотель говорит о сохранении космоса благодаря согласованности его элементов, их уравновешенности, так устроенной, что ни один из них не превосходит другой в потенции.
Логос – (греч. Logos – слово, понятие, разум, разумное основание, закон) – понятие, употребляющееся главным образом в античной и средневековой философии, означавшее основной закон бытия, а также мнение, мысль, разум, внутреннее поведение, решение.
Майевтика – буквально, повивальное искусство. Сократ подразумевал под майевтикой последнюю фразу иронического процесса, когда он помогал душе, уже освободившейся от фальшив иллюзий и «бременной» правдой, опростаться, т.е. «родить» истину.
Материализм – ( лат. Materialis – вещественный) – противоположная идеализму философская ориентация, которая исходит из первичности материи, природы, объективной реальности и рассматривает сознание как свойств материи. Материализму характерны вера в прогресс познания, стремление понять и природу и общество так, как они существуют сами по себе.
Понятие – одна из основных единиц мыслительной деятельности, логическая форма, с помощью которой строятся другие формы мышления (суждение, умозаключение) Понятие позволяет более глубоко познать действительность, чем ощущение, восприятие, представление. Если последние выражают непосредственный чувственно – наглядный опыт, доступный в принципе не только человеку, но и животных, то Понятие есть выход за пределы того, что непосредственно дано в чувственном опыте.
Разум – ум, способность, деятельность человеческого духа, направленное не только на причинное, дискурсивное познание (как рассудок), но и на познание ценностей, на универсальную связь вещей и всех явлений и на целесообразную деятельность внутри этой связи.
Скептицизм – (греч. Skeptikos – рассматривающий, критикующий) – в философском смысле теория, высказывающая сомнение в возможности достижения истины.
Стоицизм – (от греч. Stoa – портик, крытая галерея, где происходили занятия древнегреческой школы) – направление античной философии, возникшее в период кризиса древнегреческого (3 – 4 вв до н.э.) и римского (1 – 2 вв. н. э.)рабовладельческого общества. Стоицизм пытался построить цельную систему философии, которая включает логику (термин введен стоиками), физику и этику. Греческий стоицизм разрабатывал в основном логику и физику, а римский этику.
Фатализм – (лат. Fatalis - роковой) – философское или религиозное учение о полной зависимости людей либо от «высших сил», «проведения», «божественного предоставления», либо от неотвратимого действия законов окружающей действительности, которым люди должны подчиняться безоговорочно.
Эйдос – Идея. В досократовой мысли эйдос соответствует понятию формы. У Платона это – Идея, интеллигительная форма. Для Аристотеля эйдос – фундаментальное начало, но не отделенное, а, скорее, присуще самим вещам. Другой смысл эйдоса в «Метафизике» - вид, специфическое отличие вещей.
Эпикуреизм – учение и образ жизни, исходящие из идей Эпикура и его последователей. Эпикурейцами называют тех, кто, не задумываясь, отдает предпочтение материальным радостям жизни.
Этический рационализм – по Сократу, состоит в знании добра и действии в соответствии этому знанию.
Задание №2
«Философия Сократа».
Сократ родился в Афинах в 5 в. до н. э.. В настоящее время общепринятой датой его рождения считается месяц фаргелион (май – июнь) 469 г. до н. э..
Сократ жил в бурную эпоху греческой истории, начавшейся после успешной войны Эллады с персами. История Греции этого периода характеризуется острой политической борьбой внутри полисов, государственными переворотами. Аристократические формы правления сменяются демократическими, демократия порой перерождается в олигархию и тиранию. Общественная жизнь усложняется и становится содержанием повседневности, она выносится на городскую площадь, в народное собрание, суд. Время требует новых идей, новых знаний, умение разбираться в психологии, аргументировать, доказывать, умения правильно мыслить и правильно говорить.
Именно в такой среде и вырос Сократ, что оказывало непосредственное влияние на его философские взгляды. Сократская философия была истинным законным детищем своего времени, а потому являлась крестницей и Протагора, и Аспасии, и Продика, и многих других великих деятелей, которым Сократ мог быть обязан своим развитием и без личного знакомства с ними. Сократ довольно рано почувствовал стремление к философии, однако, лишь почти после 15-ти летней работы мыслей, он решился вступить на публичное поприще в качестве учителя философии.
Неудовлетворенный изысканиями последних философов физиса, Сократом руководит ничто иное как поиски истины. Сократ сконцентрировался на проблематике человека. Он считает, что сущность человека – это его душа, и высшая задача воспитателя – научить людей взращиванию души.
Сократ в определенном смысле совершил переворот в традиционной системе ценностей, выделив истине ценности, т. е. истинные ценности – лишь сокровища души, суть ценности, которые вместе составляют «познание». Познание же, по Сократу, есть необходимое условие благого дела, доброго поступка, ибо, если не знаешь блага, то и не знаешь, как действовать во имя добра. Добродетель, по Сократу, состоит в знании добра и действии в соответствии этому знанию. Это положение дает основание считать этику Сократа рационалистической.
Сократ углубляет и систематизирует понятие счастья. Счастье проистекает не из тела, или чего-то внешнего, а из души. Человек может быть счастлив лишь в этой жизни, какой бы не была потусторонняя реальность, он – зодчий собственного счастья и несчастья.
Бог Сократа – это разум, который понимает все без исключения, это упорядочивающая активность и проведение.
Диалектика как метод Сократа связанна с открытием сущности человека «психэ», ибо замечательным образом был найден способ освободить душу от иллюзий знания, обиходив ее, привести ее к должному состоянию принятия и приятия истины. Диалектика Сократа построена в форме диалога, включающего в себя иронию и майевтику, а по содержанию индукцию и определения. По Сократу, истинное знание не может быть передано одним человеком другому, его может «родить» только сам человек, а миссия Сократа – лишь помочь духовному рождению мысли.
В истории философии, пожалуй, нет фигуры более известной, чем Сократ. Еще в древности он стал в сознании людей воплощением мудрости, идеалом мудреца, поставившего истину выше жизни. Представление о нем как о синониме мудрости , мужества мысли и героической личности сохранилось и в последующие времена. Образ Сократа – мыслителя был положен в основу многих произведений литературы и искусства, начиная с диалогов Платона и кончая памфлетом современного греческого писателя Костаса Варналиса «Подлинная апология Сократа», произведениями русского ваятеля Антокольского, советского скульптора Коненкова, пьесой советского драматурга Э. Радзинского «Беседы Сократа».
В различные времена и вплоть до наших дней Сократа оценивали и оценивают по разному. Для одних он был и остается великим философом, для других – скучным моралистом, для третьих – политическим реакционером, который «за свою деятельность, направленную против афинской рабовладельческой демократии…был приговорен к смертной казни», для четвертых – передовым деятелем, который «и для теперешнего и для будущего поколений будет всегда источником жизни, нравственной силы и свободы».
Не смотря на столь различные мнения о Сократе, Сократ и сегодня остается актуален.
Задание №3
Понятие, обозначающее первооснову |
Философская школа |
Ее представитель |
1. Апейрон |
Милетская школа |
Анаксимандр |
2. Человек и его мышление |
Сократская школа |
Сократ |
3. Вода |
Милетская школа |
Фалес |
4. Число |
Пифагорейский союз |
Пифагор |
5. Воздух |
Милетская школа |
Анаксимен |
6. Огонь |
Милетская школа |
Гераклит |
7. Бытие |
Школа Элеатов |
Парменид |