Философия Средних веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 20:08, контрольная работа

Краткое описание

В мировоззрении находит свое завершение целостность духовности человека. Философия как едино-цельное мировоззрение есть дело не только каждого мыслящего человека, но и всего человечества, которое, как и отдельный человек, никогда не жило и не может жить одними лишь чисто логическими суждениями, но осуществляет свою духовную жизнь во всей красочной полноте и цельности ее многообразных моментов. Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентации, идеалов, верований и убеждений, а также образа жизни человека и общества. Проблема ценностей в составе мировоззрения теснейшим образом связана с такими феноменами духа, как вера, идеалы и убеждения.

Содержание

Задание 1. Законспектируйте следующий вопрос:
Проблема веры и разума в средневековой философии.

Задание 2. Раскройте следующие понятия:
Универсалии, номинализм, реализм, концептуализм, акциденция, атрибут, эсхатология, креационизм, сентенция, фидеизм, алхимия, «философский камень», «бритва Оккама».

Задание 3. Ответьте на вопрос:
Как объясняются доказательства существования бога в учении Фомы Аквинского?

Задание 4. Решите тест.
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Философия .docx

— 30.22 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

ГОУ ВПО ТЮМЕНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-

СТРОИТЕЛЬНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

 

Контрольная работа по философии

 

Вариант №   9  «Философия средних веков»

                                 тема контрольной работ

 

 

 

 

 

Выполнил: студент  2 курса

                                                                                                             Группа ПГС

                                                                                      Заоч. уск Формы обучения


                                                                                       Попов К.В


                                                                                                                                                 Ф.И.О.

Дата сдачи______________

Проверил:______________

                                                                                                                         должность

кафедры ГиСН

                                                                                                   


Ф.И.О.

 

 

 

 

Тюмень, 2013 г.

Оглавление.

Задание 1. Законспектируйте следующий вопрос:

Проблема веры и разума в средневековой философии.

 

Задание 2. Раскройте  следующие понятия:

Универсалии, номинализм, реализм, концептуализм, акциденция, атрибут, эсхатология, креационизм, сентенция, фидеизм, алхимия, «философский камень», «бритва Оккама».

 

Задание 3. Ответьте на вопрос:

Как объясняются доказательства существования бога в учении Фомы Аквинского?

 

Задание 4. Решите тест.

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Философия средних веков.

Задание 1. Законспектируйте следующий вопрос.

Проблема веры и разума в средневековой философии.

     Философия составляет теоретическую основу мировоззрения, или его теоретическое ядро, вокруг которого образовалось своего рода духовное облако обобщенных обыденных взглядов житейской мудрости, что составляет жизненно важный уровень мировоззрения. Но мировоззрение имеет и высший уровень – обобщение достижений науки, искусства, основные принципы религиозных взглядов и опыта, а также тончайшая сфера нравственной жизни общества. В целом мировоззрение можно было бы определить следующим образом: это обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентации, верований, убеждений и идеалов людей. В зависимости от того, как решается вопрос о соотношении духа и материи, мировоззрение может быть идеалистическим или материалистическим, религиозным или атеистическим. Материализм есть философское воззрение, признающее субстанцией, сущностной основой бытия материю. Согласно материализму, мир есть движущаяся материя. Духовное же начало, сознание есть свойство высокоорганизованной материи – мозга. Идеализм есть философское мировоззрение, согласно которому истинное бытие принадлежит не материи, а духовному началу – разуму, воле.

      В мировоззрении находит свое завершение целостность духовности человека. Философия как едино-цельное мировоззрение есть дело не только каждого мыслящего человека, но и всего человечества, которое, как и отдельный человек, никогда не жило и не может жить одними лишь чисто логическими суждениями, но осуществляет свою духовную жизнь во всей красочной полноте и цельности ее многообразных моментов. Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентации, идеалов, верований и убеждений, а также образа жизни человека и общества. Проблема ценностей в составе мировоззрения теснейшим образом связана с такими феноменами духа, как вера, идеалы и убеждения. Вера, утвержденная на глубокой нравственной потребности души, изящно оживленной «теплым дыханием чувств», – один из стержневых устоев духовного мира человека и человечества. Может ли быть так. чтобы человек в течение всей своей жизни ни во что не верил? Такого быть не может: хоть дремлющая вера, но непременно наличествует в душе даже такого человека, про которого говорят, что он Фома неверующий. Вера являет собой феномен сознания, обладающий силой неустранимости и огромной жизненной значимости: человек не может вообще жить без веры. Нельзя отождествлять веру вообще с религиозной верой.

     Важной составляющей мировоззрения являются идеалы. Человек в своей жизни, в своем постоянном моделировании будущего не может обойтись без стремления к идеалу. Человек испытывает потребность измышлять идеалы: без них нет на свете ни одного разумного человека, ни общества; без них не могло бы существовать человечество.

    Убеждения составляют стержень мировоззрения и духовное ядро личности. Человек без глубоких убеждений – это еще не личность в высоком смысле этого слова; это как бы плохой актер, играющий навязанные ему роли и в конечном счете утрачивающий свое собственное Я.

 

Задание 2. Раскройте следующие понятия.

Универсалии, номинализм, реализм, концептуализм, акциденция, атрибут, эсхатология, креационизм, сентенция, фидеизм, алхимия, «философский камень», «бритва Оккама».

 

Универсалии – это закономерности, общие для всех или для большинства языков мира.

 

Номинализм – (от лат. тominalis относящийся к именам, именной, от nomen-имя) это философское учение, согласно которому название таких понятий, как «животное», «эмоция»  это не собственные имена цельных сущностей, а общие имена (универсалии),

своего рода переменные, вместо которых можно подставить имена конкретных(например,

вместо общего имени «человек» собственные  имена «Пётор», «Павел»).

 

Реализм - это стиль и метод в искусстве и литературе, а также философская доктрина, согласно которой предметы видимого мира существуют независимо от человеческого восприятия и познания.

 

Концептуализм - (от лат. conceptus — мысль, понятие) направление схоластической философии; доктрина, согласно которой познание проявляется вместе с опытом, но не исходит из опыта.

 

Акциденция - (лат. accidentia — случайно появляющееся) — философский термин, введенный Аристотелем и обозначающий случайное, почти всегда несущественное свойство вещи.

 

Атрибут-  необходимое, существенное, неотъемлемое свойство предмета или явления (в отличие от преходящих, случайных его состояний).

 

Эсхатология- система религиозных взглядов и представлений о конце света, искуплении и загробной жизни, о судьбе Вселенной и ёё  переходе в качественное новое состояние. Также отрасль богословия, изучающая эту систему взглядов и представлений в рамках той или иной религиозной доктрины.   

 

 

 Креационизм-это теологическая и мировоззренческая концепция, согласно которой основные формы органического мира (жизнь), человечество, планета Земля, а также мир в целом, рассматриваются как непосредственно созданные Творцом или Богом.

 

Сентенция-(от лат. sentential, буквально мнение, суждение) краткая латинская апофегма, как правило из античного источника, цитируемая вне контекста. 

 

 

 

 

Фидеизм-(от лат. fides-вера)- философское учение, утверждающее примат веры над разумом и основывающееся на простом убеждении в истинах откровения.

 

Алхимия-это специфическая область натурфилософии, сформировавшаяся в лоне герметической традиции.

 

Философский камень -в описаниях средневековых алхимиков некий реактив, необходимый для успешного осуществления превращения (трансмутации) металлов в золото, а также для создания эликсира жизни.

 

 бритва Оккама – методологический принцип, получивший название от имени английского монаха-францисканца, философа-номиналиста Уильяма Оккама. В кратком виде он гласит: «Нн следует множить сущее без необходимости» этот принцип формирует базис методологического редукционизма, также называемый принципом бережливости, или законом экономии.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 3. Ответьте на вопрос.

Как объясняются  доказательства существования бога в учении Фомы Аквинского?

    Фома Аквинский (1225-1274 гг.) - центральная фигура средневековой философии позднего периода, выдающийся философ и богослов, систематизатор ортодоксальной схоластики, основатель одного из двух ее господствующих направлений - томизма. 
    Исходным принципом в его учении является божественное откровение, через которое человек для своего спасения узнает нечто такое, что ускользает от его разума. Предметом философии являются истины разума, предметом теологии - истины откровения. Конечным объектом и источником всякой истины является Бог, поэтому нет принципиального различия между философией и теологией. 
Центральной категорией философии Фомы Аквинского является бытие. Оно есть, и оно есть истина. Предельной полнотой бытия, частью которой являются изменяющиеся вещи, является Бог. Он есть конечная реальность, его силы постоянно в действии. Он может сотворить и безначальное, и бесконечное во времени и в пространстве, поскольку он сам вне времени и пространства. 
Фома Аквинский в своих работах сформулировал пять доказательств бытия Бога:

1. Доказательство через движение - ничто не может начать движение само по себе, для этого необходим первоначальный источник движения. Двигаясь по цепи источников. мы доходим до первопричины, которая может быть только бог. Что то произвело первое движение , и этим чем -то может быть только бог.

2. Доказательство через производящую причину – Ничто не является собственной причиной. Каждому следствию предшествует причина, и опять мы двигаемся по цепочке причин. Должна существовать первая причина, ее и называют богом.

3. Доказательство через необходимость - Должно было быть такое время , когда    физических объектов не существовало. Но поскольку в настоящее время они                 существуют, должна быть некая не физическая сущность, вызвавшая их существование; эта сущность и есть бог.

4. Доказательство от степеней бытия - Мы замечаем, что все в мире различно. Существуют различные степени, скажем благодати или совершенства. Мы судим о степенях, только сравнивая их с абсолютным максимумом . Человеческой природе свойственно как хорошее, так и плохое,  поэтому человек не может обладать абсолютной благодатью. Поэтому в качестве образца совершенства должен существовать другой абсолютный максимум благодати — мы называем этот максимум богом.

5. Доказательство через целевую причину - Существующие в мире объекты, и особенно живые организмы, производят впечатление созданных с определенной целью. Ничто нам известное не выглядит намеренно сотворенным, если оно не сотворено.Соответственно, существуют творец, и имя ему бог.

 

 

 

Задание 4. Решите тест:

1. Что выдвигает Фома  Аквинский – крупный представитель  теологии средневековой философии? 

1)5 собственных доказательств бытия Бога.

2)4 благородные истины;

3)Христианские заповеди.

 

2. Направление средневековой  философии, отрицавшее реальное  существование общих понятий,  считая их лишь словесными  оболочками –

1)Номинализм.

2)Реализм;

3)Консерватизм.

 

3. Сторонники номинализма  – направления средневековой  теологической философии – считали,  что  реально существовали  …

1)Общие понятия;

2)Единичные понятия.

3)Отдельные вещи.

 

4. Чему противопоставлялась  вера в средневековье?

1)Интуиции;

2)Чувствам;

3)Разуму.

 

5. Протестантская этика  провозгласила угодным Богу делом  …

1)Познавательную деятельность;

2)Предпринимательскую деятельность;

3)Благотворительную деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

1. Алексеев П.В. Философия: Учебник /Алексеев П.В., Панин А.В. –М., 2007.

2. Бачинин В.А. Философия: энциклопедический словарь / В.А. Бачинин. – М., 2005.

 

3. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для технических вузов /А.Г.Спиркин. – М.,.2006.

 

4. Гриненко Г.В. История философии: Учебник / Г.В. Гриненко. – М., 2006.

 

5. Звиревич В.Т. Философия древнего мира и средних веков: учебное пособие / В.Т. Звиревич. – М., 2004.

 

6. Кучер О.Н. Христианство. История и современность / О.Н. Кучер. 2007.

 

7. http://www.countries.ru/library/htm

 


Информация о работе Философия Средних веков