Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 09:16, реферат
Осуществленный И. Кантом "коперниканский переворот" в гносеологии был подхвачен и развит другим представителем немецкого классического идеализма - Иоганном Готлибом Фихте (1762-1814). В 1794-1795 гг. Фихте издает свой главный труд - "Основа общего наукоучения", в котором пытается показать, что именно философия должна стать фундаментом всех наук, "учением о науке". При этом Фихте явно не устраивает кантовский дуализм "вещей в себе" и явлений, природы и свободы. Он стремится построить внутренне единую систему знания, которая исходила бы из опять-таки единого самодостоверного основоположения.
Осуществленный И. Кантом "коперниканский переворот" в гносеологии был подхвачен и развит другим представителем немецкого классического идеализма - Иоганном Готлибом Фихте (1762-1814).
В 1794-1795 гг.
Фихте издает свой главный труд - "Основа
общего наукоучения", в котором пытается
показать, что именно философия должна
стать фундаментом всех наук, "учением
о науке". При этом Фихте явно не устраивает
кантовский дуализм "вещей в себе"
и явлений, природы и свободы. Он стремится
построить внутренне единую систему знания,
которая исходила бы из опять-таки единого
самодостоверного основоположения.
Поскольку философия
Фихте - "критическая", ее отправным
пунктом является сознание, субъект. Следовательно,
исходнбе основоположение науки должно
выражать сущность сознания, причем выражать
самоочевидно и без опоры на эмпирический
мир, т. е. определять сознание как бы "изнутри",
из него самого. Таким самоопределением
сознания, по Фихте, является самосознание,
как нечто самодостоверное и самоочевидное.
"Я есмь Я" - это и есть исходное основоположение
наукоучения, в котором задано сознание
как таковое, сознание "само по себе".
В акте самосознания субъект (тот, кто
действует) и объект (продукт действия)
полностью совпадают, т. е., говоря словами
Фихте, "субъективное и объективное
слиты в нем воедино".
"Начало" философии Фихте, знаменитое
"Я есмь" - не просто суждение, с которым
следует согласиться в силу каких-либо
логических аргументов. Наука, начинающая
с него, не должна, да и не в состоянии его
доказывать, ибо, полагая "Я есмь, мы
не .только повторяем чье-то суждение,
но главным образом сами производим это
основоположение, порождая его нашим собственным
духом. Осознай свое "Я", создай это
"Я" актом своего осознания - обращается
философия к человеку, апеллируя, прежде
всего, к его свободе и творческой воле.
Самоотождествление "Я" есть первый
акт свободы воли человека, первый, так
сказать, продукт действия его сознания,
поэтому оно и является у Фихте первым
основоположением науки.
При этом совпадение, тождественность
сознающего субъекта с самим собой одновременно
выступает и как отделение, отграничение
человека от всего того, что не относится
к его внутреннему миру. Для обозначения
этого, чуждого сознанию мира Фихте вводит
категорию "не-Я". "Я полагает не-Я",
- гласит второе основоположение наукоучения.
Однако из него вовсе не следует, что Фихте
указывает выход за пределы сознания человека,
во внешний мир. Категория "не-Я" по
замыслу философа лишь обнаруживает иное
состояние все того же сознания, когда
его активность уже не сосредоточена на
самом себе, а направлена на вещный по
преимуществу мир.
Всякая вещь "дана" нам только вместе
с осознанием ее, следовательно, материальные
вещи в гносеологии позволительно рассматривать
лишь в их отношении к субъекту, человеку.
Субъект познания, фихтевское "Я"
превращается таким образом в некий всеобщий
мировой субъект. Здесь на философском
языке воспроизводится тот простой факт,
что любое индивидуальное человеческое
сознание в состоянии вместить в себя
весь необъятный мир нашей и других Вселенных,
и даже больше того - к этим Вселенным еще
и добавить от себя такое, чего в них не
было.
Вечная же проблема для гносеологии заключается
в том, чтобы определить, что в этой, нарисованной
нашим сознанием, картине мира дано природой,
объективной реальностью, а что - создано
самим человеком (субъектом). В свое время
И. Кант просто потряс философов, обнаружив,
что чуть ли не большая часть содержания
нашего сознания сконструирована нами
же безотносительно к объективному миру,
зато - на наш собственный вкус, по мерке
человека. Фихте же пошел еще дальше: у
него весь мир нашего сознания (и осознание
природы, и самосознание) оказался порожденным
активностью человеческого духа, нашего
собственного "Я". Поэтому "Я"
и "не-Я" у Фихте - всего лишь различные
состояния сознания, внутренние противоположности.
В этом основоположении Фихте синтезирует эти противоположности в некое целое, абсолютное «Я». Вся последующая весьма сложная система различных категорий, тезисов, антитезисов и т. Д. выводится Фихте из трех вышеперечисленных основоположений.
Противоречие – стимул диалектического развития.
В построении своей системы
Фихте пользуется
Противоречие содержится уже
в исходном положении
Однако такое "абсолютное Я", подставленное
в формулу первого основоположения "Я
есмь Я", делает последнее совершенно
недостижимым для конкретного человека,
ведь в этом случае он стал бы равен богу.
Значит, тождество "Я" самому себе
является одновременно и осуществляемым
в акте самосознания, и принципиально
неосуществимым ввиду бесконечности мира
в целом. По мысли Фихте, это противоречие
и служит стимулом диалектического развития
системы: его преодоление побуждает к
развертыванию все новых определений
сознания, что и составляет содержание
мирового процесса, понятого, естественно,
с позиций субъективного идеализма.
Философия И. Г. Фихте - предельно спекулятивная
(т. е. умозрительная), абстрактная, громоздкая,
мало удобная в обращении, тем не менее
пользовалась в самом начале XIX в. немалой
популярностью в Германии. Причиной тому
является, скорее, не какая-то особая глубина
мысли, а общее соответствие некоторых
черт философии Фихте "духу времени",
да и сам облик и темперамент этого философского
и политического радикала.
В целом же, оценивая значение
философии И. Г. Фихте, его
вычурные и нередко
Иные достижения Фихте
«Мысли самого себя», «будь самим собой», «будь тождественным себе», а следовательно, - свободным, разумным, бесконечным в развертывании своих возможностей – таков наказ оригинального немецкого философа Иогана Готлиба Фихте.