Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 18:47, доклад
Творчество этого неординарного немецкого мыслителя, который принадлежит 19 веку, но идейно предвосхищает проблематику и философские споры 20 века, представляет собой сложный комплекс идей, выраженных не в виде научных сочинений, а в мифопоэтической, художественной форме, что создает немалые трудности как для изложения, так и для интерпретации данного учения.
АТЕИЗМ И НИГИЛИЗМ
В "Веселой науке"
Ницше замечает, что "величайшее
из новых событий - что "Бог умер"
и что вера в христианского
Бога старта чем-то не заслуживающим
доверия - начинает уже бросать на
Европу свои первые тени... Наконец, нам
снова открыт горизонт, даже если он
и затуманен; наконец наши корабли
снова могут пуститься в
Подобная точка
зрения основана на том, что понятие
Бога враждебно жизни. Это глубочайшее
убеждение Ницше, которое не изменилось
с течением времени. "Понятие "Бог",
- пишет он в "Сумерках идолов",
- было до сих пор сильнейшим возражением
против существования" (1. Т.2. С.584). А
в "Антихристе" мы читаем, что в
христианстве почитается Бог, «объявляющий
войну жизни, природе, воле к жизни!
Бог как формула всякой клеветы
на "посюстороннее", для всякой
лжи о "потустороннем"!» (1. Т.2. С.644).
Ницше допускает, что
в некоторые исторические периоды
религия могла служить
Время от времени
Ницше приводит теоретические аргументы
против религии, указывающие на ее иллюзорный
характер. Решающим же мотивом его
отвержения религии вообще и христианства
в частности является то воздействие,
которое религиозная вера оказывает
на человека: ему прививается чувство
бессилия, ущербности, послушания и
т.п., он лишается способности к свободному
саморазвитию. Религия, согласно Ницше,
препятствует появлению высших индивидов
либо разрушает их внутренний строй.
Вместе с тем, нападая
на христианство, Ницше нередко отмечает
привлекательность и
Люди воображают,
считает Ницше, будто нет никакой
необходимой связи между верой
в христианского Бога и следованием
христианским нравственным критериям
и ценностям, то есть последнее-де можно
сохранить в
Согласно Ницше, человек,
воспитанный в лоне западноевропейской
культуры, соединяет в своем сознании
представление о моральных
Нигилизм может
выступать в разных формах. Так, существует
пассивный нигилизм, покорно признающий,
что высших ценностей нет, а существование
бессмысленно. Это ощущение может
побудить человека как к самоубийству,
так и к жестокости по отношению
к другим по принципу "все позволено".
Но есть и активный нигилизм, который
стремится сокрушить лишенных доверия
и обесцененных кумиров. Ницше предсказывает,
что активный нигилизм вскоре выйдет
на сцену истории (собственно, он уже
заявил о себе в его лице) и
вызовет потрясающие основы миропорядка
катаклизмы: "...Будут войны, каких
еще никогда нс было на земле. Только
с меня начинается на земле большая
политика" (1. Т.2. С.763).
Наступление нигилистической эпохи, с точки зрения Ницше, неизбежно. Это будет означать окончательный закат "декадентской" христианской цивилизации в Европе. В то же время через переоценку всех ценностей будет расчищен путь к появлению и упрочению власти высшего типа людей. С этой точки зрения, приход нигилизма, этого "самого жуткого из всех гостей", который уже "стоит за дверями" (3. С.35), нужно приветствовать.
ГИПОТЕЗА О ВОЛЕ
К ВЛАСТИ
Когда Ницше пишет,
что "жизнь - это воля к власти"
(3. С.106), то складывается впечатление, что
он просто заменяет шопенгауэровское
понятие "воля к жизни" понятием
"воля к власти". Это, однако, означало
бы, что Ницше смотрит на мир
как на проявление некоего изначального
единства, трансцендентного этому миру.
На самом деле в зрелый период творчества
он не только не разделяет подобной
идеи, но и резко критикует различение
нашего мира, мира явлений, с одной
стороны, и "истинного" мира, с
другой. Следует учитывать, что, согласно
Ницше, чувственно-воспринимаемый мир
- это отнюдь не "видимость", иллюзия,
создаваемая неким
Ницше, разумеется, опирался
на Шопенгауэра, однако эта идейная
преемственность не носит прямого
и непосредственного характера.
В своей концепции мира как
воли к власти он идет не от общего к
частному, а в обратном направлении:
применив сначала это понятие
к объяснению психических процессов,
он затем распространяет его и
на всю органическую природу. Он пишет:
"Прежде всего нечто живое хочет
проявлять свою силу - сама жизнь
есть воля к власти: самосохранение
есть только одно из косвенных и
многочисленных следствий этого"
(1. Т.2. С.250). В дальнейшем философ
применяет данное понятие и к
миру в целом: "Допустим, наконец,
что удалось бы объяснить совокупную
жизнь наших инстинктов как оформление
и разветвление одной основной формы
воли - именно воли к власти, как гласит
мое положение; допустим, что явилась
бы возможность отнести все
ВОЛЯ К ВЛАСТИ
КАК ПОЗНАНИЕ. УЧЕНИЕ ОБ ИСТИНЕ
"Познание, - пишет
в указанной выше связи Ницше,
- работает как орудие власти.
Поэтому совершенно ясно, что
оно растет соответственно
Итак, познание зля
Ницше - это процесс интерпретации,
истолкования. Он основан на витальной
потребности контролировать поток
становления. "Упущение индивидуального
и действительного дает нам понятие
и форму, природа же не знает ни
понятий, ни форм, ни родов, но только одно
недостижимое для нас и неопределимое
х" (4. С.258). То есть речь идет скорее о
приписывании интрепретации реальности,
нежели об извлечении этой интепретации
из нее: "Если кто-нибудь прячет вещь
за кустом, ищет ее там и находит,
- то в этом искании и нахождении
нет ничего особенно достойного прославления"
(4. С.260). И хотя мы рассматриваем те
или иные положения дел в физическом
или духовном мире как "тождественные"
и считаем их присущими обладающим
постоянством природы "объектам"
и "субъектам", подчеркивает Ницше,
это происходит не потому, что мы приблизились
к "истине", а потому, что это удобно
для нас. Здесь имеет место подмена тезиса:
от полезности интерпретации мы умозаключаем
к ее объективности.
Однако ни о какой
объективности истины, согласно Ницше,
речи не может быть. Это "выдумка"
учёных и философов. Вместе с тем
они по-своему правы, настаивая на
том, что некоторые положения, идеи
и концепции должны иметь преимущество
перед другими. "Истина, - отмечает
Ницше, - есть тот род заблуждения,
без которого некоторый определенный
род живых существ не мог бы
жить. Ценность для жизни является
последним основанием" (3. С.229). Некоторые
"фикции" подтвердили свою полезность
для рода человеческого и стали
чем-то само собой разумеющимся, например,
такие как: "существуют постоянные
вещи; существуют одинаковые веши: существуют
вещи, вещества, юла; вещь есть то, чем
она кажется" (1. Т.1. С.583) и т.п. Сходным
образом законы логики, а также
закон причинности пустили в
человеческой природе такие глубокие
корни. что "не верить в них значило
бы обречь род на гибель" (3. С.230).
В свою очередь "фикции",
которые оказались менее
Все истины, как считает Ницше, будучи по своей сути фикциями, вместе с тем являются интерпретациями реальности, в которых находят выражение те или иные перспективы. Любая форма жизни имеет свою точку зрения свою перспективу, которую она стремится навязать всем другим как обязательную. Категории разума и законы науки, будучи логическими фикциями, тоже имеют в виду определенную (не только познавательную) перспективу и не является олицетворением необходимой, априорной истины. Из сказанного ясно, что немецкий философ постоянно критикует классическое понимание истины как соответствия идей реальному положению дел в мире. При этом он в известной мере предвосхищает прагматическую трактовку истины, отдающую преимущество тем идеям, которые способствуют достижению желаемого практического результата. Однако в целом позицию Ницше по вопросу об истине правильнее всего назвать релятивистской. В этой связи интересна его самооценка, говорящая, что гипотеза воли к власти - это нс истина в собственном смысле слова, а "тоже лишь толкование" (1. Т.2. С.258).
ВОЛЯ К ВЛАСТИ
В ПРИРОДЕ И ЧЕЛОВЕКЕ
Для разъяснения
того, как воля к власти работает
в природе, Ницше использует аналогию
с атомистической моделью строения
материи. Он считает возможным говорить
о мельчайших количествах, или квантах,
власти (силы, энергии), которые находятся
в постоянном соперничестве и борьбе,
ибо каждое из них стремится бесконечно
увеличивать свое могущество. При этом
Ницше подчеркивает условность данной
физической аналогии, ибо само расчленение
единого процесса на составляющие - вещь
и ее воздействие, причину и следствие,
субстанцию и акциденцию - представляет
собой нс более, чем "психологическую
примесь". "Если мы элиминируем эту
примесь, - поясняет Ницше, - то вещей не
будет, а останутся динамические количества,
находящиеся в известном отношении напряженности
ко всем другим динамическим количествам"
(3. С.297).