Философия Т. Гоббса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 17:45, реферат

Краткое описание

В работе раскрыты основные положения философии Т. Гоббса.

Содержание

Введение 3
1. Взгляды Гоббса на предмет и структуру философии 5
2. Механистический материализм Т. Гоббса 11
3. Социально-политические взгляды Т. Гоббса 14
Заключение 22
Литература 24

Вложенные файлы: 1 файл

ИЗФ.docx

— 50.13 Кб (Скачать файл)

Отвергая оторванную от жизни схоластику, Гоббс, как уже отмечалось, стремится превратить философию в строгую науку, призванную вооружить людей знанием «причин всех вещей». Но знание не является для Гоббса самоцелью. Продолжая и развивая бэконовскую традицию, он подчеркивает, что «знание есть только путь к силе». Цель и назначение философии английский мыслитель усматривает в приобретении и использовании знаний «для умножения жизненных благ» (там же), для достижения успеха в практических начинаниях.

Направленность философии  к практике, сближение ее с деятельностью, содействующей «благу человеческого рода», столь характерные для материалистической философии Гоббса, коренным образом отличали ее от бесплодных схоластических спекуляций и оторванных от всего земного теологических построений. При этом нужно опять-таки учитывать, что Гоббс не проводит разграничения между философией и наукой. Поэтому, говоря о пользе философии, он ссылается на физику и геометрию, отмечает огромное практическое значение техники. В развитии научных и философских знаний, в их практическом применении Гоббс видит причину и источник тех благ, которыми пользуются цивилизованные народы. Пользу же философии морали и философии государства, по мнению Гоббса, можно оценить не столько по тем выгодам, которые обеспечивает их знание, сколько по тому ущербу, который приносит их незнание. Именно этим последним и объясняются, согласно Гоббсу, все бедствия, которые выпадают на долю людей в обществе. Незнание истинных законов общественной жизни является причиной такого зла, как гражданская война. И наоборот, постижение этих законов позволит людям правильно понять свои гражданские обязанности и избежать губительной войны.

Выступая горячим сторонником  и пропагандистом научного знания, Гоббс разделял общую всем просветителям точку зрения, согласно которой знание является важнейшим инструментом преодоления социальных бедствий и достижения общественного благоденствия. В условиях XVII столетия, когда жил и творил Томас Гоббс, провозглашение знания величайшей силой, способной облагодетельствовать человечество, имело большое теоретическое, научное и социальное значение.

 

2. Механистический материализм  Т. Гоббса

Гоббс создал первую законченную  систему механистического материализма, соответствовавшего характеру и  требованиям естествознания того времени. Для Гоббса философия – это наука о телах, а точнее можно дополнить, о «причинах» тел. Образцами этой науки были геометрия Евклида и физика Галилея. Однако между физикой и геометрией существуют значительные различия. Геометрия устанавливает постулаты, а "образование" фигур "зависит от нашего произвольного выбора". Гоббс уточняет: "Именно потому, что мы сами создаем фигуры, получается геометрия, и все в ней доказуемо".

Мы прекрасно знаем  то, что сами делаем, строим, устанавливаем  и основываем, но мы не можем с  такой же точностью познать природой созданные существа, потому что не мы их построили. Гоббс делает следующий  вывод: "Все же из самих свойств, с помощью дедукции мы можем доказать, что их причины могли быть теми или иными", т.е. даже такие свойства, как твердость, сводятся к чисто  количественной характеристике. А поскольку  все естественное сотворено природой в развитии, то движение и будет  основной причиной.

Разумеется, речь идет не о  движении в аристотелевском смысле, а скорее о движении с количественными  характеристиками, т.е. измеряемом математическими  и геометрическими способами (в  галилеевском смысле).

Таким образом, на основе всего  двух элементов: 1) тела, не зависящего от нашего мышления и «совпадающего с частью пространства», и 2) движения, понимаемого как механическое перемещение тела в пространстве с одного места на другое, Гоббс пытается объяснить всю действительность. На этом основан его материализм, а точнее, механистический материализм, в свое время вызвавший столько споров. Впрочем, иной раз кажется, что Гоббс представляет свое «учение о совокупности тел» как «гипотезу», а не догму. Однако также верно, что иногда он склоняется к тому, чтобы считать основой материальных тел ни больше, ни меньше как самого Бога. Это вызвало бурное несогласие одних, обвинения со стороны других, от которых он едва успевал защищаться разными способами.

Итак, материальное тело и  механическое движение объясняют все  на свете. Свойства вещей являются «призраками органов чувств», так как, по Гоббсу, ощущение цвета, звука, запаха и т.д. не имеют объективной значимости, а привносятся в мир нашим сознанием: «Все так называемые воспринимаемые свойства предмета представляют собой не что иное, как такое же количество разнообразных движений (потому что движение вызывает другое движение)». К механическому движению сводимы качественные изменения и сами процессы вырождения и разложения.

Вследствие этого процессы познания также можно объяснить  с механических позиций. В работе «О теле» он излагает свои соображения следующим образом: «Из всех знакомых нам явлений наиболее удивителен сам факт существования явлений, сам факт tophainesthai (являемости), т.е. обстоятельство, что из тел, существующих в природе, некоторые обладают отображениями почти всех вещей, другие же не обладают никакими. Если мы познаем принципы вещей только благодаря явлениям, то, в конце концов, основой познания этих принципов является чувственное восприятие, или ощущение, и из последнего мы черпаем всякое знание. Но исследование причин ощущения не может иметь в качестве отправного пункта никакое другое явление, кроме самого чувственного ощущения».

Однако позднее он начал  объяснять ощущение на основе движения, вызванного объектом у чувствующего субъекта, который, в свою очередь, реагирует  еще одним движением, из которого и возникает образ или представление. «Движениями» также являются чувства удовольствия и боли, стремления и желания, любви и ненависти и сама воля.

Свободы нет, ибо движение разных видов и вытекающие из него механические связи являются строго необходимыми. В работе «О теле» Гоббс рассуждает: «Свобода воли или желания не присутствует в человеке больше чем у других живых существ. Действительно, желанию предшествует собственная причина этого желания и, поэтому сам акт желания... не мог бы не следовать за ней, т.е. он следует неизбежно. Значит, ни воле людей, ни воле животных не свойственно, чтобы подобная свобода была свободной от необходимости. Если под свободой мы понимаем способность не желать, а делать то, что хочется, тогда, наверное, такую свободу можно предоставить как первым, так и вторым, а когда она существует, она одинакова и у людей, и у животных».

Очевидно, что если определенное движение предположительно является предшествующей причиной, то из него не обязательно  возьмет начало следующее движение. Свобода разрушает обычную связь  и вследствие этого, нарушает логику теории материальных тел и механицизма. В пределах материализма нет места  для свободы.

Но в этих пределах нет  также места для объективного блага (и зла), а следовательно, и  для моральных ценностей. Для  Гоббса благо − это то, к чему стремятся, а зло − чего избегают. Но в силу того, что некоторые  люди желают одних вещей, а другие – нет, одни чего-нибудь избегают, а другие – нет, получается, что благо и зло − относительны. Даже о самом Боге нельзя сказать, что Он – безусловное благо, ибо «Бог добр для всех тех, кто взывает к Его имени, но не для тех, кто поносит Его имя, богохульствуя». Значит, благо относится к человеку, месту, времени, обстоятельствам, как утверждал в древности еще софист Протагор.

 3. Социально-политические взгляды Т. Гоббса

Т. Гоббс изложил свое политическое учение в философском  груде «О гражданине» и трактате «Левиафан или материя, форма  и власть государства церковного и гражданского». В «Левиафане» Гоббс указал 16 естественных (неизменных и вечных) законов. Большинство из них носит характер требований: быть справедливым, милосердным, незлопамятным, беспристрастным и в то же время не быть жестоким, мстительным, и т.д. Таким образом, все естественные законы Гоббс сводит к одному общему правилу: «не делай другому того, чего ты не желал бы, чтобы было сделано по отношению к тебе».

 Государство Гоббс  рассматривал как человеческое, а не божественное установление. Оно возникло, по его мнению, на  основе общественного договора  из естественного догосударственного  состояния. Исходным пунктом в  обосновании концепции Гоббса  служит положение о том, что  все люди от природы равны  в отношении как физических, так  и умственных способностей. Из  равенства способностей Гоббс  выводит равенство людей на  достижение ими своих целей:  каждый в естественном состоянии  имеет право на все. Природа  дала людям все. Так как люди  имеют одинаковые права на  все и стремятся осуществить  эти свои права, между ними  неизбежно возникает борьба. Всеобщим  принципом при естественном состоянии  является «война всех против  всех».

В результате войны всех против всех становится невозможной  нормальная жизнь. В естественном состоянии  всем одинаково угрожает опасность  быть истребленными. Страх смерти делает людей склонными к миру, а «разум подсказывает подходящие условия мира, на основе которых люди могут прийти к соглашению». Так в результате общественного договора, по мнению Гоббса, и создается государство. Образование Государства, по сути дела, означает создание общества. Общественный договор в концепции Гоббса представляет собой объединение каждого с  каждым. Это своего рода договор  объединения, посредством которого масса превращается в организованное общество и образует единое лицо. Это новое лицо – государство, воля которого, в силу соглашения многих людей, считается за волю их всех с тем, чтобы государство могло распоряжаться силами и способностями отдельных членов в интересах общего мира и защиты: «Тот, кто является носителем этого лица, называется сувереном, и о нем говорят, что он обладает верховной властью, а всякий другой является подданным. Люди устанавливают государственную власть на условиях полного и безоговорочного подчинения. Государственная власть едина и ничем не ограничена. Она действует бесконтрольно и не перед кем не ответственна. Она стоит над законами гражданскими, которые только от нее получают свою силу. То есть верховная власть, будь то человек или собрание лиц, называется сувереном. Власть суверена в системе Гоббса – неограниченна. Он имеет право цензуры над всяким выражением общественного мнения.

Гоббс рассматривает также  вопрос о том, почему невозможно сотрудничество, подобное тому, которое есть у муравьев и пчел. Пчелы, находясь в одном  и том же улье, не конкурируют  между собой, у них нет желания  достичь почета, и они не используют разум для того, чтобы критиковать  правительство. Их соглашение естественно, но завет людей может быть только искусственным. Договор должен даровать власть одному человеку или собранию лиц, так как иначе он не сможет принуждать к повиновению. «Завет без содействия меча суть лишь слова». Договор происходит не между гражданами и правящей властью, как впоследствии было у Локка и Руссо, – это договор, заключенный гражданами между собой о том, чтобы повиноваться такой правящей власти, которую изберет большинство. Избранием этой власти их политические полномочия заканчиваются. Меньшинство связано так же крепко повиновением государству, как и большинство, так как договор обязывает повиноваться правительству, избранному большинством. Когда правительство избрано, граждане теряют все права, за исключением тех, которые сочтет целесообразным предоставить им правительство. Отрицается право восстания, потому что правитель не связан никаким договором, тогда как его подданные связаны.

Объединенное таким образом  множество людей называется государством. Это - "Левиафан", смертное божество.

Согласно Т. Гоббсу, может  быть лишь три формы государства: монархия, демократия и аристократия. К первому виду относятся государства, в которых верховная власть принадлежит  одному человеку. Ко второму - государства, в которых верховная власть принадлежит  собранию, где любой из граждан  имеет права голоса. Этот вид государства  Гоббс называет народоправством. К  третьему виду относятся государства, в которых верховная власть принадлежит  собранию, где правом голоса обладают не все граждане, а лишь известная  часть их. Создавая государство, люди переносят принадлежащие им права или на одно лицо, что образует монархию, или на собрание представителей всех сословий, что образует республику, или на представителей одного сословия, что образует аристократию. Но во всех случаях вся полнота власти находится в руках того лица или того органа, которому она передана. Гоббс – сторонник абсолютной монархии. Никаких «смешанных» правлений, при которых король должен бы свою власть делить с властью одного собрания, Гоббс не допускает. Он также считает невозможным какое-либо разделение власти между различными органами государства.

Поскольку правитель не принимает  участия в договоре, получив в  свои руки все права граждан, он держит власть непреложно. Он стоит над  справедливостью (потому что третье правило, как и все остальные, имеет законную силу для граждан, но не для правителя (монарха). Он может  вмешиваться в вопросы общественного  мнения, судить, одобрять или запрещать  определенные мысли. Все полномочия должны быть сосредоточены в его  руках. Сама Церковь должна ему подчиниться. Значит, Государство будет вмешиваться  в дела религии. И поскольку Гоббс  верит в Откровение, а следовательно, и в Библию, Государство, гипотетически  им созданное, должно, по его мнению, быть посредником в вопросе толкования Священного Писания и религиозной  догматики, пресекая, таким образом, любые поводы для несогласия. Абсолютизм этого Государства действительно  полный.

   Государственная  власть, как считает Гоббс, чтобы  выполнить свое главное назначение - обеспечение мира и безопасности  гражданам, - должна быть нераздельной  и суверенной. Она должна стоять  выше всех и не должна подлежать  чьему-либо суду или контролю. Какова бы ни была ее форма,  она по существу своему безгранична.  В республике народное собрание  имеет такую же власть над  подданными, как король в монархическом  правлении, ибо иначе будет  продолжаться анархия. Отрицание  абсолютной власти, происходит, по  мнению Гоббса, от незнания человеческой  природы и естественных законов. 

Информация о работе Философия Т. Гоббса