Заключение
Таким образом,
в результате проделанной работы
были рассмотрены особенности средневековой
философии.
Средневековая теологическая философия
отличалась замкнутостью на самой себе,
традиционностью, повернутостью в прошлое,
оторванностью от реального мира, воинственностью,
догматизмом, назидательностью, учительством.
Можно выделить
следующие основные черты средневековой теологической философии:
- теоцентризм (главной причиной всего сущего, высшей реальностью, основным предметом философских исследований являлся Бог);
- изучению самого по себе космоса, природы, явлений окружающего мира уделялось мало внимания, так как они считались творением Бога;
- господствовали догматы (истины, не нуждающиеся в доказательствах) о творении (всего Богом) и откровении (Бога о Самом Себе – в Библии);
- сглаживается противоречие между материализмом и идеализмом;
- человек выделялся из природы и объявлялся творением Бога, стоящим над природой (подчеркивалась божественная сущность человека);
- провозглашался принцип свободы воли человека в рамках божественного предопределения;
- выдвигалась идея о воскрешении человека из мертвых (как души, так и тела) в будущем при богоугодном поведении;
- выдвигался догмат о спасении окружающего мира и человечества путем воплощения Бога в теле человека – Иисуса Христа (боговоплощения) и принятия Иисусом Христом на Себя грехов всего человечества;
- мир считался познаваемым через понятие Бога, которое может быть осуществлено через веру в Бога.
Значение средневековой
теологической философии для
последующего развития философии в
том, что она:
- стала связующим звеном между античной философией и философией эпохи Возрождения и нового времени;
- сохранила и развила ряд античных философских идей, поскольку возникла на основе античной философии христианского учения;
- способствовала расчленению философии на новые сферы (помимо онтологии – учения о бытии, полностью сливавшегося с античной философией, выделилась гносеология – самостоятельное учение о познании);
- способствовала разделению идеализма на объективный и субъективный;
- положила начало появлению в будущем эмпирического и рационалистического направлений философии как результатам соответственно практики номиналистов опираться на опыт (эмпиризм) и повышенного интереса к проблеме самосознания (Я – концепция, рационализм);
- пробудила интерес к осмыслению исторического процесса;
- выдвинула идею оптимизма, выразившегося в вере в победу добра над злом и в воскрешении.
Список
используемой литературы
- Бучило Н.Ф., Кириллов В.И. и др. Философия в двух частях. Часть 1: История философии. - М.: Юристъ, 2002.
- Малышевский А. Ф., Карпунин В. А., Пигров К. С. - История философии. - М.: 2004.
- Соколов В.В. Средневековая философия - Просвещение, М.: 2001.
- Философский энциклопедический словарь / под ред. Е.Ф. Губского. - М.: Инфра-М, 2001.
- Честертон Г.К. Святой Фома Аквинский, "Вечный человек" - М.: 1979.
- Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики до современности - М.: ТД "ГРАНД", 2002.