Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 14:29, контрольная работа
Современная философия, прежде всего антиидеологична. Она борется против любой идеологии как упрощающего, поверхностного способа объяснения мира и человека, человеческих отношений. Она пытается убедить людей, что никакие искусственные схемы в обществе и истории не работают, что никакой мировой разум не гарантирует человеку счастливого будущего, что мир вообще устроен не рационально, в нем никогда и ничего у человека не получается. Не осуществились идеалы Французской революции, на ее обломках восторжествовало мещанское буржуазное общество, не осуществились идеалы Просвещения, в мире по-прежнему царят зло, невежество, тирания.
Введение.
Направления Философии ХХ века:
Иррационализм.
Марксизм.
Позитивизм.
Структурализм.
Экзистенциализм.
Психоанализ.
Заключение.
Литература.
Тема: Философия ХХ века
План:
Введение
Философия ХХ века представляет собой сложное духовное образование. Ее плюрализм объясняется как развитием науки и практики, так и развитием предшествующей философии XIX века.
Она живет и действует в совершенно
ином мире по сравнению с тем, в котором
выдвигала и защищала свои идеи и принципы
классическая философия. Классическую
философию в целом можно охарактеризовать
как философию самосознания. Ее основные
черты: суверенность мыслящего индивида,
рациональный контроль над своими поступками
и мыслями, прозрачность общественных
отношений, поддающихся расчету. Философы
классического времени наряду с писателями
и учеными составляли элиту любого общества
его воспитателей, которые учили народ,
поднимали его до своего уровня, занимали
монопольное положение в обществе как
носители абсолютной истины.
Все коренным образом
изменилось в XX в. Ученые, как и философы и художники,
в массе своей перестали быть автономными,
независимыми носителями абсолютной истины.
Они становятся служащими государственного
или партийного аппарата, научно-исследовательских
учреждений, газет или журналов, получают
зарплату и возможность реализовывать
свои идеи только в той мере, в какой этого
хочет государство или крупные собственники.
Особенностями современного
общества стали индустрия сознания и массовая
культура. В обществе появляется мощный
аппарат по выработке всевозможных социальных
теорий и мифов, которые с помощью средств
массовой информации - радио, печати, телевидения
ежедневно и ежечасно "воспитывают"
народ, прививая всем одни и те же предрассудки,
упрощенные схемы объяснения мира и истории,
упрощенные нравственные и эстетические
ценности. Современный философ, в отличие
от классического, имеет дело не с наивной,
непросвещенной массой, а с людьми, чьи
мозги с самого детства обработаны идеологией,
напичканы различными догмами и суевериями,
через толщу которых и должна ныне пробиваться
философская мысль, чтобы "разбудить"
человека, заставить его думать и жить
самостоятельно, привить ему вкус к свободе
и независимости.
Современная философия,
прежде всего антиидеологична. Она борется
против любой идеологии как упрощающего,
поверхностного способа объяснения мира
и человека, человеческих отношений. Она
пытается убедить людей, что никакие искусственные
схемы в обществе и истории не работают,
что никакой мировой разум не гарантирует
человеку счастливого будущего, что мир
вообще устроен не рационально, в нем никогда
и ничего у человека не получается. Не
осуществились идеалы Французской революции,
на ее обломках восторжествовало мещанское
буржуазное общество, не осуществились
идеалы Просвещения, в мире по-прежнему
царят зло, невежество, тирания. Все попытки
сделать людей счастливыми, внешне переустраивая
общественные порядки, приводили в краху.
В России попытки построить коммунистическое
общество - общество изобилия и счастья
привели к установлению жесточайшей диктатуры.
Современная философия,
как, впрочем, и современная литература,
отказавшись от претензий на обладание
абсолютной истиной, существенно перестроила
образ и стиль философствования. Теперь
чаще всего это не монолог автора, который
знает все заранее, а диалог автора и читателя,
предполагающий интуицию и развитое воображение
читателя, способного на определенный
духовный труд. Только в этих взаимных
усилиях может раскрыться подлинный смысл
и значимость философского произведения.
Современная философия
считает, что есть только один путь изменения
- изменение человеком самого себя, внутреннее
освобождение от рабства привычек, стандартов,
стереотипов мышления и поведения, стадной
морали, веры в потусторонние силы, которые
рано или поздно сделают всех счастливыми,
от страха и от душевной и духовной лени.
Многим мыслителям XX в. свойственно трагическое мироощущение,
"скорбное неверие" в конечную победу
сил разума и добра. Отсюда и стремление
уйти от всяких идеологических и мировоззренческих
проблем, попыток построения всеохватывающих
философских систем. Всякая система, всякая
объективная ценность - это насилие над
человеком. Мир, по мнению современных
философов, становится полицентричным
и полифоничным. Здесь нет никаких абсолютных
систем отсчета, изначальных масштабов,
нет никаких воспитателей и воспитуемых,
каждый человек ценен сам по себе, каждый
является центром Вселенной. Каждый должен
что-то сделать сам с собой, должен осознать
абсолютную негарантированность своего
существования (никто не ответственен
за него - ни Бог, ни мир, ни общество - за
то, что он родился и существует, что он
прожил столько-то лет, чего-то добился
в этой жизни и т.д.), и в этой негарантированности
обрести смысл своей жизни, найти свое
место и свое дело, которое за него никто
не сделает.
Современный мир,
полагают философы XX в., не существует автоматически. Он неизбежно
рухнет, если каждый человек не будет поддерживать
его существование своими усилиями своей
верой, своей страстью, своими попытками
во что бы то ни стало сохранять в себе
человеческий облик.
В этом смысле современная
философия глубоко демократична в сравнении
с аристократической позицией классической
философии.
Философия XX в. — это множество самых различных направлений философствования, многие из которых пришли из прошлого столетия и продолжают жить и развиваться в соответствии с современными реалиями. Эти новые явления нашего времени, естественно, порождают и совершенно новые, оригинальные направления философской мысли. Среди всего этого многообразия есть очень влиятельные, мировые школы, есть узкие, частые направления, но все вместе они продолжают мировую историю философии, основывающуюся на традициях, обогащающуюся новациями и никогда не останавливающуюся в своем развитии.
Основными моделями современного философского мышления, философскими школами и течениями являются позитивизм, структурализм, экзистенциализм, «философия жизни», психоанализ.
1. Иррационализм (лат. irrationalis – бессознательное, неразумное) – философские течения, которые провозглашают
главенство чувственного начала и делают
его основной характеристикой, как самого
мира, так и мировосприятия.
В противоположность философской классике,
выдвинувшей на первое место разум и рациональность
и поставившей в качестве основной цели
выявление внутренней логики процессов,
постклассическая философия знаменует
собой отказ от признания разумных оснований
действительности и выдвигает на первый
план иррациональный момент. Хотя определенные
иррационалистичные тенденции можно проследить
на протяжении длительного развития философии,
сам термин «иррационализм», относят все
же до философских направлений конца 19-го – начала 20 веков.
Особенно ярко иррационалистичная философия
была представлена в это время философией
жизни.
Главное понятие философии жизни - "жизнь" - неопределенно и многозначно; в зависимости от его истолкования можно различать варианты этого течения. Жизнь понимается и биологически - как живой организм, и психологически - как поток переживаний, и культурно-исторически - как "живой дух", и метафизически - как исходное начало всего мироздания. Хотя у каждого представителя этого направления понятие жизни употребляется почти во всех этих значениях, однако преобладающим оказывается, как правило, или биологическая, или психологическая, или культурно-историческая трактовка жизни.
Биологически-
Другой вариант философии
жизни связан с космологически-
В
борьбе с рассудочно-
2. Марксизм - разработанная К. Марксом и Ф. Энгельсом система философских, экономических и социально-политических взглядов, включающая:
- философский материализм и диалектику;
- материалистическое понимание истории (теорию общественно-экономических формаций);
- обоснование экономических
- теорию классов и классовой борьбы;
- теорию пролетарской - социалистической
революции и перехода к
Марксизм – это учение о буржуазном обществе XIX в., о путях и способах его революционного преобразования в новую общественно-экономическую формацию – коммунизм; теория практического изменения мира человека. Одновременно это и глубокое социально-философское исследование человеческой истории, ее сущности, противоречий, движущих сил и тенденций развития.
Идейными источниками
Марксизм это определенная модель глобального переустройства мира, включающая идею всеобщей социальной, духовной и мировоззренческой революции.
После смерти Ленина диалектико-материалистическая
философия в России стала утрачивать
свою цельность и методологическую
значимость. Ее многочисленные представители
были втянуты в дискуссию, которая
способствовала их дифференциации на
противо¬стоящие друг другу группы "механистов",
которых возглавляли Л.И. Аксельрод и К.А.
Тимирязев, и "диалектиков" во главе
с A.M. Дебориным. Первые утверждали, что
не может существовать обособленной сферы
философствования, вторые склонялись
к тому, что философия обладает самостоятельным
статусом и имеет свое собственное содержание.
В последующем многие участники философских
дискуссий были репрессированы. Произошла
канонизация марксизма, догматизация
его принципов, монополизация "творческого
развития" одним лицом, группой лиц
и анонимным коллективным автором. Появились
официальные философы, ставшие главными
интерпретаторами марксистской философии
и идеологии. С их помощью работы Сталина
были возведены в ранг высшего образца
"творческого марксизма".
В 1922 г. из Советской России на знаменитом
"философском переходе" были высланы
выдающиеся отечественные мыслители.
В 30-е годы были расстреляны или погибли
в лагерях И.К. Луппол, Я.Э. Стен, Г.Г. Шпет,
П.А. Флоренский и сотни мыслящих философов.
"Крыло" репрессий "подмяло"
под себя философию. Еще в начале 50-х годов
марксизм-ленинизм был своего рода "молотом",
которым сокрушали все подряд: биологию,
генетику, психологию, кибернетику, всех
инакомыслящих. Разрушение философии
казалось окончательным, тем не менее
к концу 50-х гг. остатки былого "философского
огня" стали разгораться, а в 60-е гг.
заявила о себе новая советская философия.
Достаточно упомянуть имена Э.В. Ильенкова,
А.А. Зиновьева, М.К. Мамадашвили, A.M. Пятигорского.
С начала 90-х годов марксизм перестал быть
официальной государственной философией
и идеологией России. Однако диалектико-материалистическая
философия, несмотря на сложные политические
и идеологические условия, в основном
сохранила свое методологическое значение,
приобрела немало плодотворных идей из
работ многих советских ученых - специалистов
в области обществоведения, естествознания,
истории философии, этики, эстетики.
Современная зарубежная марксистская
философия характеризуется многообразием
вариантов и концепций, среди которых
особенно выделяются социолого-технократический
материализм, историзм, структурализм,
гуманистическая антропология.
3. Позитивизм (от лат. positivus - положительный) - философское направление, оформившееся в тридцатых годах XIX столетия и существующее до наших дней. Термин "позитивизм" введен одним из основателей этого направления, французским философом и социологом О.Контом (1798-1857). Позитивизм, возникновение и эволюция которого неотделимы от развития научного знания, существует и в качестве самостоятельного философского направления, и в качестве умонастроения исследователей в области естественных и точных наук, а также в области психологии, истории, социологии, этики, эстетики. Отдельные положения позитивизма переплетаются с такими направлениями философской мысли, как прагматизм, инструментализм, неореализм.
Позитивизм в процессе своей эволюции прошел три основные стадии: первая, начальная стадия связана с именами О.Конта, Г.Спенсера, Дж.Ст.Милля, Э.Ренана, Н.Михайловского и др.; вторая стадия, эмпириокритицизм, или махизм (Р.Авенариус, Э.Мах, А.Пуанкаре, А.Богданов и др.), оформилась в конце XIX - начале XX века; третья стадия - неопозитивизм, или логический позитивизм.
У логических позитивистов
мир оказывается калейдоскопом
чувственных восприятий. Вне чувственных
восприятий нет никакой
Все функции знания сводятся к описанию чувственных данных. Если мир представляет собой комбинацию чувственных данных и знание может относиться только к чувственным данным, то оно сводится лишь к фиксации этих данных. Объяснение и предсказание исчезают. Объяснить чувственные данные можно было бы, только апеллируя к их источнику - внешнему миру. Логические позитивисты отказываются и от объяснения. Предсказание должно опираться на существенные связи явлений, на знание причин, управляющих их возникновением и исчезновением. Логические позитивисты отвергают существование таких связей и причин. Таким образом, остается только описание явлений, поиски ответов на вопрос "как?", а не "почему?".
Такова модель науки, предлагаемая логическим позитивизмом. Итак, в основе науки, по мнению неопозитивистов, лежат протокольные предложения, выражающие чувственные данные субъекта. Истинность этих предложений абсолютно достоверна и несомненна. Совокупность истинных протокольных предложений образует эмпирический уровень научного знания - его твердый базис.
Для методологической концепции логического позитивизма характерно резкое разграничение эмпирического и теоретического уровней знания. Однако первоначально логические позитивисты полагали, что все предложения науки - подобно протокольным предложениям - говорят о чувственных данных. Поэтому каждое научное предложение, считали они, можно свести к протокольным предложениям. Достоверность протокольных предложений передается всем научным предложениям, отсюда наука состоит только из достоверно истинных предложений.