Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 21:55, контрольная работа
Натурфилософия. Философское развитие Шеллинга характеризуется, с одной стороны, четко выраженными этапами, смена которых означала отказ от одних идей и замещение их другими. Но, с другой стороны, для его философского творчества свойственно единство основного замысла - познать абсолютное, безусловное, первое начало всякого бытия и мышления. Шеллинг критически пересматривает субъективный идеализм Фихте. Природа не может быть зашифрована лишь формулой не-Я, считает Шеллинг, но она не есть и единственная субстанция, как это полагает Спиноза.
Философия Шеллинга
Философия позднего Шеллинга
Романтизм - новое в философии
Под влиянием романтизма
Основные философские труды Шеллинга
Философия искусства
Принцип историзма
Искусство и мифология
Идеальный и реальный ряды в искусстве
Музыка и живопись
Архитектура и скульптура
Поэзия: лирика, эпос и драма
Роман
Трагедия
Комедия
В "Философии тождества"
Шеллинг вводит понятие интеллектуальной
интуиции, рассматривая ее уже не как
самосозерцание "Я", а как рефлексию
абсолюта, олицетворяющего единство
объекта и субъекта. Это единство
уже и не дух, и не природа, а "безличие"
обоих (подобно точке безразличия
полюсов в центре магнита), это "ничто",
содержащее возможность всего. Идея
безразличия, как потенциала, казалась
эвристической, и Шеллинг возвращается
к ней в работе "Философия
и религия", где рассматривает
вопрос о том, как происходит осуществление
потенциала "ничто" в "нечто",
посему нарушается равновесие объективного
и субъективного в точке
Свободная воля "взламывает" Абсолют, самоутверждая себя. Поскольку это иррациональный факт, он не может быть предметом философии, понятой как рациональное выведение всего сущего из исходного принципа. А посему негативную, рационалистическую философию следует дополнить позитивной. В рамках "позитивной" философии иррациональная воля постигается эмпирически, в "опыте откровения", отождествляемом с мифологией и религией. Этой "философией откровения" Шеллинг завершает свою философскую систему, получившую неоднозначную оценку.
Шеллингу пришлось уточнять свою позицию: "Я отличаюсь:
а) от Декарта тем, что
не утверждаю абсолютного
б) от Спинозы тем, что
не утверждаю абсолютного
в) от Лейбница тем, что реальное
и идеальное не растворяю в
одном идеальном, но утверждаю реальную
противоположность обоих
г) от материалистов тем, что духовное и реальное не растворяю целиком в реальном;
д) от Канта и Фихте тем, что не полагаю идеальное только субъективно, напротив, идеальному противопоставляю нечто вполне реальное - два принципа, абсолютным тождеством которых является Бог". При всей похожести на всех он был похож только на самого себя. Философские взгляды Шеллинга эволюционировали. Он находился в постоянном поиске, затрагивая самые актуальные вопросы.
Интересны его размышления и по поводу исторического прогресса. Он отмечает, что сторонники и противники веры в совершенствование человека запутались, что считать критерием прогресса. Одни считают, что визитной карточкой прогресса является состояние, морали, не понимая, что мораль производна, что ее критерий абсолютно абстрактный. Другие делают ставку на состояние науки и техники. Но развитие науки и техники по своей сути является антиисторическим фактором.
Если принять во внимание,
что целью истории является постепенная
реализация правового устройства, то
критерием общественного
В философии Шеллинга выстраиваются
следующие этапы: натурфилософский
и трансцендентальный; "философии
тождества"; "философии свободно;
"положительной философии"; "философии
мифологии и откровения". Можно
по-разному оценивать
Его философия оказала
значительное влияние на европейскую
мысль, в том числе на русскую
философию. С ним переписывался
П.Я. Чаадаев, его лекции слушал известный
славянофил И.В. Киреевский, его учеником
был глава русского шеллингианства
профессор Московского
В XX в. иррационалистические идеи Шеллинга получили свое развитие в философии экзистенциализма. Кроме того, его философская система, сохраняя преемственность с учением И. Канта и И. Фихте, стала одним из теоретических источников философии Г. Гегеля.
Философия позднего Шеллинга
Основная проблема и одновременно главное противоречие философии позднего Шеллинга определяются прежде всего тем, что философ, с одной стороны, сохраняет верность идее Абсолюта, абсолютного тождества, более того, все решительнее и определеннее придает ей религиозное значение, а с другой стороны, остро пережинает несомненный для него разрыв между Абсолютом и действительностью. Это "отпадение от Абсолюта" характерно, согласно Шеллингу, для всей предшествующей философии нового времени независимо от того, шла ли она на такой разрыв сознательно или, напротив, сверх меры апеллировала к абсолютному и божественному. Поэтому, признавая заслуги выдающихся мыслителей нового времени перед культурой человечества, Шеллинг склонен считать, что целые века существовала лишь "негативная философия'. И только теперь стоит задача создать философию позитивную, обращенную не к отвлеченным сущностям, а к существованию, действительности вещей, событий, обстоятельств.
Естественно, что на этом
пути противостояние Гегелю, вознамерившемуся
превратить все действительное в
простое инобытие логического, выступило
на первый план. Заслуга Гегеля, по Шеллингу,
- в том, что он осознал логическую
природу своей философской
Абсолютному идеализму логицистского типа (в основном немецкого образца) в истории мысли противостоит, по Шеллингу, философия эмпиристской направленности, развитая главным образом англичанами и французами и ближе подошедшая к решению задач позитивной философии. Но и она требует как переосмысления, так и нового синтеза с идеями абсолюта.
Читанный Шеллингом в зимнем семестре 1832-1833 гг. и летом 1833 г. курс "Положительная философия" дает ответ на вопрос, как должна строиться эта новая философия как система. Первую часть этой системы должно составить своего рода введение - с обоснованием самой идеи, сути "положительной философии", её отличия от других философских систем. Вторая часть системы - "философия мифологии", а третья - "философия откровения".
Философия мифологии, согласно Шеллингу, имеет своим предметом не восхваление мифа и мифологического способа мышления, а их тщательное философское осмысление. Прежнюю рационалистическую философию Шеллинг не без оснований упрекает в том, что она отнесла миф и мифологию к канувшим в прошлое явлениям. Верно, что Прошлое (а его философ пытался постичь еще в "Мировых эпохах") тесно спаяно с мифотворчеством. Однако Настоящее и Будущее еще не раз почувствуют, - пророчествует Шеллинг, неувядающее значение мифов для человеческой жизни. Шеллинг последовательно рассматривает различные теоретические объяснения мифов - поэтические, религиозные и другие, достаточно конкретно и аргументирование опровергая эти мифологемы. Проект исследования, предлагаемый самим Шеллингом, и его основная идея таковы: "Мифология - исторически неизбежный момент в развитии сознания. В религии ей соответствует пантеизм-многобожие. Изначально, по мнению Шеллинга, человеческой природе присущ монотеизм (представление о едином Боге), но для того, чтобы такое представление укоренилось в сознании как нечто истинное, оно должно пройти через свое отрицание. Возникает триада: первобытный монотеизм - политеизм (мифология) - монотеизм христианства (откровение). Положительная философия в целом посвящена обоснованию и истолкованию монотеизма".
Романтизм - новое в философии
1797 год, который Шеллинг
провел в Лейпциге за
На восходящую философскую
звезду - Шеллинга - романтики не могли
не обратить внимания. В марте 1797 года
Фридрих Шлегель, тогда ярый фихтинец,
опубликовал восторженную рецензию
о статье Фихте и Шеллинга в "Философском
журнале". Остывая к Фихте, он охлаждался
к Шеллингу. "Идея к философии
природы" ему решительно не понравились.
Но личность Шеллинга притягивает. И
не смотря на то, что для романтиков
он представляется как оледеневшим.
Для них "Его так называемая
энергия - всего лишь румянец на щеках
больного. Для него вся жизнь состоит
из одних плюсов и минусов". (Ф.
Шлегель Шлеермахеру). Но все же,
не смотря на все разногласия, Шеллинг
был постоянным гостем Шлегеля. Также
был непосредственным членом Иенского
кружка романтиков, 1799 года просуществовавшего
до весны следующего года. Он был
не только постоянным гостем в доме
А.В. Шлегеля, в сентябре он здесь
поселился. Он разделял многие убеждения
романтиков, их разочарование в идеалах
Просвещения и Французской
По мнению Шеллинга, религия не может быть метафизикой. Но и Кантовская трактовка религии "в приделах только разума" тоже не верна. Религия не мораль и не средство ее упрочения. Религия - это особое чувство зависимости от бесконечного. Но, не смотря на все мытарства Шеллинга, он был всегда больше натуралистом, чем, кем-либо. Что первично: дух или природа?"всякая философия должна исходить из того, либо природа создается разумностью, либо разумность природой". Естествознанию свойственна тенденция, переходить от природы к духу. Натуралист открывает законы, оразумливает природу; благодаря этому естествознание превращается в натурфилософию, "которая является основой философской наукой". Антипод натурфилософии - трансцендентальная философия. Она исходит из первичности субъективного духовного принципа. Шеллинг называет ее "другой основой философской наукой", (отнюдь не единственной и даже не первой!) это "знание о знании".
Шеллинг по прежнему полон любви к природе и почтению к естествознанию. "Как не стараешься избавиться от природы, она всегда настаивает на своем" - это латинское изречение он напоминает тем, кто готов отмахнутся от окружающего нас мира. В новой работе Шеллинг просто переходит к другому кругу проблем. Те, что поставил Кант, частично решил, а частично сделал предметом размышления. Главное открытие Кант в "Критике чистого разума" - активность познания. Шеллинг раздвигает рамки этого открытия. Активен, по Канту, рассудок, чувства пассивны: интеллект конструирует понятия, чувства лишь аффинируются (возбуждаются) окружающими вещами. Простейший акт познания - ощущения. Вся реальность познания опирается на ощущения, и Шеллинг называет "неудавшейся" любую философию, которая "не в состоянии объяснить ощущения". Старые рационалисты игнорировали ощущения, эмпирики видели их значения, но не могли растолковать, что это такое. Однако воздействие извне недостаточно для понимания ощущения. Ответить на вопрос о происхождения ощущения - значить назвать породившую его причину. Но "закон причинности распределяется только на однородные вещи (вещи принадлежащие одному и тому же миру) и не допускает перехода одного мира в другой. Ввиду этого превращения первоначального бытия в знании было бы понятно, если бы можно было бы показать, что также и представление является родом бытия: такое объяснение, во всяком случае, выдвигается материализмом, системой, которую философу оставалось только приветствовать, если бы она действительно выполняла взятые на себя обещания. Однако материализм в том виде, как он до сих пор существовал, характеризуется полной непонятностью, а если он становится пригодным для понимания, его нельзя отличить от трансцендентального идеализма. "
Ценнейшее познание! Шеллинг по прежнему тянется к материализму, но его не устраивает в известном ему материализму отсутствие диалектики. Идея активности познания логично приводит к другой идей, едва намеченной в гносеологии Кантом и подхваченной Шеллингом, - идее историзма. Шеллинг набрасывает систему понятий, которая, по его представлению, совпадает с действительным движением познания и конструирование реального мира. "Философия является. историей самосознания, проходящего различные эпохи". Термин "эпохи" употреблялся раньше только применительно к истории человечества, Шеллинг включает его в теорию познания.
Изначальное тождество объекта и субъекта, духа и материи носит деятельный характер. Два противоположных вида деятельности - реальный, подлежащий ограничению, и идеальный, безграничный, сливаются в нечто третье, представляющее собой ощущение. Оно и идеально и реально одновременно, пассивно и активно. В "первую эпоху" самосознание проходит путь от простого ощущения до продуктивного созерцания. Понятие продуктивного, или интеллектуального, созерцания - важнейшее в системе трансцендентального идеализма. Это знание о предмете и одновременно порождение его. Как же конструируется материальный предмет? Материя существует в трех измерениях, которые создаются действием трех сил - магнетизма, электричества и химического средства. Действие магнитной силы однолинейно, так рождается измерение длины; электричество растекается по плоскости, химический процесс протекает, а пространстве. "Вторая эпоха" простирается от продуктивного созерцания до рефлексии (размышления о самом себе).