Философия Фейербаха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 15:13, реферат

Краткое описание

Критикуя агностицизм, Фейербах исходил из того, что мышление человека верно отражает вне сознания существующую действительность. Основную роль в познании философ отводил чувствам: ясно, как солнце, только чувственное. Мыслить — значит связывать одно показание органов чувств с другим. Все формы познания (ощущения, представления, понятия, идеи) он рассматривал как образы, копии вещей, их свойства отношений.

Содержание

Введение.

Часть - 1.
1.Творческая биография Людвига Фейербаха.
Критика христианской религии.

Часть – 2.
Сложность позиции.
Этика.
Заключение.
Литература.

Вложенные файлы: 1 файл

1.doc

— 71.50 Кб (Скачать файл)

    Такое  превращение человеческих свойств  и способностей в некое самостоятельное существо Фейербах называет отчуждением сущностных сил человека. Всякая религиозная вера, по его убеждению, является результатом такого отчуждения. И все основные определения божества — это определения человека, превращенные в самостоятельный субъект. Почему, отмечает Фейербах, Бог, согласно христианскому вероучению, есть Любовь? А потому, утверждает он, что любовь есть сущностное свойство самого человека. Любовь является неистребимым желанием человека, и потому он ее обожествляет.

    Однако  внеисторическое понимание человека не позволяет Фейербаху всерьез разобраться в проблеме религиозного отчуждения. По словам Маркса, Фейербах так и не смог увидеть, что «религиозное чувство» — это общественный продукт, а тот индивид, которого он подвергает анализу, в действительности принадлежит к определенной форме общества.

  Не будучи в состоянии объяснить, откуда происходят религиозные чувства людей, Фейербах вынужден в конце концов отнести их к родовой сущности человека. А в результате «религиозное чувство» оказывается у Фейербаха вечным. В своих поздних работах он критикует не религию как таковую, а ложные и отчужденные формы проявления «религиозного чувства». Исследуя историю религии, он говорит о том, что традиционные формы религиозных верований были ложными и иллюзорными. Но преодоление этих форм, включая христианство, должно привести не к устранению самого «религиозного чувства», а к возвращению ему «истинной формы». Религиозное чувство, таким образом, оказывается у Фейербаха особым высшим чувством человека. И в религиозности проявляет себя своеобразие человеческой природы. Основой подлинной религии, согласно Фейербаху, является любовь к другому человеку. А поскольку наиболее интенсивно это чувство проявляется в половой любви, то у Фейербаха выходит, что именно любовь мужчины к женщине, и наоборот, является истинным религиозным служением.

    Надо  сказать, что призывы к любви  и сердечному общению Я и Ты являются лейтмотивом учения Фейербаха. Иронизируя над этим, Энгельс писал: «Но любовь! — Да, любовь везде и всегда является у Фейербаха чудотворцем, который должен выручать из всех трудностей практической жизни, — и это в обществе, разделенном на классы с диаметрально противоположными интересами! Таким образом из его философии улетучиваются последние остатки ее революционного характера и остается лишь старая песенка: любите друг друга, бросайтесь друг другу в объятия все, без различия пола и звания, — всеобщее примирительное опьянение».

 

 

4.Этика.

 

 

    Этика  Фейербаха — это этика Любви,  в которой он видит выход из отчужденного состояния человечества. Человек у Фейербаха должен жить полнокровной жизнью, однако в такой жизни еще нет места предметно-практической деятельности. Фейербах — материалист, но жизнь людей в его материалистическом учении проходит в созерцании природы и сердечном общении Я и Ты. Таким образом, антропологический материализм Фейербаха оборачивается идеализмом в понимании истории. И такова общая закономерность, на которую указывает Маркс в связи с учением Фейербаха. Грубый материализм всегда дополняется столь же грубым спиритуализмом, и наоборот. “Как только мы ограничили сущность человека его телесной природой, духовное начало человека тут же обретает вид самостоятельной идеальной субстанции”10. Как только исследование человека отдано на откуп медицине, так оно дополняется религиозной верой.

В своих исторических действиях люди руководствуются идеальными мотивами, которые принимают форму идеологических мотивов. Но никто не будет утверждать, что такие мотивы — это функция нашего мозга или функция нашего биологического тела. Смысл любви, дружбы, самопожертвования можно понять, если исходить из иного тела, а именно тела культуры, тела человеческой цивилизации. Но как раз этим Фейербах интересуется меньше всего.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

В результате получается так, что там, где Фейербах материалист, история остается вне его поля зрения, а когда он рассматривает  историю, он уже не материалист, поскольку уповает на помощь истинной религии. «Идеализм Фейербаха, — писал Энгельс, — состоит в том, что он все основанные на взаимной склонности отношения людей — половую любовь, дружбу, сострадание, самопожертвование и т. д. — не берет просто-напросто в том значении какое они имеют сами по себе, вне зависимости от воспоминаний о какой-нибудь особой религии, которая, и по его мнению, принадлежит прошлому. Он утверждает, что полное свое значение эти отношения получат только тогда, когда их освятит словом религия. Главное для него не в том, что такие чисто человеческие отношения существуют, а в том, чтобы их рассматривали как новую, истинную религию». Задача, таким образом, заключалась в том, чтобы от абстрактного индивида перейти к науке о действительных людях в их историческом развитии. И это движение, выходящее за пределы философии Фейербаха, было начато в работах Маркса и Энгельса.

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

 

  1. Фейербах Л. Избр. филос. произведения: В 2 т. М., 1955. Т. 1.- 634с.
  2. Фейербах Л. Избр. филос. произведения: В 2 т. М., 1955. Т. 2.- 529с.
  3. Фейербах Л. Сочинения. Т. 1. М.; Л., 1926. – 467с.
  4. Фейербах Л. Сочинения. Т. 2. М.; Л., 1926. – 538с.

5.История диалектики. Немецкая классическая философия.  М., 1978. – 714с.

6. Кушаков Ю.В.  Историко-философская концепция  Л. Фейербаха. К.,1981. – 672с.

 

 

 

 

 

 

 

 

1  Фейербах Л. Избр. филос. произведения: В 2 т. М., 1955. Т. 1. С. 497.

2  Фейербах Л. Сочинения. Т. 1. М.; Л., 1926. С. 13.

3  Фейербах Л. Сочинения. Т. 1. М.; Л., 1926. С. 73.

4 Фейербах Л. Избр. филос. произведения: В 2 т. М., 1955. Т. 1. С. 201.

5 Фейербах Л. Избр. филос. произведения: В 2 т. М., 1955. Т. 1. С. 311.

6 Фейербах Л. Избр. филос. произведения: В 2 т. М., 1955. Т. 2. С. 201.

7 Фейербах Л. Избр. филос. произведения: В 2 т. М., 1955. Т. 2. С. 320..

8 Фейербах Л. Избр. филос. произведения: В 2 т. М., 1955. Т. 2. С. 234.

9 Фейербах Л. Сочинения. Т. 2. М.; Л., 1926. С. 133.

10 Фейербах Л. Избр. филос. произведения: В 2 т. М., 1955. Т. 2. С. 442.




Информация о работе Философия Фейербаха