Философия Франка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 22:24, контрольная работа

Краткое описание

Семён Людвигович Франк (16.01 1877 – 10.12. 1950г.г.) Родился 16 января 1877 г. в Москве в еврейской ортодоксальной семье. Поступил на юридический факультет Московского университета. Вел марксистскую пропаганду среди рабочих. Исключен из университета (1899). Продолжал образование в Берлине. В 1901 г. окончил Казанский университет. Женат на Татьяне Сергеевне Барцевой. После сближения с П. Б. Струве стал редактором философского отдела "Русской мысли" (1906). Принял православие (1912). Декан философского факультета Саратовского университета (1917-1921). Эмигрировал из России в 1922 г. До 1937 г. жил в Германии, затем во Франции (до 1945 г.). Читал лекции по философии в Свято-Сергиевском богословском институте в Париже. Сотрудничал в газете "Руль". Участвовал в работе Русского студенческого христианского движения (РСХД). Скончался 10 декабря 1950 г. в Лондоне.

Содержание

Введение ___________________________________________________ 4 стр.
Жизненный путь и формирование взглядов______________________ 4 стр.
Понятия «общество» и «общественное» в социальной философии
С. Л. Франка _______________________________________________6 стр.
Взгляды на общество в политической философии С. Л. Франка ____ 10 стр.
Заключение________________________________________________16 стр.
Список литературы__________________________________________ 18 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

философия моя контрольная.docx

— 95.20 Кб (Скачать файл)

С общей социально-философской точки зрения, демократическому принципу самоопределения отдельного поколения можно и нужно противопоставить начало наследования. Характерным политическим выражением начала наследования являлась, по мнению философа, монархия как теократически обоснованная наследственная верховная власть. Идея царя как помазанника Бога, считал Франк, глубоко верна, так как ясно выражает «интересы общества как сверхвременного единства, как соборного лица». Откровенные симпатии Франка к конституционной монархии как к форме правления, обеспечивающей твердую государственную власть, устойчивость и стабильность общественного развития, не означали рассмотрения этой формы в качестве априорно заданного общественного идеала, который можно навязывать кому бы то ни было. Верность и осуществимость общественного идеала Франк связывал с соблюдением целого ряда конкретных условий. Прежде всего, свободно выбранный идеал должен соответствовать общим, вечным принципам общественной жизни. Кроме того, он должен быть в согласии с характером того эмпирического материала, к которому он прилагается. К эмпирическим условиям, требующим несомненного учета в деле выяснения применимости того или иного идеала, Франк относил:

1) материальные условия жизни  данного общества; 2) его духовное (нравственное, религиозное, умственное) состояние, а также духовное состояние  его отдельных слоев; 3) отношения  между разными слоями (классами, национальностями и т. п.); 4) исторические  задачи, которые в данный момент  стоят перед обществом.

В последних своих работах, в частности в книге «Свет во тьме. Опыт христианской этики и социальной философии» (1949), Франк обращался к задачам христианской политики в современную ему эпоху. Он считал, что, по сравнению с относительно мирным течением и устойчивостью жизни в XIX в., XX век, переживший две мировые войны, ядерные бомбардировки и другие общественные катаклизмы, охвачен настолько бурным разрушительным движением, что само существование человека и человечества поставлено под вопрос. Правда жизни такова, что основным нравственным достижениям европейской культуры грозит гибель. Такое состояние диктует отказ от безответственного мечтательного утопизма, поиск не абсолютного улучшения, а охранения уже созданного и спасения мира от гибели. При всей очевидности несовершенства «старого»- общественного порядка, созданного европейским человечеством, следует, считал философ, отказаться от радикализма.

Сегодняшний путь мирского служения заключается «в напряженной жертвенной защите» тех христианских общественных завоеваний, которые явились итогом героических, упорных и длительных усилий прошлых поколений. К этим достижениям С. Л. Франк относил отмену рабства, пытки, свободу мысли и веры, утверждение моногамной семьи и равноправия между полами, политическую неприкосновенность личности, судебные гарантии против произвола власти, равноправие всех людей вне различия классов и рас, признание принципа ответственности общества за судьбу его членов и др. Необходимо защищать, подчеркивал он, все то, что имеет вечную ценность в идеалах демократии и социализма, ибо в них косвенно выражается христианское сознание. Правда социализма (совершенно независимо от пригодности социалистического порядка мира) заключается в ответственности всех членов общества за судьбы нуждающихся и обездоленных, в защите права всех людей на обеспечение равных условий физического здоровья, досуга, образования.

Заключение

 

В заключение хотелось бы отметить, что для С. Л. Франка был характерен всесторонний, целостный и диалектический подход к анализу социально-политических явлений и процессов. Он изучал их и как социолог, и как философ, и как религиозный мыслитель, постоянно фиксируя дуализм и внутреннюю противоречивость общественной жизни.

Общество есть, согласно Франку, единое существо, самобытная, внутренне целостная реальность, особый, духовно связанный организм. Это не механическая сумма изолированных субъектов, это единство неких общих человеческих начал и сил, действующих в единичных людях и через их посредство сказывающихся в реальности их совместной жизни. Опираясь на свою теорию знания и на свое учение о душе человека, он показывает, что сознания различных индивидуумов не обособлены, а всегда до некоторой степени слитны и что общение индивидуальных сознаний есть «первичное свойство всякого сознания». Индивидуальное сознание не первично, оно лишь постепенно дифференцируется из сознания вообще, никогда не отрываясь от целого, так что индивид в подлинном и самом глубоком смысле слова производен от общества, как целого.

Общественным идеалом, по мнению философа, является соборность, представляющая собой особую форму социальной организации, свидетельствующую о том, что за эмпирической связью людей стоит «идея-святыня», которой они служат, и которая является животворной силой, сплачивающей людей в подлинную целостность.

С. Л. Франк вошел в историю социально-политической мысли как «либерал-консерватор» и государственник, стремящийся раскрыть метафизические начала политических процессов, увидеть их религиозно-этическую глубину. В настоящее время в нашей стране происходит процесс создания идеологической парадигмы и выработки национальной идеи на основе доминирования христианских ценностей. Поэтому обращение к философии С.Л. Франка является обоснованным, так как он освоил огромный этико-философский пласт христианской религии, истолковав некоторые аспекты ее с позиции рационалистического гуманизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Зеньковский В.В. История  русской философии. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.

2. Франк С.Л. Введение в  философию. - СПб., 1993.

3. Франк С Л. Духовные  основы общества. – М.: Республика, 1992.

4. Франк С. Л. Непостижимое // Сочинения. - М., 1990.

5. Франк С.Л. Нравственный  идеал и действительность //Непрочитанное : статьи, письма, воспоминания. - М., 2001.

6. Франк С. Л. Очерк методологии  общественных наук. // Сочинения. - М., 1990.

7. Франк С.Л. Проблема власти.//Философия  и жизнь. Этюды и наброски по  философии культуры. - СПб., 1910. 8. Франк  С. Л. Реальность и человек. - М.: Республика, 1997.

9. Франк С.Л. Свет во  тьме. – М.: Факториал, 1999.

10. Франк С. Л. Смысл жизни // Вопросы философии. 1990. № 6.

11. Франк С. Л. Философия  и жизнь. Этюды и наброски философии  культуры. - СПб., 1910.

12. Франк С.Л. Философские  предпосылки деспотизма./Опыт русского  либерализма. - М., 1997.

 

 

 


 


 



Информация о работе Философия Франка