Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2015 в 21:03, реферат
Сократ - представитель идеалистического религиозно-нравственного) мировоззрения, открыто враждебного материализму. Впервые именно •
Сократ сознательно поставил перед собой задачу обоснования идеализма и выступил против античного материалистического миропонимания, естественно-научною знания и безбожия Сократ исторически был зачинателем " тенденции, или
линии Платона " в античной философии.
9. Философия Сократа
Сократ - представитель идеалистического религиозно-нравственного) мировоззрения, открыто враждебного материализму. Впервые именно •
Сократ сознательно поставил перед собой задачу обоснования идеализма и выступил против античного материалистического миропонимания, естественно-научною знания и безбожия Сократ исторически был зачинателем " тенденции, или
линии Платона " в античной философии.В центре сократовской мысли - тема человека, проблемы жизни и смерти, добра и зла. свободы и ответственности, общества Сократ - принципиальный враг изучения природы. Работу человеческого разума
в этом направлении он считает нечестивым и бесплодным вмешательством в дело богов Основной задачей философии Сократ признавал обоснование религиозно-нравственного мировоззрения, познание же природы, натурфилософию считал делом ненужным и безбожным Сомнение (Я знаю, что ничего не знаю) должно было, по учению Сократа, привести к самопознанию ("познай самого себя"). Только таким
индивидуалистическим, путем, учил он можно прийти к пониманию справедливости, правд, закона, благочестия, добра в зла. Основной философский вопрос Сократ решает как идеалист: первичным для него является дух. сознания, природа же - это нечто вторичное и даже несущественное, не стоящее внимания философа. Особое значение Сократ придавал познанию сущности добродетели. Нравственный человек должен знати что такае добродетель. Мораль и знание с этой точки зрения совпадают: для того, чтобы быть добродетельным, необходимо знать добродетель как таковую, как "всеобщее", служащее основной всех частных добродетелей. Истинная справедливость, по Сократу, это знание того, что хорошо и прекрасно, вместе с тем и полезно человеку, способствует его блаженству, жизненному счастью. Тремя основными добродетелями Сократ считал: 1 Умеренность (знание, как обуздывать Страсти) 2. Храбрость (знание, как преодолеть опасности) 3. Справедливость (знание, как соблюдать законы божественные и человеческих) Только "благородные люди" могут претендовать на знание. А "земледельцы и другие рабочие очень далеки от того, чтобы узнать самих себя... Сократ беседует о храбрости, благоразумии, справедливости, скромности. Он хотел бы видеть в афинских Гражданах людей храбрых. НО скромных, не требовательных, благоразумных, справедливых в отношениях ко своим друзьям, но отнюдь не к врагам. Государственные формы, упоминаемые Сократом, таковы, монархия, тирания, аристократия, плутократия и демократия. Монархия, с точки зрения Сократа, тем отличается от тирании, что опирается на законные права, а не на насильственный захват власти, а поэтому и обладает моральным значением, отсутствующем у тирании. Аристократию, которая определяется как власть немногих знающих и моральных людей. Сократ предпочитает всем другим государственным формам, в особенности направляя острие своей критики против античной демократии как неприемлемой с его точки зрения безнравственной формы государственной власти.